Posted 26 июля, 06:52
Published 26 июля, 06:52
Modified 26 июля, 06:54
Updated 26 июля, 06:54
Корреспондент, который был тогда в команде, освещающей эту проблему, приехал в Находку, чтобы своими глазами взглянуть на Rise Shine и лично познакомиться с этим «старым-новым героем».
Девятого ноября огромный контейнеровоз на дрейфе обошел Козьмино и боком вошел в залив. Холодный штормовой ветер толкал многотонное судно на немыслимой скорости, очень скоро оно врезалось в камни и песок. Волны поднимают вверх снег и ледяную шугу. На борту 14 человек, никто из них не говорит по-русски.
«Могу точно сказать, что мы, как и другие журналисты, промахнулись на несколько километров и приземлили в своем материале контейнеровоз в Козьмино. Однако шквальный ветер унес его еще дальше и прибил практически вплотную к берегу. Теперь зимой по льду добежать до судна скорее всего можно будет секунд за тридцать», — вспоминает корреспондент издания.
Операция по спасению китайских моряков началась утром следующего дня, когда стало понятно, что они окончательно сели на мель. За комментариями тогда, три года назад корреспонденты «Восток-Медиа» обратились к спасателю международного класса Кириллу Анфимову, который как раз и занимался спасением китайских моряков в Находке. Свой комментарий Кирилл дал после того, как вертолет с моряками приземлился на базе. Спасатель отметил, что одной из главных сложностей было то, что моряки заняли неправильное место для эвакуации и, совершенно не знали русского и английского, из-за чего приходилось общаться с ними на языке жестов.
«Операция была, конечно, сопряжена со сложностями, сильный ветер был на тот момент, а экипаж готовился к эвакуации на мостике рубки, где проведение операции было невозможно из-за обилия антенн и острых углов, которые представляли опасность и для спасателей, и для спасаемых. Из-за ветра сильно шатало вертолёт, волна била по борту контейнеровоза так, что экипаж на крыше сбивало с ног», — говорил тогда Анфимов.
Журналист «Восток-Медиа» вспоминает, что происшествие вызвало очень серьезный ажиотаж. Да, людей удалось спасти, но «стальной гигант» остался на своем месте. Проблема, которую озвучивали все эксперты, заключалась в топливе, его на борту Rise Shine было достаточно для того, чтобы залить побережье Находки ровным слоем — до Ливадии в одну сторону и маяка Лихачева в другую. Власти региона приняли решение откачать топливо после того, как специалисты провели осмотр судна и выяснили, что оно треснуло.
«Не без проблем, но работы шли. Топливо замерзло, власти заказывали специальное оборудование для нагревания мазута из Санкт-Петербурга, в общем им удалось опустошить танки до того, как это сделал шквальный ветер и острые прибрежные камни», — отмечает корреспондент издания.
Через несколько месяцев владелец судна так и не объявился, да и спустя годы о нем ничего не слышно. Впрочем, уже тогда иллюзий на этот счет особых никто в регионе не питал. Севший на мель контейнеровоз, да еще и расколотый пополам, больше не походит по морям и прибыли не принесет, а платить за него и за все манипуляции предстояло солидные суммы. «Панамская контора» затерялась в ночи и уже к весне стало понятно, что кто-то должен будет разгрузить судно.
Помощь пришла от локального бизнеса. Руководство «Терминала Астафьева» услышало, что судно под собственным весом может просто треснуть и объявило, что компания сделает это — разгрузит контейнеровоз. Работы прошли быстро, несмотря на рекордно малые глубины, к судну подогнали плавучий кран и очень быстро все 199 контейнеров ушли в порт, где их задекларировали и передали владельцам.
«Уже тогда возникал вопрос — почему не выстроилась очередь из желающих поразгружать этот контейнеровоз среди портовиков? И тогда было очевидно, и сейчас понятно, что компания просто вышла в море, лишила родной город угрозы и продолжила дальше работать, не прося ничего взамен. Как Бэтмен», — шутит журналист.
После того как судно осталось без экипажа, топлива и контейнеров, оно надолго пропало с радаров региональных журналистов. Сегодня местные жители воспринимают его как памятник — очень большой панамский сувенир. Впрочем, плюсы от него есть — оно завлекает туристов, монструозный стальной гигант на расстоянии вытянутой руки никого не оставляет равнодушным.
«Судно очень органично вписалось в пейзаж. Вокруг, по-хорошему, можно было бы сделать качественную зону отдыха и грести деньги лопатой. Впрочем, некоторые так и делают, дома в лодочном кооперативе сдаются, бери, приезжай, отдыхай», — говорит журналист.
Отдыхающие в бухте используют контейнеровоз как ориентир в морском пространстве, вокруг него кружат серферы на надувных досках. Подойти вплотную можно, но забраться на палубу мешает шквальный ветер. Охрана не мешает — ее на судне и вокруг него просто нет. Охранять больше нечего. Мелочевку растащили туристы, а технику и провода покрупнее — предприимчивые местные жители.
Впрочем, судно может сохраниться на долгие годы в качестве локальной достопримечательности, в отличие от других заброшенных судов, Rise Shine «приземлился на мель» в охраняемом лодочном поселке. Мародёрам тяжело к нему подобраться, поэтому судно смогло продержаться несколько зим и не разлетелось на металл. Напомним, «Еруслан» оставшийся недалеко от Владивостока не простоял и года, богодулы на пикапах из Надеждинского района распилили его на металл и растаскали по металлоприемникам, без труда добираясь до судна по льду.