Posted 10 января 2021,, 23:49

Published 10 января 2021,, 23:49

Modified 17 августа 2022,, 09:10

Updated 17 августа 2022,, 09:10

Здесь живет история: здания Владивостока, которые нужно знать в лицо

10 января 2021, 23:49
Владивосток удивительный город. И это не банальная фраза, а чистая правда. Он создавался авантюристами в лучшем смысле слова — людьми, которые приехали сюда, на берега Японского моря, буквально со всего мира — от Америки до Японии, чтобы начать жизнь с нуля и попытаться стать счастливыми — вместе с новой родиной…

В центре Владивостока множество зданий, тесно связанных с этими людьми. Да мы и сами подчас говорим «дом Бринеров», «дом Скидельских», «дом Лангелитье», «дом Купера», обозначая имена и судьбы. Давайте вспомним несколько зданий и истории, с ними связанные…

Любовь и Толстой

Начнем с дома Ваховича на Светланской, 12. Он принадлежал купеческой семье Ваховичей, далеко не последних людей в городе.

Один из братьев Ваховичей — старший, Александр — полюбил 16-летнюю японку Кэйко, живущую во Владивостоке. Они поженились, ждали ребенка, но Кэйко умерла при родах. Сына крестили Александром Александровичем, но отец, так и не сумевший пережить потерю жены, оставил его на попечение матери жены и ее сестер. А сам уехал служить консулом в Китай.

Маленький Саша рос любимым ребенком. Родственники по отцу его обожали, возили в Москву, и даже в Ясную Поляну, где они познакомились с Львом Толстым. В 10-летнем возрасте Саша Вахович уехал в Китай к своему отцу и жил там. А через 8 лет, когда отец умер, юный Саша отправился в Японию, в семью матери. В Стране восходящего солнца он стал известен как писатель Оидзуми Кокусэки. Он в совершенстве владел русским и японским, переводил на японский русских классиков, но трудом своей жизни считал перевод учения «Лао-цзы». Мало того, Оидзуми Кокусэки написал книгу о своей жизни, в том числе о любви своих родителей. Книга стала бестселлером.

Дом, где нет Мэри…

Один из первых купцов, осваивавших Владивосток, был американец Карл Генри Купер. Его жена — китаянка Мэри Купер была крещена, приняла православие. У Мэри и Генри Куперов родилось 12 детей (но выжили не все, это было вполне естественно для того времени, когда из большого количества детей в семье к совершеннолетию доживала половина). Связанный с семьей Куперов дом — а Куперы были владельцами большого количества доходных домов в нашем городе — находится на улице Адмирала Фокина, в нем когда-то располагался ресторан «Дом Купера».

Но наше внимание привлекает другой дом из собственности Куперов. Первоначально это была фанза, в которой Мэри Купер устроила первый в нашем городе театр. Именно здесь состоялся в 1873 году первый во Владивостоке спектакль — играли «Гамлета». Позже фанза была снесена, на ее месте Александр Купер построил капитальный дом. В нем в свое время располагались такие увеселительные заведения, как театры-кабаре «Аквариум», «Мулен Руж».

Поразительно, что театр-кабаре «Аквариум» очень точно описал в своих воспоминаниях «Смутные времена. Владивосток 1918–1919 гг.» известный французский писатель и сценарист Жозеф Кессель, служивший в годы интервенции во Владивостоке во Французском корпусе. Вот что он писал: «Настоящая сцена. Довольно большой партер, как в крупных театрах, заставленный столиками. Наверху, немного в стороне, галерея широких глубоких лож. Все отделано и украшено согласно моде прошлого века (т.е. XIX века): высокий округлый потолок, украшенный резвящимися нимфами и сатирами. Тяжелые хрустальные люстры. Безумство золота, кованых украшений, резного дерева. Чтобы приходить сюда, нужно было иметь много денег и не особенно задумываться о них».

