«Люблю поесть», — сказала балерина: солисты Мариинского театра — о профессии и о себе

30 октября 2023, 10:04
10 лет назад во Владивостоке случилось самое настоящее чудо. Появился театр оперы и балета — сбылась заветная мечта тысяч поклонников искусства! Сегодня Приморская сцена Мариинского театра — неотъемлемая часть духовной жизни Приморья.

«Восток-Медиа» представляет проект «Балетные тоже люди». Это серия интервью с ведущими солистами балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. Поговорим о стереотипах про балетных, о спектаклях и травмах, о жизни в театре и за его пределами…

Наша первая героиня — Лилия Бережнова, ведущая солистка Приморской сцены Мариинского театра. Наша землячка, владивостокская девчонка, морячка, ставшая prima balerina.

То был билет в один конец

— Вы из танцующей семьи?

— Нет. Мама — медик, работавшая на скорой Владивостока, позже ушла в преподавательскую деятельность; папа занимается машинами, бабушка работала в ДВГУ.

— Как же вы пришли в балет?

— Мама в детстве посещала кружок хореографии, ей нравилось танцевать. Судьба сложилась иначе, она стала прекрасным врачом и педагогом. Всегда считала, что хореография и музыка для девочки необходима. Когда исполнилось шесть лет, меня привели на просмотр в балетную школу на второй речке, куда я поступила. Мои первые педагоги, заложившие любовь к хореографии, — это Нина Сергеевна Плахотник, Меркурьев Сергей Валентинович. Спустя четыре года Нина Сергеевна всерьёз поговорила с мамой о том, что у меня есть балетные данные для поступления в хореографическое училище.

Мы с мамой отправились в Санкт-Петербург. Училище имени А. Я. Вагановой. Хотелось учиться в лучшей балетной школе мира.

Честно скажу, билеты мы брали только в один конец. Летела я с мыслью: поступить обязательно. В тот год был высокий конкурсный отбор. Приехали дети со всей России, комиссия просмотрела 750 претендентов. Конкурс выдержали 75 из всех. Когда вывешивали списки, в фойе училища царило тревожное ожидание у родителей и детей. Мы с мамой даже не сразу поняли, что за список такой, кого приняли условно, кого нет, кого — безусловно. Моя фамилия была среди тех трёх девочек, которых приняли безусловно. Я очень обрадовалась.

— Вам было 11 лет, вы остались жить и учиться в Санкт-Петербурге…

— Да, осталась в интернате училища. Прилетала домой во Владивосток только на летние каникулы. Из интерната, помню, все разъезжались на зимние и весенние каникулы, а я оставалась одна. Очень было радостно, если мои подруги по училищу приглашали в гости в это время. Вот так прошли годы. Выпустилась по окончании уже фактически взрослым человеком…

— Жизнь в училище закалила вас?

— Безусловно. Там формируется характер. Трудностей было немало — ты остался один в чужом городе и должен научиться с этим жить. Домой звонила два раза в неделю, тогда это ещё было либо по карточкам, либо с переговорного пункта, где всегда были очереди…

Хочу сказать, что о времени учёбы у меня остались тёплые, хорошие воспоминания. В училище прекрасные педагоги — как по профессии, так и по общеобразовательным предметам. Требовательные, сильные. Мы всё время были при деле, нам не давали впадать в уныние, учили преодолевать трудности. Мне это пригодилось.

Я знала, что не могу себе позволить расслабиться, бросить учёбу. Я полюбила балет — и влюблена в свою профессию по сей день, кроме того, несколько лет подряд ставила номера для отчётных концертов, капустников… Словом, жизнь творческая кипела, и это было хорошо. Уставала я? Уставала, но это преодолевалось. Да, приходилось сталкиваться с нечестной конкуренцией. Меня это задевало, но злобы или обиды не было. Всегда говорила себе: значит, надо быть на три-четыре головы выше, чтобы вопроса о конкуренции больше не возникало. И работала, работала.

В училище я научилась ответственности перед зрителем. У каждого человека в жизни хватает проблем. Но когда зритель приходит в театр, он ждёт погружения в другой мир, ждёт переключения на другую реальность. И предназначение артиста — быть проводником зрителю, дать ему такую возможность. Что бы там у самого артиста ни было на душе в этот момент личного! Мне часто пишут отзывы, благодарят за то, что испытали сильные эмоции — от восторга до слёз. И это самое важное — моё творчество не оставляет зрителя равнодушным!

Как дружно рубили канаты…

— Что важнее в балете — филигранная техника или актёрское искусство, эмоция?

— У каждого артиста свои сильные стороны. Кто-то берёт напором, кто-то харизмой, кто-то — лирической проникновенностью, а кто-то всё делает настолько технически безупречно, что это завораживает. И тут каждый зритель решает для себя, что ему ближе. Появляется своя публика…

Лично моё мнение: техника — это прекрасно и этому нас не зря учат восемь лет, и потом мы оттачиваем её каждый день. Но мне интереснее смотреть на эмоцию, на содержание. Я скорее прощу артисту технические недочёты, чем то, что он не вызвал во мне эмоций… Балет не зря называется искусством. Балет, как и опера, — элитарное искусство. Это не спорт. Одну и ту же партию разные балерины исполняют по-своему, вкладывая индивидуальные эмоции и переживания.

