Напомним, одно из новых медиа опубликовало мнение неких неназванных «граждан Китая», которые, прочитав, видимо, в новостях (как много, оказывается, среди гостящих в Приморье граждан Поднебесной знатоков русского языка) о том, что в столице ДФО на Миллионке будет установлено несколько скульптур, изображающих китайцев — жителей этого квартала, выразили своё недовольство по этому поводу.
И даже возмутились — мол, «то, что скульптура изображает угнетенного во всех смыслах нищего китайца-носильщика, это, по словам представителей Китая, обидно и оскорбительно».
Вызовет ли мнение неких анонимных граждан КНР «международный скандал» и должны ли жители и власти Владивостока впредь устанавливать в городе только парадно-сияющие и, желательно, одобренные всем населением Китая произведения искусства, обсуждают жители Владивостока.
— Напомню, у нас в городе уже больше 10 лет стоят барельефы из серии «Обитатели Миллионки», — говорит журналист Любовь Берчанская. — Один из них, установленный в самом центре Миллионки, называется «Китаец-водонос». И по сравнению с ним китаец-носильщик, изображённый в скульптуре, — просто цветущий персик! Что показательно, за более чем 10 лет, чуть не половина из которых (до пандемии) прошла в постоянных посещениях китайскими туристами Миллионки (с осмотром в том числе и барельефа), не было известий о том, что официальный Пекин отправил в МИД России ноту об «оскорблении чувств жителей КНР образом водоноса». Удивительно, да?
— А мы теперь, жители России, всегда будем учитывать мнение всего населения Китая о том, какие нам ставить скульптуры, опросы будем проводить? — размышляет житель Владивостока Николай. — Что-то я не припомню, чтобы власти КНР интересовались мнением приморцев на тот счёт, как именно им благоустраивать китайские города. Лет пять назад тот же Хуньчунь был весь уставлен русскими матрешками, смешными, безвкусными и даже слегка нелепыми. Вызвало это международный скандал? Нет. Ну на том и порешим, хорошо?
Специалисты-историки и китаисты тоже несколько озадачены постановкой вопроса об «оскорблении чувств жителей КНР» историческими скульптурами в центре Владивостока.
— Владивосток — город, историческое предназначение которого заключается во взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и в первую очередь с ближайшим соседом — Китаем, — говорит Ирина Кейдун, профессор, врио заведующей кафедрой китаеведения Восточного института — Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). — Важную роль в этом процессе всегда играло морское сообщение, поэтому развитие Владивостока на заре его истории было тесно связано с развитием порта. И нет ничего удивительного в том, что первые граждане Поднебесной, которые получили работу в нашем городе, занимались разгрузкой торговых судов. Однако только этой деятельностью иностранное население молодого города не ограничивалось. Профессии китайцев были разнообразны. Они работали практически во всех сферах: трудились переводчиками, ремесленниками, парикмахерами, мелкими служащими, активно занимались торговлей. Также в первом высшем учебном заведении Дальнего Востока — Восточном институте (ныне ДВФУ — прим.ред.) российским студентам преподавали граждане из Поднебесной.
О том, что жители Китая во Владивостоке трудились и прачками, и водоносами, и работой прислуги не брезговали, можно узнать, например, из писем Элеоноры Прей, да что там — увидеть на старинных документальных фотографиях (одна из них, кстати, послужила основой для создания барельефа «Китаец-водонос»). Вся история Миллионки — китайского квартала в центре Владивостока — по сути есть история далеко не самых богатых и успешных китайцев. Вычеркнем её из истории Владивостока или пересмотрим?
— Не согласен с точкой зрения, что такие фигуры не совсем уместны, — говорит Алексей Буяков, возглавляющий Общество изучения Амурского края. — Мы говорим об истории Владивостока, а не о современности. Китайское население внесло свой вклад в развитие города. Были и носильщики, были и водоносы, были и содержатели притонов и опиумокурилен. Были! Из песни слов не выкинуть.
На мой взгляд, появление новых арт-обьектов в исторической части города можно только приветствовать. Но есть одно «но». Три фигуры будут сосредоточены практически на одном пятачке в районе Светланской, Адмирала Фокина. Определенная скученность. Может быть, их стоило установить именно внутри Миллионки?
Можно сказать, что угроза «международного скандала» не слишком обеспокоила жителей Владивостока. Кстати, туристов из КНР в нашем городе становится всё больше — и это устойчивая тенденция. Что не может не радовать.
Ранее «Восток-Медиа» сообщало, что скульптуры исторического плана будут установлены во Владивостоке.