Представляем вам команду администрации Владивостока — заместителей главы города. Тех, кто каждый день трудится на благо города и во имя его развития.
О том, сколько школ и детских садов будет построено в столице ДФО, какие смыслы заложены в мастер-план города и повернулся ли Владивосток на восток — наш разговор с Сергеем Дмитриенко, первым заместителем главы администрации города.
Картинка идеального будущего
— Сергей Михайлович, в будущем учебном году в школе в Снеговой Пади откроется сразу шесть первых классов. Во всем Владивостоке такая активность или это «локальный феномен»?
— На моей памяти в Снеговой Пади уже третий год подряд набирают не по три первых класса, а гораздо больше. Там действительно много малышей, много молодых семей, семей военных, где — как правило — не один ребёнок, а больше.
Но отмечу, что это отнюдь не «локальный феномен». Вот что говорят цифры: школа № 80 — шесть первых классов в этом году набирает, № 47 — пять, школа № 79 — шесть первых классов, образовательные комплексы «Вектор» и «Ступени» — девять, школа № 25 — пять первых классов, столько же набирает и школа № 74.
Во Владивостоке есть развивающиеся районы, где продаётся, строится жильё, и там надо принимать меры, чтобы строить школы. И есть районы, в которых школы недозагружены.
— Хватает ли сегодня Владивостоку школ и детских садов? Каковы перспективы строительства новых?
— Школ не хватает, да. С детскими садами немного иначе, здесь возникают скорее точечные вопросы, потому что каждому родителю хочется, чтобы детский сад был в шаговой доступности, желательно — в соседнем доме. И это нормальное пожелание, естественное. Поэтому мы с застройщиками сегодня говорим о том, чтобы они предусматривали встроенные детские сады. То есть когда ты строишь здание, то часть помещений отводишь под детский сад. Небольшой, на 60-90 мест. И родители могут вести ребёнка в детский сад, не выходя из дома. Это идеальная ситуация. Многие застройщики пошли по такому пути, один из таких детских садов открывается в посёлке Трудовое, где мы в 2022 году выкупили помещение под детский сад.
Конечно, мы понимаем, что не везде так будет получаться. И там, где будет вестись комплексная застройка, мы должны давать людям возможность водить детей в детский сад.
Аналогичная ситуация со школами. Да, есть районы, где школы занимаются в две смены. Но мы смотрим на прогнозы по количеству детей на перспективу. И например, в центре города у нас тенденция к снижению количества детей в школах, потому что молодые семьи покупают жильё и переезжают в новые районы, за счёт этого у нас туда смещается и запрос на школы. Поэтому в мастер-плане Владивостока мы уже учитывали те районы, в которых нужно будет построить школы. Всего потребуется — по предварительным данным — девять учебных заведений. В некоторых случаях можно будет не строить школу целиком, например, рядом со школой № 74 есть большое пространство, где можно поставить новый корпус. С таким же предложением — но уже насчет школы № 83 — глава Владивостока Константин Шестаков обратился к губернатору Приморья Олегу Кожемяко: построить рядом новый корпус, площади позволяют. Это можно сделать быстро и снять остроту вопроса здесь и сейчас.
— Вы сказали о молодых семьях, которые уезжают из центра. Владивосток становится классическим мегаполисом, где люди живут за городом, а в центр ездят работать?
— Сегодня урбанисты уже говорят о том, что нет задачи так сильно отделять жилые функции от административных в городе, потому что концепция «живу в пригороде, работаю в центре» означает постоянно проблемный трафик — ежедневный и сложный. Идеальна ситуация, когда в одном районе человек может и работать, и жить, водить детей на учёбу и так далее. Понятно, что для Владивостока это картинка идеального будущего, и даже не 2030 года, а 2050-го. Невозможно быстрее перестроить город. Но мы ставили такие цели, формируя мастер-план.
— Скоро сентябрь, в школах, детских садах начнутся занятия. Как продвигается ремонт в этих учреждениях — стабильно, по графику?