— Нужно ли быть перфекционистом, чтобы добиться успеха в балете?

— Это философский вопрос, — улыбается Лилия. — Нет предела совершенству, а с другой стороны, есть опасность самого себя загнать психологически и стать глубоко несчастным…

Знаете, мне повезло. Из Санкт-Петербурга прилетала домой на летние каникулы каждый год и все лето проводила на учебно-парусной базе ДВВИМУ. Там преподавала на кафедре моя мама и она же записала меня в школу юнг ДОЛ «Мореход». Мы занимались парусным спортом. Ходили на ялах, ставили паруса, учились вязать морские узлы и подавать сигналы. Это был опыт командной работы. Было весело, интересно, морские походы — занятие непростое, закаляет характер. Вот уж где не место для белоручек! И канаты тянула, и в походах вместе с командой всякое бывало… В школе юнг я поняла, что такое дружеское плечо. С ребятами из «Морехода» я до сих пор общаюсь, дружески и тепло, многие из них стали морскими инженерами и судоводителями, окончив МГУ им. Невельского.

Когда выросла, то продолжила заниматься парусным спортом, принимала участие в гонках. Очень это люблю!

— Вы окончили училище, много гастролировали…

— Мне хотелось, как любому молодому человеку, посмотреть мир. Труппа, в которой работала, много гастролировала, повидала мир. После училища и той аскезы, которая там царит, ты вылетаешь в мир, как пробка от шампанского, — к приключениям, путешествиям, новым впечатлениям! Мне тоже всего этого хотелось — и оно случилось! Замечу, что гастрольная жизнь непростая — каждый вечер спектакли, днем репетиции, новые театры и сцены… Когда ты молодой, у тебя отличная компания — всё прекрасно!

В родной город — не раздумывая

— А когда узнали, что во Владивостоке появился театр оперы и балета?

— Это было в 2014 году. Как узнала, позвонила в театр Владивостока, поговорила. Мне сказали — да, нужны кадры, приезжайте. Поехала, не раздумывая. Хотела вернуться в родной город, который люблю всем сердцем. В скором времени театр стал Приморской сценой Мариинского театра. Всегда мечтала танцевать на сцене Мариинки. Мечта сбылась.

Сегодня я не поменяю родной театр уже ни на что. Мы регулярно бываем с гастролями в Санкт-Петербурге, довелось танцевать на исторической и новой сценах Мариинского театра. Спектакль — высочайшая ответственность — Мариинский театр обязывает, являясь колыбелью русского балета.

Недавно в рамках гастролей в Санкт-Петербурге давали балет «Тысяча и одна ночь» (16+), поставленный руководителем балетной труппы Эльдаром Алиевым, получили прекрасные отзывы критиков!

— Я видела вас в партии Нуриды. Вы такая же эмоциональная, как она?

— Часто, увидев артиста в каком-то образе, зрители думают, что артист и сам такой. Да, я эмоциональная, но не Нурида. Работая над партией, артист балета прорабатывает все составляющие своего героя — психологический портрет, образ в развитии всего сюжета спектакля. Ты вживаешься в персонаж, стараешься думать, как он, пытаешься понять, каким бы движением и жестом он выразил ту или иную эмоцию. Балет — особое искусство, здесь нет слов, мы всё изображаем языком пластики, позировки, мимики. Поворот головы, взгляд, поза, жест создают квинтесенцию понятности и образности.

Партию Нуриды я готовила с Эльдаром Алиевым, нашим художественным руководителем труппы. Прорабатывали все нюансы образа и техники. Эльдар Агабалаевич научил, по сути, новому виду пластики. В партии много прыжков, поддержек, вращений. Роль предельно эмоциональная и в то же время сложная технически. Эльдар Алиев помог мне войти в этот образ и освоить Нуриду.

Невероятный конец сентября был подарком для всех артистов труппы. Благодаря нашему художественному руководителю мы имели возможность и счастье станцевать на главной сцене страны в Большом театре. Это запомнится навсегда каждому причастному в этих гастролях.

— У вас большой список партий, а есть ли та, о которой вы только мечтаете?

— С каждой партией у меня связаны свои воспоминания, эмоции… Каждая мне дорога. Иногда хочется больше новых ролей, да, но всему своё время.

Любую партию правильно начинать готовить тогда, когда ты к ней готов, иначе ничего хорошего не выйдет. Необходимо созреть психологически и физически. Предела совершенству нет — шлифовать уже имеющиеся партии очень важно, и они, как хорошее вино, будут созревать, становиться лучше…

Упала — вставай

— Балет на сцене — это легко и изящно… Но ведь на самом деле это физически очень тяжело!

