— Сценическая речь, движение — это норма жизни артиста, без неё он невозможен, — говорит Ефим Звеняцкий, главный режиссёр театра имени Горького. — Чтобы быть хорошим артистом на сцене, надо, чтобы его хорошо слышали. А вот в этом мы хромали. Год назад я собрал труппу и сказал: ребят, чего-то у нас непорядок в речевой партитуре. Давайте пригласим хорошего, высококлассного педагога, который нам поможет. Нас не надо подтягивать до «столичных стандартов», нам не надо говорить, как москвичи. Есть дальневосточный говор — это скороговорка, это быстрая речь, всё это на сцене нам не помогает. Надо остановиться. И педагог поможет нам остановить этот говорок и сделать речь актёров такой, когда ее приятно слушать.
Они сидят прямо на полу, на паркете — в спортивной форме, в удобной одежде. Вся труппа театра имени Горького. И не просто «выполняют упражнения» и занимаются дыхательными практиками, но в первую очередь — влюбляются в речь. В этом основа основ, уверена Елена Ласкавая.
— Репетировать речь нужно в движении, — говорит Елена Валентиновна. — И обязательно в крепкой связи с психологией. Сценическая речь появилась гораздо позже, чем собственно возник театр. Сначала было актёрское мастерство, эмоции… Мы исследуем природу человека, его эмоциональную структуру. И актёр — это единственная профессия, где мы профессионально владеем эмоциональной проработкой, мы осознаны в эмоциях, мы меняем своё эмоциональное состояние по собственному желанию. Для этого мы должны знать психологию. Сценическую речь невозможно оторвать от сценического мастерства и психологию.
В течение недели Елена Ласкавая работала с актёрами театра имени Горького, помогая им и меняя навсегда.
— Это прекрасные артисты, у них высокий уровень мастерства, а вот дыхание поставлено хуже, с ним и работаем, — сказала она. — И ещё выбиваем ваш дальневосточный говорок. Артисты открыты, идут навстречу, вдумываются в то, что мы делаем, в мои слова, и это замечательно.
Я всегда начинаю работу с актерами с текстов Пушкина, потому что считаю, что он на каком-то 25-м кадре прошивает талант. И когда ты с Пушкиным работаешь, ты будишь в артисте его природу, ты будишь в нём любовь к правильной речи, а это самое главное. Вот почему сказки Пушкина нужно читать детям!
Напомним, театр имени Горького уже начал новый сезон — и зрителям Приморского края предстоит увидеть немало интересных премьер. Одна из ближайших — спектакль «Утиная охота» (16+), который по пьесе Александра Вампилова ставит Сергей Руденок.
Ранее «Восток-Медиа» сообщало о планах театра на новый сезон.