Posted 24 мая 2022, 05:47
Published 24 мая 2022, 05:47
Modified 1 сентября 2022, 03:00
Updated 1 сентября 2022, 03:00
«Новые Известия» подготовили спецпроект «Догоним и накормим», в котором проанализировали тенденции и перспективы работы агропромышленного комплекса страны в условиях санкций.
Животноводство
Как отмечают «Новые Известия», постепенно развиваться АПК начал еще в середине «нулевых» — именно тогда начались первые движения в сторону импортозамещения. Однако активно процесс стал развиваться 2014 года, после введения первых санкций, в частности, на ввоз сельхозпродукции. Очень быстро выросли доли производства отечественной свинины — до 98%, фактически вдвое упал импорт птицы и говядины. Кстати, выяснилось, что покупатель в России тоже не лаптем щи хлебает и в целом поспевает за тенденциями, переходя, например, с говядины на свинину или птицу.
Отметим, что в Приморье, например, активное внимание уделяется развитию животноводства и птицеводства. Недавно в Артёме снова начала работы закрывшаяся было в 2018 году птицефабрика. Она снова выпускает продукцию под маркой «Михайловский бройлер». Возобновлением производства занялся резидент свободного порта Владивосток.
Аналитики «Новых Известий» отмечают и наличие негативных тенденций в отрасли.
Александра Сермягина, ведущий научный сотрудник НИИ животноводства им. Л. К. Эрнста, говорит: «Потеря собственной инфраструктуры селекционной деятельности — основная угроза отечественного животноводства, которая отразится на потреблении следующие минимум пять лет, пока не будет решена.
Когда СССР распался, оказалось, что завозить животных из-за рубежа намного проще, чем самим заниматься племенным разведением. И вся советская масштабная система селекции просто погибла».
И только недавно крупные агрохолдинги (а именно они доминируют на рынке производства свинины, например) взялись системно за решение вопроса селекции. Мираторг, Русагро, Агро-Белогорье ведут работы в собственных селекционных центрах. А с 2019 года селекционные центры открыты в Белгородской, Липецкой, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской областях, Красноярском крае. Показательно, что лидером производства и крупнейшим импортером свинины в мире является Китай (50% всего рынка), поэтому, вероятнее всего, наши производители будут тесно сотрудничать с китайскими генетическими компаниями.
Ветеринария
Пока что санкции не добрались до ветпрепаратов, но кто скажет, что там в голове у западных политиков, составляющих эти списки? Так что думать, на всякий случай, надо на перспективу.
В региональных минсельхозах поясняют, что при любом стечение обстоятельств, дефицит препаратов маловероятен: существует запас препаратов; есть не европейские страны, где ветеринария развита не хуже европейской; есть отечественные производители. В случае чего производством вакцин для скота и птицы будет заниматься Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ»). Его мощности позволят производить не менее 9,2 млрд доз вакцин для птиц, порядка 98 млн доз вакцин для свинопоголовья и 30 млн доз для профилактики болезней крупного рогатого скота. Но, как говорится, «семь пишем, три в уме», и российские животноводы всегда имеют в виду, что есть ещё и производители Китая и Индии.
К тому же, согласно данным Национальной ветеринарной ассоциации, отечественные производители готовы на сто процентов заменить препараты фармацевтического ряда и 40 процентов — иммунобиологического.
Но интрига в том, что за многие годы отечественные аграрии привыкли к мысли «что там наше, ерунда, а вот импортное» — и ведут себя соответственно. Нашим производителям придётся и качество продукции повышать, и со стереотипами бороться, и с потенциальными покупателями находить общий язык.
Фермерское хозяйство
Агропрому требуются и кредиты, и послабления в налогах, и прочие преференции, которые может дать как федеральная, так и региональная власть. В сельское хозяйство, и это факт, надо вкладывать, вкладывать и вкладывать. И не только в мощные ашрохолдинги, но и в развитие фермерских хозяйств. Именно они — наиболее уязвимы.
Тем более что статистика неумолима: через три года агроконгламераты, мощные производители займут 80% рынка, а до 75% мелких и 25% средних производителей свинины закроется. Та же опасность грозит и рынку крупного рогатого скота, хотя там «глобализация в одной отдельно взятой стране» не так развита, и к тому же есть немало сложностей.
Показательно, что, например, рынок овцеводства базируется на фермерских хозяйствах. Но им нужна помощь. Федеральная власть старается: в 2021 году были введены дотации на приобретение кормов для молочного скота, действуют они и в этом году. В 2022-м появились субсидии на обеспечение прироста объема молока, переработанного на пищевую продукцию.
В Приморском крае фермерские хозяйства получают всемерную поддержку от правительства региона. С 2021 года было предоставлено 58 грантов на открытие семейных ферм Общая сумма, предоставленная фермерам за год, достигла 142 миллионов рублей. Получить грант до 30 миллионов могут владельцы фермерских хозяйств, работающих не менее года, имеющие свою технику или животных и уже производящие какую-то продукцию.
Гранты на развитие фермерских хозяйств предоставляются жителям региона в рамках реализации краевой государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2020–2027 годы.
