Posted 10 августа 2016,, 02:37

Published 10 августа 2016,, 02:37

Modified 17 сентября 2022,, 10:30

Updated 17 сентября 2022,, 10:30

Эрнст Неизвестный так и не реализовал свой замысел во Владивостоке

10 августа 2016, 02:37
Скульптор стал автором магаданской "Маски Скорби" и собирался поставить памятник на острове Русском

Всемирно известный скульптор Эрнст Неизвестный, скончавшийся 9 августа в Нью-Йорке на 92-м году жизни, связан своим творчеством и с Дальним Востоком. Журналист и писатель Василий Авченко специально для РИА «Восток-Медиа» рассказал, при каких обстоятельствах это произошло.

15-метровый монумент Неизвестного «Маска Скорби» открыт в 1996 году на окраине Магадана на сопке Крутой в память о жертвах политических репрессий. Там когда-то располагалась «транзитка» – пересыльный лагерный пункт. Изначально предполагалось, что подобные «маски» также появятся в Воркуте и Екатеринбурге, составив «Треугольник страданий», но в итоге была установлена только одна – магаданская. Причём договор с магаданским горисполкомом Неизвестный лично заключил ещё в 1990 году. Центральная скульптура мемориала – лицо, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз имеет вид зарешечённого окна. Внутри монумента оборудована тюремная камера, в которую можно войти.


Другая идея Неизвестного касалась истории 800 петроградских детей, вывезенных во время Гражданской войны американским Красным Крестом на Русский остров и тем самым спасённых от голода. Об этой истории написал книгу «Ковчег детей» бывший дальневосточник, ныне житель Израиля Владимир Липовецкий (она вышла во владивостокском издательстве «Рубеж»). На острове колония детей просуществовала год, после чего началось возвращение домой — уже не по железной дороге, а морем, через два океана. Эрнст Неизвестный заинтересовался этой одиссеей.

Вот что говорил в 2012 году Липовецкий, приехавший во Владивосток по приглашению фонда «Русский мир», на встрече с тогдашним вице-губернатором Приморья по культуре Ириной Васильковой:

«Я рассказал Эрнсту Неизвестному о том, что на острове, где в казармах жили эти дети, сегодня строится комплекс учебных зданий. Тогда Неизвестный сказал: если на острове будут жить десятки тысяч молодых людей, там непременно должна быть монументальная скульптура. Мне запомнилась его фраза: если женщина надевает нарядное платье, нужно ещё ювелирное украшение, которое бы дополняло это платье. Я подумал: действительно, все эти мосты и причалы — как платье, но надо подарить Русскому и ювелирное украшение! По словам Эрнста Иосифовича, у него возникло уже 10 замыслов. Но как их осуществить? Неизвестный ждёт, чтобы какой-то значимый человек, согласившийся выступить спонсором проекта, написал ему письмо. Тогда скульптор мог бы приехать во Владивосток, посмотреть место и определиться». Этому проекту, как видим, осуществиться было не суждено.

"