Posted 17 января, 23:30
Published 17 января, 23:30
Modified 17 января, 23:32
Updated 17 января, 23:32
Отец Атоний, священник храма Преображения Господня во Владивостоке, рассказал, что, безусловно, за многие века претерпела изменения сама процедура крещения, то есть чинопоследование, те внешне священные действия, которые совершаются в таинстве. Молитвы меняются, что-то добавляется, что-то убавляется.
— Раньше крещение совершалось вообще очень редко, — рассказал отец Атоний. — В особые праздники на Крещение, на Богоявление, когда праздник будет на Пасху, на Троицу, на Рождество. Во все остальные дни люди тщательно готовились к этому таинству. Сейчас можно покреститься в любое день, в любое время.
Также раньше было проще само чинопоследование. Оно совершалось во время литургии, в отдельном помещении — полным погружением в купель. А потом уже новокрещённые в белых одеждах, с зажжёнными свечами, заходили в храм и причащались.
Сегодня же таинство крещения происходит немного иначе: оно совершается совершенно отдельно от божественной литургии, выделяется в отдельное чинопоследование.
Но высокий смысл самого таинства, в отличие от внешних действий, не менялся и не поменяется, отметил отец Атоний.
По его словам, тот факт, что в последнее время стало почти традицией снимать крещение — особенно детей — на видео и потом выкладывать его в социальные сети, например, сам по себе не осуждается представителями Русской Православной Церкви.
— Никакого запрета со стороны церкви здесь нет, — говорит отец Атоний, — потому что это таинство является праздником, праздником рождения в духовную жизнь. Как мы радуемся, когда рождается ребенок, так мы радуемся, когда кто-то крестится. И если кто-то хочет выложить съемки, фотографии или видео в соцсетях, чтобы поделиться своей радостью, ничего в этом страшного нет.
Также нет ничего плохого в желании многих жителей Владивостока, Приморья, как и всей России, окунуться в прорубь в ночь на Крещение. Но тут есть важные нюансы…
— Лично я никогда не окунался и не собираюсь окунаться, — сказал отец Атоний. — Для меня это неважно. Если кто-то хочет, ну, что ж, почему нет. Только здесь важна мотивация. Если человек идёт окунуться в прорубь ради того, чтобы вспомнить само Крещение Господне, окунается, несмотря на мороз, с молитвой, с призыванием Бога, с покаянием, чтобы Господь как-то укрепил его, то в этом ничего страшного нет, это даже очень поощрительно.
Но если это делается ради спортивного интереса, на спор или ещё по каким-то причинам — чтобы острые ощущения пережить, адреналин в крови разжечь, то в таком «обряде» смысла духовного нет никакого и поощрять его не следует.
Очень жаль, что подчас погружение в прорубь на великий праздник превращается в некий фетиш, что люди впадают в заблуждение и думают, мол, вот окунулся — и все грехи ему простились и больше ничего делать не надо: в храм ходить, исповедоваться, причащаться… На самом же деле — ничего подобного. И это важно понимать и осознавать.
И когда такая подмена происходит, это, конечно, очень печально, потому что, как правило, 90 процентов тех, кто окунается в прорубь, не живут в христианской жизни, только время от времени заходят в храм. Но уверены, что одно погружение в прорубь делает их истинными православными. Увы.
Отец Атоний подчеркнул: в самом процессе погружения в прорубь в ночь на Крещение плохого ничего нет: если это действительно происходит с благоговением и верой. Важно, чтобы это действо не сопровождалось разгульным употреблением алкоголя, ухарством и так далее.
Ранее «Восток-Медиа» сообщало, где во Владивостоке будут организованы купели.