Posted 27 марта 2018,, 05:38

Published 27 марта 2018,, 05:38

Modified 1 сентября 2022,, 03:07

Updated 1 сентября 2022,, 03:07

Баллада о шкафе: мебельная отрасль Приморья переживает не лучшие времена

27 марта 2018, 05:38
Российский мебельный рынок впервые за долгое время вышел в плюс: его рост составил 3 %. Приморье сумело отличиться и здесь. Мебельщикам края приходится тяжелее, чем их коллегам из других регионов. О том, какая ситуация сейчас наблюдается в краевой сфере производства мебели, разбирался корреспондент РИА «Восток-Медиа».

Меньше бюрократии, больше затрат

По данным торгово-промышленной палаты, общий объём мебельного рынка в 2017 году составил 370 миллиардов рублей. Из них 218 миллиардов (58 процентов) приходится на отечественного производителя. В число этих самых производителей входят и приморские предприятия. Однако в большинстве случаев, они попадают туда чисто номинально. Значительная часть материалов на производствах – привозные, чаще всего зарубежные. Вот что рассказал корреспонденту агентства Денис, представитель одной из владивостокских мебельных фабрик. «Та же офисная мебель (столы, шкафы и так далее) большей частью делается из ДСП (древесно-стружечной плиты, - прим. ред.) и подобных материалов. Сейчас в Приморье таких материалов никто не производит. Поэтому их приходится завозить – либо из других регионов, либо из-за границы. Основным импортёром материалов является Китай», - пояснил он.

С одной стороны, это избавляет мебельщиков от серьёзных проблем с сертификацией товара. Это нешуточная головная боль: в российском законодательстве прописано огромное количество норм, которые регламентируют производство мебели. В случае нарушения какой-нибудь статьи регламента активизируются надзорные органы, и производителей штрафуют. Что собой представляет современная российская бюрократия – объяснять, пожалуй, не надо (сертификация материалов – как раз из этой оперы).

Так что приморские мебельщики покупают уже допущенные к продаже материалы, уже имеющие все разрешения. С другой стороны, из-за этой ситуации мебель становится дороже. В стоимость столов и шкафов добавляются расходы на доставку материала. Именно поэтому рынок приморской мебели в значительной степени зависит от колебаний курса рубля.

Это, пожалуй, главная причина конфликта между приморскими мебельными фабриками и реформаторами отрасли из центральной России – в том числе, Торгово-промышленной палатой. Камнем преткновения стало пресловутое импортозамещение.

Ударим импортозамещением по Приморью

Разумная протекционистская политика – весь, по большому счёту, хорошая. Идея импортозамещения (замены иностранных товаров на отечественные) тоже, в общем-то, неплоха. Но это, так сказать, в теории, в вакууме. На деле применять этот подход нужно очень аккуратно, потому что подходит он далеко не везде. В случае с мебельной отраслью ситуация очень непростая. Здесь, перефразируя известную поговорку, что москвичу хорошо, приморцу – убыток.

С 2014 года вся Россия резко захотела заниматься импортозамещением. Об этом говорили все – чиновники, политики, ведущие промышленники. Само собой, эти слова подкреплялись делом. Не осталась в стороне и мебельная отрасль. За последние несколько лет в России приняли несколько законов, нацеленных на повышение качества продукции и защиту отечественного производителя. Одной из самых заметных новаций стал обновлённый техрегламент о безопасности мебели, который вступил в силу 2016 году. Он предъявлял более жёсткие требования к качеству материалов, из которых делается мебель. Начинание, конечно, хорошее – всё-таки людям не должны продавать опасные для жизни изделия. Но, по мнению некоторых участников рынка, одной из целей нового регламента была борьба с китайскими производителями. Дело в том, что материалы из КНР в принципе содержат больше вредных веществ, чем российские. А именно из Поднебесной на дальневосточные рынки завозится львиная доля сырья для изготовления мебели.

