Posted 10 ноября 2008,, 23:53

Published 10 ноября 2008,, 23:53

Modified 17 сентября 2022,, 14:19

Updated 17 сентября 2022,, 14:19

ЧП на «Нерпе» - безалаберность или слаженная работа команды?

10 ноября 2008, 23:53
Где нас еще могут поджидать подобные ЧП - мнения специалистов

ВЛАДИВОСТОК. 11 ноября. ВОСТОК-МЕДИА – Сегодня в Хабаровском крае и городах Приморья - день траура и похорон. Администрации городов и краев берут на себя расходы по погребению. По 100 тысяч семьям погибших выделяет правительство Хабаровского края, по столько же - правительство Приморья
«Комсомольская правда» на страницах номера опубликовала версии случившегося из уст специалистов. Так что же могло случиться в отсеках подлодки?

1. «Пожар на АПЛ был, но об этом никогда не скажут»

Николай МАРКОВЦЕВ, капитан 1 ранга запаса, отслужил 7,5 года на атомных субмаринах на Камчатке, затем в ФСБ курировал подводный флот:
- Узнаем ли мы правду о ЧП, будет зависеть от решения комиссии, которая сейчас расследует аварию. Не сомневаюсь, что информацию постараются свести до минимума. Я уверен, что был какой-то фактор, из-за чего сработала система пожаротушения, - либо повышение температуры в отсеке, либо задымление. Только при пожаре может быть такое количество жертв.
Что касается того, что большинство погибших - гражданские специалисты, из своего опыта знаю, что инструктаж сдаточной команды проводится формально. Сплошь и рядом ходят по подлодке, как по заводу, без портативных дыхательных аппаратов (ПДА). Положение по борьбе за живучесть предписывает иметь при себе ПДА даже в койке. Тем более в состоянии погружения это вопрос жизни и смерти.

2. Сбой при проверке пожарной системы

Николай МЕЖОНОВ, капитан 2 ранга, ходил на атомных подводных лодках 15 лет:
- Поскольку цель похода - передать военным субмарину, то проверялись все возможности подлодки по максимуму. То есть нажимали все кнопки, а если погружались, то на большую глубину. Конечно, проверяли и систему пожаротушения ЛОХ. Скорее всего, клапаны, которые отвечают за подачу фреона в 1-й и 2-й отсеки, были неисправны. Поэтому фреон начал поступать в отсеки. Люди в это время спали, поэтому, когда сработала сирена (а она должна включаться автоматически при подаче фреона), скорее всего, просто не успели надеть маски, тем более что большинство - гражданские. В «Нерпе» три «этажа», тяжелый газ опустился вниз - там люди и пострадали больше всего. Кто потерял сознание, получили ожоги.
На самом деле команда, которая находилась на борту, сработала замечательно. Фреон заполнил оба отсека максимум за 10 минут. По моим подсчетам, только в первом отсеке находились около 100 человек. Жертв могло быть гораздо больше.

Где нас еще могут поджидать ЧП?

Юрий БОЯРКИН, вице-адмирал запаса, бывший замкомандующего Северным флотом:
- Везде, где есть люди, могут быть сбои. Не думаю, что система пожаротушения на АПЛ «Нерпа» сработала сама. Слишком много посторонних было на борту. Такое количество недопустимо даже во время сдаточных мероприятий.

Александр РОМАНОВ, директор «Ассоциации выпускников Военмеха», Санкт-Петербург:
- Неприятностей следует ждать там, где в 90-е годы было все запущено, потеряны технологии, кадры. Ярчайший пример - гражданская авиация.

Игорь ОРЛОВ, генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь», Калининград:
- Везде, где теряется адекватная оценка ситуации, где не соблюдаются нормы поведения. Будь то строительство надводного корабля или высотного здания. Всюду должна быть культура производства, тем более на сверхтехнологичных объектах.

Александр ЛАНСКОВ, капитан 1 ранга запаса, бывший командир атомной подлодки:
- Главная угроза - старая техника и вооружение. Прежде всего, атомные и дизельные подлодки, самолеты и вертолеты, а также ядерные и обычные ракеты, химические боеприпасы, у которых вышел срок гарантийной эксплуатации.

"