Posted 11 сентября, 23:00
Published 11 сентября, 23:00
Modified 11 сентября, 23:00
Updated 11 сентября, 23:00
Деятельность последней регулируется Банком России.
В цифровом формате были представлены копии таких известных фресок школы Рафаэля как «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис», «Венера, вынимающая занозу», из коллекции Государственного Эрмитажа.
Отмечается, что это первый отечественный проект по NFT-токенам, копирующий предметы искусства. Пилотный проект реализуется исключительно на территории нашей страны, он полностью соответствует российскому законодательству, регламентирующему ЦФА. Это на 100% гарантирует защиту прав и продавцов, и покупателей.
Токены создавались по фотографиям, которые были сделаны перед реставрацией фресок и по ее итогам. Изображения оцифровали и снабдили индивидуальными кодами. Уникальность этих токенов в том, что запечатлен в цифровом формате облик фрески до реставрации. Создатели сообщили, что полученные от продажи NFT средства будут направлены на дальнейшую реставрацию коллекций Эрмитажа.
ЦФА можно использовать для реставрации произведений искусства, реставрации музеев и развития их. Если стоимость токена будет невысокой, то купить его смогут не только коллекционеры, а это значит, что вклад в сохранение культурного наследия будет внесён большим количеством россиян. При этом ЦФА одновременно будут и инвестиционным инструментом. Наконец, купившие токены граждане, согласно действующему законодательству, могут демонстрировать их, то есть выставлять в музеях даже в отдалённых населённых пунктах, жители которых едва ли доберутся до столичных галерей. Для Группы «Интеррос» этот проект далеко не первый в «цифре»: компания инвестировала в Тинькофф, «Рексофт», «Атомайз» и другие высокотехнологичные проекты.
В свою очередь, представители «Атомайза» подчеркнули, что для них участие в создании первого арт-токена в Российской Федерации — это и подтверждение экспертности в сфере блокчейна, и интересная работа над созданием новой бизнес-модели.
Гендиректор компании «Интеррос» Сергей Батехин напомнил, что компания давно сотрудничает с Эрмитажем, а Владимир Потанин является членом попечительского совета музея.
«Сегодня это сотрудничество обрело новую, современную форму. С одной стороны, „Интеррос“ активно развивает цифровые технологии, блокчейн, вкладывает в это силы и средства, а с другой стороны, искусство все больше и больше становится цифровым, поэтому „Интеррос“ рассматривает этот совместный проект с Эрмитажем не только как средство или инструмент, который позволяет привлечь инвестиции в искусство, но и как менеджмент культурного наследия», — пояснил Сергей Батехин.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, — «Мы в Эрмитаже — большие любители инноваций. И многие пилотные программы делали вместе с „Интерросом“. Очередной проект посвящён использованию новейших технологий для развития музейного дела и создания совершенно уникальных продуктов. Для токенов мы выбрали три фрески школы Рафаэля, которые реставрировались в Эрмитаже. В процессе выяснилось, что эти росписи подновлялись и переделывались под вкусы последующих эпох. Поздние записи скрывали замечательные фрески учеников Рафаэля: теперь всё это заиграло, они снова прекрасны. Промежуточные состояния фресок, которые фиксируются только на этапах реставрации и затем исчезают, — это сама по себе замечательная история. В этом и смысл NFT — сделать уникальное, чего не было и уже не будет. Благодаря „Интерросу“ и платформе „Атомайз“ появилась система, с помощью которой токены могут выпускаться и продаваться в соответствии с российским законодательством и без больших финансовых потерь. Эту новую юридическую, технологическую и новую искусствоведческую схему мы используем для того, чтобы и дальше создавать „Эрмитаж в облаках“ — нашу резервную копию. Он будет виден со всех концов мира — через технологии, для которых не существует границ».
«Конечно же, пионером в этом направлении в нашей стране всегда был государственный Эрмитаж, который отчеканил целый ряд своих шедевров, сделал такие вот токены с Мадонны Литты Леонардо да Винчи, с произведений Клода Моне, Винсента Ван Гога и многих других. Конечно же, вот такие вот эксперименты привлекают к реставрационной науке, к музейным коллекциям, к музеям, к истории искусства, к искусству вообще очень широкую аудиторию, в том числе молодую аудиторию», — полагает кандидат искусствоведения, зав. кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук МГХПА им. С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств Кирилл Гаврилин.
По словам гендиректора ООО «Цифровые активы» Максима Трофимова, рынок ЦФА является одним их самых молодых в нашей стране, но уже есть динамика, растет сфера применения ЦФА. Таким образом, токенизация культурной сферы была только вопросом времени. Эксперт считает, что арт-токены имеют не меньший потенциал, чем токены на ценные металлы и долговые обязательства. Главное — обеспечить прозрачность и надёжность, что гарантирует технология блокчейн.