К санкциям привыкли
Импортёрам с партнёрами за границей придётся рассчитываться не в рублях, это понятно. И вот когда Центробанк повысит ключевую ставку и кредиты станут еще дороже, то для тех, кто построил свой бизнес, например, на продаже западных статусных авто, могут начаться непростые времена. Рост цен на 20% может наступить быстро, считают специалисты, к которым обратились «НИ».
— На мой бизнес американские санкции не очень повлияют, — говорит Дмитрий Рогов — автоблогер и владелец компании «РоговМобиль». — Я закупаю авто в Южной Корее. Мы расплачиваемся вонами. Например, есть банк, который может принять у вас рубли и эти рубли перевести в Южную Корею. Банк публикует свои курсы каждый день. Надо заходить и смотреть. Не биржа, а банковский курс.
Уже больше года компания Дмитрия не покупает доллары. Деньги на покупку идут альтернативными путями через третьи банки и страны, которые могут купить рубли и конвертировать их в национальную валюту.
Хитрые схемки не сработают
— И вообще, 70 процентов всех расчетов в автомобильном бизнесе проходят в юанях, поэтому отмена торгов мало по кому ударит, — говорит вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко. — На рынке запчастей отмена торгов никак не скажется. В ближайшие два-три месяца никаких изменений ни по цене запчастей, ни по срокам доставки ждать не стоит. Китайский рынок работает на предоплате.
А что будет, если через два-три месяца торги не возобновятся? Могут, считает Александр Казаченко, вырасти сроки доставки, ведь китайский рынок работает на предзаказе. Могут запчасти и подорожать. Но насколько — пока никто не возьмётся сказать.
Оригинальные запчасти, даже для «немцев» — это тоже понятие весьма условное. Все делается в Китае, и на БМВ, и на Мерседес, поясняет Александр Казаченко. Он вспоминает, как ввозил лазерные фары на БМВ, которые стоили в России 320 тысяч рублей — из Китая. В коробке лежали три наклейки — Нидерланды, Франция, Германия. Наклеивай любую, и это будет оригинальная фара.
По словам Александра, проблемы — скорее всего — ждут тех, кто работает с Европой, Турцией, США. И придуманные хитрые схемки здесь не сработают.
— Уже не получится перечислять суммы в рублях, чтобы потом рубли конвертировались в юани, а на юани в другой стране закупались доллары. В Турции, США обходных курсов валют других стран нет, то есть, если не купил валюту, то и оплатить не сможешь.
За статус придётся платить дороже
Евгения Новикова работает замдиректора компании «Радиус АГ». Компания торгует только новыми машинами премиум-класса. В ассортименте — БМВ Х7 и Х5. На них в России ажиотажный спрос. Помимо изделий баварских моторных заводов, клиенты заказывают «Мерседесы» и «Порше». Машины ввозятся в нашу страну под лизинг, в этом еще одна сложность.
— Это машины, которые продаются организациям, которым интересен возврат НДС. Это очень интересно для премиального сегмента, потому что если вы берёте на предприятие, а не на физлицо, у вас не будет уже налога на роскошь, предприятие налог на роскошь не платит. Можно сделать возврат НДС, — поясняет Евгения.
До 12 июня «Радиус АГ» работала с партнерами по курсу ЦБ. Деньги отправлялись в рублях, конвертацией и дальнейшим переводом продавцу занимались уже партнеры. Теперь компании Евгении придется подписывать дополнительные соглашения с фиксированным курсом. А это сделает цену автомобиля выше процентов на 20.
Другая проблема в том, что через 4 тысячи км все ввезенные машины нужно вернуть заграницу официальному дилеру, нарушителям грозит штраф в 25 процентов. Это увеличивает накладные расходы. Ужесточение правил повышает стоимость автомобилей.
Никуда не денется
— Параллельный импорт не работает напрямую с недружественными странами, поэтому и закупки делаются в юанях, дирхамах и турецкой лире, — говорит генеральный директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов. — кто-то ещё продолжал расплачиваться в долларах и евро, им придётся перестроиться. Но поток долларов и евро, который связан с параллельным импортом, ничтожен, считает эксперт, поэтому подорожание по этой причине не грозит. В основном мы ввозили потребительские товары, всё так или иначе трансформировалось в национальные валюты, кроме долларов и евро, критического подорожания я не вижу, потому что здесь так или иначе все риски уже были заложены в цену.
Больше всего импортеров беспокоит повышение ключевой ставки. Именно дорогие деньги скажутся на цене. По мнению Дмитрия Рогова, санкции накладывались постепенно, и новые ограничения неприятны, но не более того.
— Сейчас мы уже пережили основной рост витка повышения ключевой ставки и повышения курсов. Рынок адаптировался. Все ожидали, что к августу ключевую ставку снизят. Теперь не снизят. Ну будет не 16%, а 17% — 18%. Хорошо. Но было то 7%, а стало 16%! Будет 17% после 16% — нехорошо, конечно, но голову пеплом посыпать явно не стоит. Понятно, что лучше от этого не будет, но и катастрофы никакой нет.
В одном представители автомобильного импорта едины: будет повышение цен или нет, причин для снижения спроса не видно никаких.