Posted 22 декабря 2017,, 08:01

Published 22 декабря 2017,, 08:01

Modified 1 сентября 2022,, 03:06

Updated 1 сентября 2022,, 03:06

Свободный порт даст шанс приморским портным

22 декабря 2017, 08:01
Сможет ли швейная промышленность Приморья выбраться из кризиса

В минувшие два года, согласно данным опросов, две трети россиян снизил расходы на обновление гардероба. Однако в минувшую «черную пятницу» магазины одежды не испытывали недостатка в покупателях. Давно очевидно, что подавляющая часть товара таких магазинов – импорт. И всё же, есть ли у российских, и, в том числе приморских предприятий легкой промышленности шансы хоть немного потеснить «заграницу» в этой области? В этом разбиралось РИА «Восток-Медиа».

Российский рынок тканевой одежды для взрослых составляет около одного триллиона трехсот миллиардов рублей. Структурно рынок на 58 процентов состоит из женской одежды, на четверть - из мужской, 12 процентов - продажи спортивных моделей. Остальное - нижнее бельё. 90 процентов того, что мы носим - это импорт. По данным Минпромторга, в 2016 году в стране произведено одежды всего на 126 миллиардов рублей.

Не мудрено, что в лидерах на рынке - импортёры. А отечественные производители - около 200 крупных и 3000 мелких предприятий - не выходят за рамки занятой ими ниши. Об этом рассказывает новый выпуск программы «Бизнес-Вектор».

По данным Минпромторга, в 2016 году в стране выпущено 4 миллиона костюмов. Чуть меньше - платьев и сарафанов. 116 миллионов трикотажных изделий. 213 миллионов пар чулочно-носочной продукции. И миллион 200 тысяч пальто и полупальто. Этот сегмент, по данным Росстата, единственный, кто в прошлом году сокращал выпуск, а в этом не демонстрирует роста.

При советской власти со швейным производством в Приморье всё было относительно неплохо. В условиях ограниченно доступа на внутренний рынок импорта регионы вынуждены были закрывать свои потребности в товарах народного потребления, включая одежду, самостоятельно. В те времена региональным флагманом отрасли являлась фабрика «Заря» во Владивостоке, которая была оснащена современным по тем временам оборудованием и использовала передовые, в том числе зарубежные технологии. А в городе Артем работала трикотажная фабрика, которая отшивала бельевой трикотаж для всего дальневосточного региона.

В те же годы профессии, связанные со швейной промышленностью, пользовались в Приморье популярностью. Так, конкурс на поступление в Дальневосточный технологический институт (ныне – ВГУЭС) по специальности «технология швейных изделий» достигал 10 и более человек на место. Сейчас эти времена давно позади. В девяностых годах произошло обвальное разорение крупных местных швейных предприятий, спрос на технологов в этой области упал почти до нуля. Рынок заполонил импорт, главным образом, из сопредельного Китая.

Некоторое оживление швейная отрасль получила уже в начале нового века, когда в Приморье пришли иностранные инвесторы. В частности, Приморье стало привлекательным для южнокорейского бизнеса благодаря наличию пустующих производственных площадей и относительно дешевой рабочей силы. В крае появились совместные предприятия, под управлением корейцев отшивавшие заказы на внешний рынок. Но через несколько лет все они, так или иначе, прекратили свою деятельность. По мнению некоторых экспертов, это произошло из-за разницы менталитетов – русские работники так и не смогли принять корейское отношение к труду и преодолеть традицию «выносить» с работы всё, что плохо лежит.

Технологическое оборудование, оставшееся в крае после ухода корейцев, разошлось по мелким швейным предприятия со штатом до пятидесяти человек, где используется до сих пор. По имеющимся данным, некоторые из них работают по «серым» схемам.

По мнению президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, когда предприятие не может конкурировать с теневой продукцией, с серым импортом, то у хозяина бизнес есть выбор: или он убивает это предприятие, особенно малое, или они идут на то, что перестают платить налоги, уходят в тень - то есть, они для государства уже не существуют.

Вместе с тем, как говорилось выше, в общероссийском сегменте швейной промышленности падение прекратилось. Появились тенденции к росту, даже открываются новые производства.

«Он стал меняться и достаточно значительно, этот рынок, и в лучшую сторону. Там всё больше и больше российских производителей. За этот год где-то на 6,4 % вырос объём реализованной продукции, произведённой в России» - считает Катырин.

К примеру, в 2017 году в России открыто два новых крупных швейных производства. В Ингушетии и Ивановской области. Объём частных вложений составил 750 миллионов рублей. Владельцы фабрики под Иваново планируют создать на её основе швейный кластер, стоимостью в полтора миллиарда рублей. Мотивация инвесторов понятна. В случае роста дохода россиян, на рынок одежды вернётся отложенный спрос. Производители намерены встретить его во всеоружии. И это модный бизнес-вектор.

«У нас есть специальная комиссия общественная, которая анализирует все поступившие проекты для Фонда развития промышленности. Мы помогаем их довести до читабельного уровня для комиссии Фонда развития промышленности, пишем свои рекомендации и отстаиваем на большом совете. Там больше ста проектов, которые мы туда выдвинули - и они профинансированы уже» - прокомментировал Сергей Катырин в интервью программе "Бизнес-Новость" на телеканале РБК.

В прошлом году наметился некий положительный сдвиг в этой области и в Приморье. В рамках Свободного порта Владивосток возникла идея создания совместного российско-вьетнамского швейного кластера, которая получила поддержку на региональном и межгосударственном уровне.

Одним из основных препятствий для развития региональной швейной промышленности, по словам участников рынка, является высокая ввозная пошлина на ткани. Как утверждают производители одежды, таможенные пошлины в последнее время увеличились в полтора-два раза (с 1–1,5 до 2 долларов США за килограмм тканей). А отечественные ткани тоже обходятся недёшево из-за транспортных расходов (которые оставляют до 30 процентов от себестоимости), поскольку основные центры производства, то же Иваново, находятся в нескольких тысячах километров от Приморья. Поэтому снижение ввозной пошлины на ткани может стать тем толчком, который реально запустит швейный кластер в регионе.

"