— Да, бывает тяжело, особенно если немного не здоров. Приходилось выходить на сцену и с температурой, и с бронхитом… В «Жизель» (12+) пришлось выйти на сцену именно в таком состоянии. И скажу вам: желание танцевать — лучшее обезболивающее! Знаете, на набережной Цесаревича висят афиши нашего театра, я там в партии Мирты. Эта фотография как раз была сделана на репетиции, где я болела бронхитом с температурой. Каждый раз, проходя мимо, думаю: как же я смогла, как выдержала…

Но знаете что? Я запомнила не свою болезнь, а спектакль.

— А падать на сцене приходилось?

— Было дело, и не раз. Но знаете: публика всегда поддерживает. Главное — не раскисать: встать, улыбнуться и продолжить как ни в чём не бывало. После падения ты прыгаешь ещё выше! Помню, в партии Маши в «Щелкунчике» (0+) я упала от души. Но подскочила и потом прыгала ещё выше… Потом посмотрела в записи этот момент — он был секундный, а у меня перед глазами вся жизнь пролетела. Кстати, у нас за падения не ругают, а интересуются, как ты себя чувствуешь…

— Театр уж полон, ложи блещут, вы стоите в кулисах… Что у вас в голове в этот момент?

— Ну вы прямо в святая святых хотите заглянуть… Это всегда приятное волнение. Ты не знаешь, как пойдёт спектакль, всё может случиться… Каждый раз ты входишь в новый спектакль, всегда есть чувство неизвестности… Бывало такое, что прямо на сцене я меняла движения, взгляд, паузы, интонации, потому что чувствовала — именно так надо сегодня!

— В сериалах, в фильмах о балете часто подчёркивают его жестокую сторону: стекло в пуанты, например, и так далее…

— Знаете, в сериалах это слишком концентрированно. Меня в театре окружают хорошие люди, добрые, честные. Может, мне повезло? Не знаю. Но поддержку от коллектива, дружеское плечо я чувствую всегда. У меня в труппе друзья!

И ещё — такие фильмы, сериалы стараюсь не смотреть. А вот документальные фильмы периода СССР о знаменитых балеринах, танцовщиках, об известных труппах смотрю с удовольствием. Стараюсь почерпнуть из таких программ полезное для себя, к тому же они всегда вдохновляют!

Ведёрко мороженого? Запросто!

— Один из главных стереотипов о балеринах: два кусочка яблока и листик салата в день. Покушать любите?

— А то! Но иногда бывает так много работы, что аппетита просто нет. Однако балерина обязана следить за своим питанием, потому что если оно не сбалансировано, то сил танцевать не будет. И значит — на роли ставить не будут, если ты еле ползаешь. Балет — профессия с повышенными физическими нагрузками, не зря у нас и пенсия ранняя.

Я слежу за своим рационом. Да ведь все же люди так, разве нет? Балетные — они тоже из плоти и крови, и поесть им нужно хорошо, и отдохнуть!

— А ведерко мороженого можете умять за вечер?

— Иногда — да! С нашими нагрузками это всё тут же в топку идёт, сгорает.

— Вы сами себе готовите?

— Да, но не очень это люблю. Когда я в отпуске, у плиты нахожусь с удовольствием. В рабочую неделю, если приходишь после спектакля в 11 вечера — это уже испытание. Хорошо, что у нас есть столовая в театре, выручает

— Вы занимаетесь по сию пору парусным спортом?

— Уже нет. Рабочий график не позволяет. Когда театр в отпуске, регаты почти не проводятся. А когда спектакли, на гонки не выберешься.

Но море обожаю! Иногда даже после работы еду искупаться или просто посидеть у прибоя на берегу, поздним вечером. По приезду во Владивосток балетных расселяли на острове Русском. Бегала купаться рано утром, до работы. Окунешься, поплаваешь, потом быстро в душ — и на репетицию, так хорошо! Для меня море — место силы!

— Есть ли у вас хобби? Не вышиваете ли вы крестиком, например?

— Вы почти угадали! Очень люблю рисовать. А ещё сама себе делаю диадемы — коронки и балетные головные украшения. Почти все диадемы, в которых я выхожу на сцену, сделаны мною. Заказываю камни, стразы, все составляющие, по вечерам под музыку плету, вкладывая в них определённый смысл. Каждая диадема создана под тот или иной танец, под характер персонажа.

— Чем балетные отличаются от людей?

— Балет — это образ жизни. У нас отличительные биоритмы, работаем шесть дней в неделю, спектакли заканчиваются поздно, требуется время, чтобы отойти эмоционально, физически, снять усталость… Да, у балетных есть своя специфика, быстрее изнашивается организм, например, травмы часто бывают. И сцена у нас — место повышенной опасности…

Но с другой стороны… А пожарные, хирурги, спасатели, подводники… Да мало ли профессий, в которых люди работают ещё тяжелее?

Мы все — чуть-чуть другие люди. Все.

Следующей героиней проекта станет прима-балерина Приморской сцены Мариинского театра Анна Самострелова. Не пропустите!

#Новости #Культура #Владивосток #Балет #Приморская сцена Мариинского театра #Приморский край
Подпишитесь