Сегодня это здание известно как клуб имени Дзержинского и принадлежит оно УМВД края. Увы, на содержание памятника истории у ведомства, видимо, нет средств — несколько лет назад в здании был пожар, последствия которого не устранены по сей день…

Некоторое время назад известный культурный деятель народный артист России, главный режиссер Приморского академического театра имени Горького Ефим Звеняцкий заявил, что здание будет отдано под создание уникального шоу «Гранд-ревю». «Идут переговоры о том, что под этот проект нам отдадут здание ДК имени Дзержинского. Мы бы его отремонтировали, переделали и создали настоящий мюзик-холл», — сказал Ефим Семенович. Но проект «завис» в связи с пандемией и пока неясно, какая же судьба ждет этот «дом Куперов».

В Краснознаменном переулке

Краснознаменный переулок когда-то назывался Маркеловским по имени владельца недвижимости в этом районе. И этот переулочек — просто кладезь аутентичной архитектуры. На стене дома, которым начинается переулок, укреплена мемориальная доска, рассказывающая о том, что здесь в 1921 году родился известный японский композитор Владимир Ирино Есиро. Во Владивостоке он провел детство. В 1927 году торговая фирма «Судзуки сетэн», в которой директором владивостокского филиала был его отец, обанкротилась из-за финансового кризиса, и семья была вынуждена вернуться на родину.

В 1957 году Владимир Ирино Есиро стал одним из организаторов Института музыки ХХ века, а также фестиваля современной музыки. В 1970 году возглавил Союз композиторов Японии и занимался этой работой на протяжении 10 лет. Его вдова Рейко Такахаси Ирино 20 лет поддерживала творческие отношения с Дальневосточной Академией искусств, активно содействуя проведению творческих концертов, знакомя владивостокскую публику с японским музыкальным искусством.

С историей семьи Ирино тесно связана история жизни первого Владивостокского живописца Карла Каля — отец композитора был меценатом, ценителем искусств и покупал картины этого талантливого художника. Судьба Карла Каля была трагической — он погиб в годы репрессий, его имя долго было в забвении… Вернули нам и имя, и творчество Карла Каля совсем недавно… Кстати, Рейко Такахаси Ирино в 2015 году передала в дар Приморской краевой картинной галерее картину Карла Каля из семейной коллекции…

Гимназия? Библиотека? Банк!

Здание на Океанском проспекте, 18 старожилам Владивостока знакомо как библиотека имени Фадеева. Увы, но почти не осталось в живых тех, кто помнил этот дом как гимназию Черепанова…

На этом участке Китайской улицы находилось подворье, принадлежащее семье Черепановых. Николай Петрович Черепанов был первым окружным судьей и потом уехал, оставив о себе в городе добрую память. Вот что писали о нем тогдашние газеты: «К числу таких редких лиц мы должны причислить бывшего местного судью Николая Петровича Черепанова, сумевшего на должностной высоте, на продолжении всего времени существования здесь суда, держать знамя истины и справедливости при всех недостатках старого судопроизводства и в особенности судебного следствия. Нам остается только пожелать нашим согражданам увидеть и в представителях нового суда таких же твердых и нелицеприятных исполнителей своего долга, каким был уехавший отсюда Н. П. Черепанов». Его сестра после смерти брата пожелала подарить городу этот участок земли и два деревянных дома на нем, чтобы там была открыта школа. 1 сентября 1906 года двуклассная женская школа имени Николая Черепанова начала свою жизнь. Позже по проекту архитектора Гольденштедта было построено каменное здание. 27 сентября 1909 года состоялось открытие. Газеты писали: «Здание школы устроено по последнему слову техники: масса света и воздуха, классы вместительны и школа оборудована всеми необходимыми удобствами…». Кстати, именно в гимназии Черепанова училась милая девочка, уроженка Владивостока, Маруся Савицкая. Спустя годы она станет знаменитой американской певицей Марусей Сава.

Кстати, надстройку над зданием черепановской школы сделали в конце 30-х годов прошлого века. Заметим, местные жители вовсе не были довольны тем, как изуродовали красивый дом.

"