— В школах и детских садах «стабильно, по графику» не бывает. Во многих зданиях инфраструктура достаточно ветхая, к тому же погодные явления добавляют проблем, вскрывая дополнительные слабые места.
У нас есть план, согласно которому в первую очередь мы занимаемся ремонтом и восстановлением (а также строительством — там, где их нет) спортивных площадок рядом со школами. Это проект губернатора Приморья Олега Кожемяко, согласно которому в 33 школах Владивостока к должны появиться стадионы и спортивные площадки. Проект в целом выполняется, однако есть случаи, когда нас подводят подрядчики. С такими мы ведём работу вплоть до расторжения контрактов, наказываем рублём.
Аналогичная ситуация в детских садах, где мы — также по проекту Олега Николаевича — восстанавливаем и ремонтируем теневые навесы. 47 детских дошкольных учреждений вошли в эту программу.
Кроме того, в 11 учебных учреждениях идёт замена пожарной сигнализации — безопасность детей превыше всего, в 12 детских садах и шести школах будет заменена кровля.
Министерство образования Приморского края согласовало нам возможность использования экономии денежных средств, которая получилась в результате торгов по стадионам. Мы провели открытые процедуры, получили экономию и в результате можем ещё что-то сделать, что необходимо в школах и садах.
Экономике нужны технари — будем учить
— Учебный год 2022-2023 во Владивостоке был объявлен главой города Годом математики. Что можете сказать об его итогах? Я знаю, что в этом году выпускники краевого центра сдали профильную математику лучше, чем в прошлом… Это благодаря принятым мерам?
— Это заслуга большого коллектива учителей. Да, мы акцентировали внимание на математике, на точных науках и естественно-научном профиле. Мы понимаем, что экономике нужны технари. Неважно, кем ребёнок в последующем станет: инженером, экономистом, программистом, человек с техническими знаниями в экономике сегодня востребован.
И потому так важны хорошие базовые знания той же самой математики. Мы смогли сплотиться вокруг идеи, для школьников города были проведены многочисленные мероприятия, направленные на усиление школьной программы в части точных наук. И в итоге в этом году ребята сдали профильную математику на ЕГЭ лучше — на шесть баллов в среднем (по сравнению с предыдущим годом).
Что мы делали? Проверили знания учителей в первую очередь. Наша инициатива была поддержана министерством образования Приморского края (вводится механизм для доплаты учителям, которые решились сами сдать ЕГЭ по математике).
Также мы привлекли к решению проблемы специалистов академии просвещения РФ, сегодня это ведущая образовательная организация в сфере повышения квалификации педагогических кадров. На просторах ВЭФ-2022 я познакомился с ректором академии и предложил ему сотрудничество. Они провели анализ имеющихся у нас данных, затем — тестирование учителей и управленцев (что крайне важно), сделали специально для Владивостока уникальный образовательный курс (в том числе для педагогов) и реализовали его. Результат, которого мы достигли, говорит сам за себя.
Также мы привлекли и ведущие вузы региона. МГУ имени Невельского и ВВГУ помогли нам усиленно подготовить тех детей, кто ориентирован на науку, на поступление в университет. 400 ребят ходили в эти вузы и занимались математикой дополнительно.
— Во время своего ежегодного отчета мэр города Константин Шестаков предложил новый учебный год сделать годом первой профессии. Расскажите, пожалуйста, о том, насколько Владивосток готов реализовывать эту программу и правда ли, что дети будут получать аттестат и «корочку» с профессией?
— Очень на это надеюсь, что будет именно так. Мы договорились с министром профессионального образования и занятости населения Сергеем Дубовицким и его командой, что на базе колледжей сможем учить ребят 8-9-го классов по упрощённым программам, чтобы они смогли получить по окончании диплом или свидетельство об освоении той или иной профессии. Когда ребёнок начинает понимать, что знание той же математики тебе пригодится, чтобы ты айтишником стал, то это будет их стимулировать учиться профессии дальше. У нас уже есть опыт такого рода обучения — профессиям младшего медицинского персонала на базе двух школ. Но хочется большего.