Новый регламент не позволяет ввозить совсем уж дешёвые (и некачественные) составляющие из КНР. Это, само собой, увеличило общую стоимость товаров. Речь идёт, в первую очередь, про пресловутые плиты – древесно-стружечные, древесно-волокнистые и так далее. Для Приморья, где производства ДСП нет, новый регламент стал настоящей головной болью. Мебель стала более недоступной для населения – а покупательская способность приморцев сейчас довольно низкая. Из-за этой ситуации в минусе оказались сами мебельщики. Раз люди реже покупают мебель, значит, теряются деньги, значит, ухудшается экономическое положение предприятия.

«Из-за новых правил пострадали потребители – цены на мебель увеличились. Многим фирмам пришлось закупать новые, более дорогие материалы, так как дешёвые попали под запрет. Покупатели, конечно, недовольны. Давайте скажем прямо: у нас люди думают, прежде всего, не о своей безопасности, не о здоровье, а о цене», - рассказал корреспонденту РИА «Восток-Медиа» Андрей, представитель одной из мебельных фабрик Приморья.

Конечно, есть и другой вариант – импорт из других регионов России. Этого в Приморье тоже хватает. Но в количественном отношении, конечно, выигрывает Китай.

Между шкафом и диваном

Если судить по сайтам объявлений, наиболее популярная у приморцев мебель – это шкафы. Предложений в этом сегменте больше всего, подчас в разы. Из чего делаются шкафы? Правильно, из тех самых плит, которые подорожали. При этом, по данным соцопросов, у среднестатических россиян самый популярный предмет мебели - это диван. Предмет мягкой мебели. Именно на эти данные ориентируются, например, представители Торгово-промышленной палаты. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: любителей диванов не особенно беспокоят проблемы любителей шкафов. То есть подорожание ДСП, сильно аукнувшееся приморцам, центральную России особенно не волнует.

Казалось бы, решение проблемы очевидно – создать в Приморье предприятия по производству древесных плит для мебели. Но за долгие годы ничего подобного не сделано. Вероятнее всего, из-за экономической нецелесообразности. При этом планы по созданию таких предприятий в России есть. Об этом рассказал президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. «Сегодня задача стоит максимум: всё, из чего делается мебель, должно производиться в России. И нужно осваивать зарубежные рынки, что, в общем-то, уже сегодня делается», - считает он. Но планы – это одно, а суровая реальность – немного другое.

Между тем, российские законотворцы придумывают всё новые и новые охранительные меры для мебельного рынка. Так, в декабре прошлого года вступил в силу закон, запрещающий покупать иностранную мебель для государственных нужд. Это, по мнению промышленников, была довольно серьёзная проблема. Сторонником этого закона является гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Олег Нумеров: «Объём рынка мебели, которая идёт на государевы нужды, составляет от 34 до 42 миллиардов рублей. Очень серьёзный сегмент рынка! Мы считаем, что что совершенно необязательно нашим высоким чиновникам сидеть в креслах Италии и Германии. Они должны сидеть в креслах российского производства».

Однако сами участники рынка отмечают, что толку от этого запрета не очень много. Мебель для чиновников делают не все – это всё-таки, подразумевает производство товаров довольно высокого класса. В этом сегменте рынка российских компаний не очень много. То есть даже в центральной части страны новый закон не особо кому-то помог. Что уж говорить о Приморье? Мебельная отрасль края больше зависит от грамотной финансовой политики государства и курса рубля. Чем он ниже – тем сложнее участникам рынка реализовывать продукцию на Дальнем Востоке.

Впрочем, есть ещё один вариант, реализация которого, впрочем, растянется на годы. По мнению Сергея Катырина, государству нужно снижать ставку рефинансирования. Это позволит предпринимателями закупать оборудование, необходимое для производства сырья – например, тех же древесных плит. «Для того, чтобы наладить производство, нужны серьёзные деньги. Не у каждого есть такие накопленные средства, чтобы одноразово вложить их в приобретение оборудования. Думаю, что новое оборудование будет приходить в мебельную отрасль по мере снижения ставки рефинансирования», - считает он.

Однако что делать приморским мебельщикам сейчас? Пока – только выкручиваться из непростой ситуации. И, конечно, ждать снижения ставки.

"