Экспорт
Два года назад экспорт сельхозпродукции из России превысил импорт. И это была действительно веха, потому что ничего подобного не происходило со времён развала СССР. Кстати, в этом же году КНР открыла рынок для товаров АПК из России. Основа нашего экспорта — небрендированные товары, то есть сырьё. Мы поставляем не изделия из зерна — те же макароны, а собственно зерно. И так далее.
Отметим, что власти регионов России особенно отмечают свои успехи в тех случаях, когда им удаётся экспортировать именно брендированные товары. В Приморском крае это мороженое, кондитерские изделия, консервы, алкоголь и мед. Если говорить о сырье, то активнее всего край продаёт за рубеж рыбу, сою и кукурузу. Правда, с основными потребителями рыбы и морепродуктов — той же Южной Кореей — после введения санкций возникли сложности (например, с оплатой), но эта проблема постепенно решается.
Птицепром
Уже с 2019 года наша страна полностью обеспечивает себя мясом птицы, а также поставляет его за рубеж. При этом курятина\индюшатина — основной источник животного белка для жителей страны. И потому поддержка птицеводства, производства яиц — одна из важнейших составляющих продовольственной безопасности. С точки зрения развития отрасли, важно усиливать селекционную работу и исключать зависимость от импортного генетического материала.
Сегодня, увы, в российском птицепроме лидирующее место занимают импортные кроссы (это гибриды породистых и домашних птиц, подходящих для условий той или иной страны), а вот породы отечественной селекции практически отсутствуют. По оценке «Центра Агроаналитики» на март 2021 года доля импортных кроссов в отечественном производстве мяса бройлеров составляет порядка 95 процентов.
Фермерские хозяйства так же предпочитают получать яйца и молодь из-за рубежа, что сегодня практически невозможно. Из-за этого огромное количество хозяйств могут лишиться возможности выращивать бройлеров.
Растениеводство
Россия практически всегда была солидным игроком на рынке экспорта зерна, и потому не стоит волноваться о его отсутствии на внутреннем рынке. Также мы поставляем на экспорт масложировую продукцию.
Однако отечественный производитель и здесь был плотно «подсажен» на импортные семена — в том числе сахарной свеклы, подсолнечника и кукурузы. В целом уровень импорта здесь колеблется от 50 до почти ста процентов.
Из-за рубежа в Россию также везут семена арахиса и рапса, льна и соевых бобов, гороха, капусты и моркови, а на отечественном семенном рынке активно работают компании из Бразилии, США, Парагвая, Франции, Турции, Аргентины, Германии, Китая и других стран.
Однако в Минсельхозе РФ дают оптимистичную статистику, что семенами собственной селекции страна обеспечена на 63 процента. Осталась сущая малость — довести эту цифру минимум до 75, что является продовольственной безопасности, а то и выше.
Отметим, что в Приморском крае стараются заменить импортные семена и посадочные материалы, максимально используя местные сорта, например, от компании «Пуциловское».
Например, местные сельхозпроизводители посадили картофель почти на 3,5 тысячи гектаров, и в основном это местные сорта корнеплода.
В правительстве Приморского края рассказали, что посевные площади под картофель были увеличены примерно на 200 гектаров. Под посадку используются местные сорта — «Наташа», например, а также выведенный приморскими селекционерами сорт «Приморская заря».
Агротехника
Именно в этой области наш российский агропром, возможно, ждут самые большие проблемы. Сегодня почти невозможно закупить ни сельхозтехнику, ни запчасти к ней. А ведь, например, многие комбайны способны убирать только импортные — с коротким стеблем — сорта пшеницы и не справятся с высокими российскими сортами.
Аграриям остаётся надеяться, например, на продукцию из КНР; комплектующие из этой страны идут на сборку техники на ГК «Ростсельмаш» (около 30%). Сейчас завод имеет заказы на полтысячи комбайнов, тысячу тракторов и так далее.
Также в ситуации с комплектующими оптимизм может вызвать тот факт, например, что многие небольшие предприятия начинают выпуск своих комплектующих, которые способны заменить импортные. Однако есть положительная практика — местные предприятия развивают выпуск комплектующих для импортных машин, и цена значительно дешевле. Например, машиностроители Татарстана выпускают запчасти для сельхозтехники импортных брендов, и весьма неплохие запчасти.
Вообще же, если говорить именно о покупке техники, не только комбайнов и тракторов, но и техники для животноводства и птицеводства, то тут наши аграрии с большой надеждой смотрят на близкую центру России Беларусь и находящийся рядом с Приморьем Китай. И та, и другая страны выпускают собственную сельхозтехнику в широком ассортименте и вполне приемлемого качества.
К тому же пока что вся необходимая техника у наших сельхозфирм есть. Проблемы могут появиться к началу будущего года, но и решения уже частично найдены.
Экспорт зерновых
Серьёзный вопрос: кому Россия будет продавать зерно и растительное масло. Страны, правительства которых присоединились к санкциям или ввели собственные по отношению к России, уже не в тренде, так сказать.
Однако основными покупателями являются Турция и Китай, с которыми торговля не прекращена. Возможно, мы повезём зерно морем в Африку, на Ближний Восток. Кстати, эксперты считают, что цена на зерно будет расти и расти.
Напомним, Приморье тоже поставляет на экспорт сою, кукурузу и масложировую продукцию.