Posted 13 декабря 2017, 00:48
Published 13 декабря 2017, 00:48
Modified 1 сентября 2022, 05:52
Updated 1 сентября 2022, 05:52
Вот уже почти месяц одной из основных тем для разговоров в профессиональном сообществе рыбной отрасли России является возможный отход от «исторического принципа» в распределении долей квот на вылов крабов. Почему эта тема так важна для рыбаков, и чем грозит отрасли пересмотр сложившихся «правил игры», разбиралось РИА «Восток-Медиа».
Для начала вспомним «новейшую» историю вопроса. В ноябре «Коммерсант» сообщил, что президенту России Владимиру Путину поступило письмо от неназываемого автора, в котором предлагается отойти от «исторического принципа» при распределении долей квот на добычу крабов, в пользу аукционов. Кроме того, в письме содержалось предложение отказаться от государственной поддержки краболовных компаний, осуществляющих строительство новых судов на отечественных верфях путем предоставления дополнительных квот (так называемая программа «квоты под киль»). Мотивировались эти предложения тем, что краболовы слишком много зарабатывают, и хорошо бы им щедрее делиться доходами с государством. А в случае с «квотами под киль» дополнительным аргументом стало то, что краболовные суда не несут сложного технологического оборудования, что, по мнению авторов документа «не создаст предпосылок для развития высокотехнологичного отечественного судостроения».
Вынуть кирпич из стены
«В свое время мы выстрадали этот самый «исторический принцип». В 90-е годы квоты на добычу водных биологических ресурсов распределялись на каждый год. Собирались чиновники и решали, кому дать, кому нет. В тех условиях бизнесу невозможно было строить долгосрочные планы, связанные с обновлением флота. Никто просто не знал, будет ли он работать на том или ином объекте промысла через несколько лет. Потом отраслевое сообщество добилось распределения квот по историческому принципу. Прошло уже два цикла – сначала квоты давали на пять лет, затем на десять. Принцип доказал свою работоспособность. После 2018 года предполагается закреплять квоты на 15 лет. И вот возникло предложение вывести часть ресурса – крабов, из этого принципа распределения квот. Это может стать очень опасным прецедентом – сегодня выведут крабов, потом, к примеру, минтай, и так далее. Это всё равно, что вынуть кирпич из стены – крепкая ранее конструкция при таком подходе рано или поздно рухнет. Как в таких условиях вести бизнес, строить долгосрочные планы, привлекать инвесторов?» - комментирует президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Тезис о том, что добытчики краба якобы обогащаются на промысле этого ресурса, при минимальных вложениях со своей стороны, тоже не выдерживает критики.
«Сейчас на рынке нет монокомпаний, занимающихся исключительно крабом. Все добытчики крабов так или иначе занимаются добычей и других видов водных биоресурсов, и за счет высоких прибылей, получаемых от промысла краба, они поддерживают другие направления рыболовства, в том числе новые. Насколько я знаю, речь идет о суммах в 100-200 миллиардов рублей, которые может выручить государство на крабовых аукционах. Откуда рыбаки возьмут эти деньги? Им придется закрыть инвестиционные и социальные программы, забыть о развитии. Не говоря уже о том, что деньги, взятые у дальневосточных компаний, на Дальний Восток уже не вернутся. В долгосрочной перспективе это принесет только негативный результат, и не только бизнесу, но и государству» - считает президент Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков.
Об инвестиционных квотах
Предложение об отказе в государственной поддержке компаний, осуществляющих строительство новых судов, вызывает у экспертов не меньше недоумения, чем попытки слома исторического принципа. По словам Дуплякова, компании, занимающиеся добычей краба, в обозримом будущем готовы заказать до тридцати новых краболовных судов. Но если крабовые квоты будут выведены из программы «квоты под киль», не говоря уже о том, что рыбаки понесут дополнительные расходы по покупке квот, то все эти планы останутся на бумаге. А компаниям будет выгоднее при необходимости просто покупать суда за рубежом.
«Программа «квоты под киль» была задумана для того, чтобы загрузить отечественную судостроительную промышленность, дать ей толчок для развития, а не только для того, чтобы обновить добывающий флот, что можно сделать и другими способами» - пояснил Дупляков.
Что же касается технической простоты судов, предназначенных для промысла граба, то это обстоятельство можно трактовать не только как недостаток, но и как преимущество. Действительно, на краболовах нет сложных технологических линий по обработке продукции. Грубо говоря, краба необходимо просто сварить и заморозить.
«Но, с другой стороны, постройка относительно некрупных, несложных и недорогих судов это то, что нужно для отечественного судостроения на первом этапе реализации программы, чтобы затем, получив необходимый опыт, перейти к постройке более крупных и сложных судов» - полагает Георгий Мартынов.
Кому выгодно?
После того, как информация о возможном переделе крабового рынка стала достоянием гласности, сразу появились версии, кто может быть выгодополучателем такого решения. Многие эксперты говорят о неких новых игроках, которые хотят зайти на закрытый рынок, и даже называют возможных претендентов на эту роль. Но не менее интересным остается другой – чья подпись стоит под пресловутым письмом Путину? Этот вопрос очень сильно интересует участников рынка, которые хотят уточнить у автора инициативы некоторые её детали.
«Президент поступил мудро, когда не стал принимать решение сразу же, и поручил разобраться с вопросом. Надеемся, что голос отраслевого сообщества будет услышан и учтён, когда придет время принимать решение» - считает Мартынов.