Перечень потенциальных профессий у нас уже есть, сейчас мы прорабатываем со школами, что кому будет интересно. Навязывать ничего не собираемся. Школы консультируются с родителями в том числе.
Дать удочку, а не рыбу
— Вы курируете также управление по работе с молодёжью. Что делается для поддержки волонтёрских молодёжных движений?
— Это вопрос, на мой взгляд, достаточно дискуссионный, как, например, вопрос поддержки предпринимательства. Что лучше — дать пять рублей сегодня или выстроить систему, которая позволит завтра зарабатывать 25 рублей ежедневно? Во Владивостоке есть конкурс грантов, по итогам которого пять победителей получают по 100 тысяч рублей на свои проекты. Пять проектов на город, где живёт 180 тысяч молодых людей. Это несопоставимые цифры. Сколько человек охватят эти проекты? И сколько останется тех, кто про них ничего не знает?
Поэтому мы предложили главе города такую идею: у нас должна быть программа, которая помогает молодым, волонтёрам упаковывать их идеи, превращая оные в проекты, которые можно выставлять на всевозможные конкурсы грантов. Не деньги давать, а научить ребят находить эти деньги. Кстати, и деньги-то не всегда нужны, некоторые идеи нуждаются только в том, чтобы была чёткая координация: кто что делает.
Вот с такой задачей сейчас старается справиться управление молодёжи. Когда им удастся создать такую программу, мы обязательно её презентуем, спросим — все готовы участвовать?
Сегодня столько грантовых конкурсов в стране, в крае, в регионе проводится! Тот же конкурс ТОСов — это ведь тоже для молодых, инициативных! Просто им надо помочь научиться упаковывать свои идеи и правильно их презентовать.
В этом году мы директорам школ настоятельно рекомендовали участвовать в грантовых конкурсах, и было подано более 20 заявок и многие получили одобрение.
— Президент России Владимир Путин не так давно объявил новую стратегию развития страны — курс на восток. Как вписывается в эту стратегию Владивосток, что предпринимается в городе в этом смысле?
— Вот передо мной мастер-план Владивостока, проект, который прокладывает генеральную линию развития города на перспективу. И да, в нём делается упор на курс на восток, работу с крупными инвесторами, собирающимися увеличивать, например, грузооборот на контейнерных терминалах. Также учтено и развитие науки, и взаимосвязь наших научных учреждений — ДВФУ, ДВО РАН — с азиатскими партнёрами. Мы понимаем, что структурная экономика быстро не поменяется, но хотим, чтобы доля науки и образования во Владивостоке поднялась на 10-15 процентов, чтобы они нам приносили доход. Потому что развитие научное и образовательное — это высокие заработные платы, другие потребности — а значит, у нас есть возможность расширяться, строить дома под этих людей.
— А как обстоят дела с возобновлением экономических связей с Китаем?
— Помните, чья делегация первой отправилась в Китай, в Янзци и Хуньчунь ещё в феврале, как только отменили — ещё только частично — ковидные ограничения? Делегация администрации Владивостока! Мы стремились восстановить утраченные связи. Представители администрации Владивостока входили в делегацию Приморского края (которую возглавлял губернатор Приморья Олег Кожемяко), побывавшую на ярмарке в Харбине. Там тоже речь шла о восстановлении взаимоотношений. Для начала — о возобновлении туристического потока, затем увеличения грузопотока через наш порт. Кроме того, мы говорили о создании совместных производств — с учётом планов развития Владивостока и прилегающих к нему территорий (того же города-спутника), где можно открывать промышленное производство. И я уверен, что решение властей Китая о том, что Владивосток в их таможенном законодательстве будет рассматриваться как внутренний порт (а это позволит не облагать пошлинами те грузы, которые китайские компании будут направлять с севера КНР на юг через наш порт), более чем показательно в этом смысле.
Курс на восток Владивосток держит уверенно — он для этого и появился на берегах Японского моря 163 года назад.