Posted 18 декабря 2010,, 04:51

Published 18 декабря 2010,, 04:51

Modified 17 сентября 2022,, 11:39

Updated 17 сентября 2022,, 11:39

Приморское УСБ ищет чужих среди своих

18 декабря 2010, 04:51
Уже обезврежены десятки оборотней в погонах

ВЛАДИВОСТОК. 18 декабря. ВОСТОК-МЕДИА – Сегодня управление собственной безопасности УВД по Приморскому краю отмечает свой третий юбилей. 15 лет назад – 18 декабря 1995 года – в структуре Министерства внутренних дел была образована новая для милиции служба – Главное Управление собственной безопасности МВД России с подразделениями в каждом субъекте федерации.
Как сообщает пресс-служба УВД по Приморскому краю, на эти подразделения были возложены три основные задачи: защита сотрудников милиции и членов их семей от противоправных посягательств, связанных с правоохранительной деятельностью, защита органов внутренних дел от проникновения лиц, преследующих противозаконные цели и пресечение преступлений, совершенных работниками МВД. К самим сотрудникам отделов и управлений собственной безопасности предъявляются самые жесткие требования и главное из них - безупречная репутация.
Заявлений о неправомерных действиях милиционеров – сотрудников патрульно-постовой службы, ГИБДД, участковых, оперуполномоченных, дознавателей и следователей – в МВД России за год поступают сотни тысяч. Ни одно сообщение не остаётся без рассмотрения, а те, в которых сообщается о совершенных или подготавливаемых преступлениях, передаются на исполнение именно в подразделения собственной безопасности, где рассматриваются особо тщательно.
Так, летом 2010 года в УСБ обратился студент одного из владивостокских вузов, сообщивший о том, что милиционеры причинили ему телесные повреждения. При проверке этого сообщения выяснилось, что накануне некий нетрезвый гражданин заподозрил студента в хищении мобильного телефона. По настоянию заявителя студента привезли в ОВД Ленинского района, где два нетрезвых оперуполномоченных принялись его «колоть». Под градом выверенных ударов молодой человек согласился купить потерпевшему новый мобильник, угостить сыщиков ужином в кафе и развезти их по домам на такси. Уже на следующий день в тех служебных кабинетах был проведён обыск, «гении сыска» установлены и задержаны. Не взирая на искреннее, но запоздалое раскаяние в содеянном, активную помощь в ходе следствия и возмещение имущественного ущерба, суд не счел возможным назначить бывшим милиционерам условное наказание.
Ощутимую помощь службе собственной безопасности в раскрытии преступлений, совершаемых милиционерами, оказывают не только граждане, пострадавшие от противоправных действий, но и сотрудники милиции, возмущенные предательством коллег. Так, в 2008 году сотрудники ГИБДД поделились с УСБ сведениями о представителе аппарата УВД, сопровождавшего во Владивосток грузовик, забитый лососевой икры. Проверка показала, что в свободное от службы время майор милиции, прикрываясь служебным удостоверением, пробавлялся сопровождением грузов без надлежащих документов. Материалы служебной проверки легли в основу уголовного дела и уже бывший майор был осужден к лишению свободы условно как лицо, утратившее свою опасность для общества.
Справедливости ради следует вспомнить и противоположные примеры, когда о противоправности действий милиции злонамеренно сообщают не в меру сообразительные правонарушители, стремящиеся «замутить воду» и под шумок «зарыться в ил».
В 2008-2009 годах из следственного изолятора просто посыпались заявления арестованных, обвиняемых в сбыте наркотиков. Все как один утверждали, что стали жертвами милицейского произвола, доказательства их вины сфабрикованы, свидетели обвинения готовы дать новые, правдивые показания. Сопоставив обстоятельства уголовных дел, опросив обвиняемых и свидетелей, сотрудники УСБ пришли к выводу, что все заявления беспочвенны. Обвиняемые решили, что нащупали беспроигрышную – как им казалось – тактику защиты: дискредитировать доказательства своей вины путём давления на свидетелей-наркоманов. Такой способ защиты не нашел понимания ни в УСБ, ни в суде, ни в прокуратуре.
Не гнушаются подобной тактикой и мелкие нарушители административного законодательства. В июле 2010 года отказ в удовлетворении своей жалобы получил предприниматель из Артёма, который был весьма разгневан бестолковостью наряда ГИБДД, не позволившего его автомашине движение по центральной аллее парка в разгар массовых гуляний. Его доводы о неотложности доставки мороженого на торговые лотки не возымели действия на постовых, настаивавших на его движении в объезд за полтора километра. Более того, когда эмоциональная аргументация переросла в нецензурную брань, милиционеры позволили себе доставить правонарушителя в УВД оформить на него соответствующий протокол. К сожалению, убедить гражданина в беспочвенности его претензий не удалось ни начальнику Артёмовской милиции, ни сотрудникам УСБ, ни прокурору города.
Отстаивать свои интересы – неотъемлемое право каждого гражданина России, однако злоупотреблять этим правом не следует. Желая любой ценой избежать неприятной, но вполне терпимой административной ответственности, можно в горячке перейти грань, за которой и неприятности несравнимо весомее и ответственность – уголовная.
Опровержение наветов – не единственная форма защиты, осуществляемая службой собственной безопасности. Наиболее значимой остаётся физическая защита сотрудников, членов их семей и имущества от противоправных посягательств, связанных со служебной деятельностью. Характерным примером такой работы может служить история сотрудника ГИБДД, отправившего в места лишения свободы крайне мстительного человека. Спустя пару лет, условно-досрочно освободившийся сиделец приступил к реализации выношенных планов: приобрёл охотничье ружьё, приехал в Находку, где посетил адрес проживания инспектора, место работы его супруги и детский сад, который посещал ребёнок милиционера. Реализовать преступные замыслы мстителю не позволили: сам милиционер, члены его семьи и квартира были взяты под круглосуточную охрану, а злоумышленник попал под навязчивое наблюдение. Трезво оценив открывшиеся перспективы, условно-свободый гражданин добровольно сдал оружие и боеприпасы, сел в любезно предложенный поезд и навсегда покинул Приморский край по маршруту с контрольными точками, надолго охваченный отныне заботой органов внутренних дел по месту жительства.
Сами органы внутренних дел так же нуждаются в защите – защите от проникновения в них граждан, преследующих противоправные цели. Все кандидаты на вакантные должности в системе МВД – даже технический персонал и строительные рабочие на ремонтируемых объектах – проходят обязательное согласование в подразделениях собственной безопасности. Безрезультатно такие проверки не проходят: практически ежемесячно среди кандидатов на службу в органы внутренних дел выявляются лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, замеченные в связях с криминалитетом или экстремистами. Ежегодно отмечаются попытки восстановления на службе бывших сотрудников милиции, ранее осужденных за преступления в других городах и регионах. На что рассчитывают эти люди в век информационных технологий и централизованных учетов?
Наиболее результативной и опасной для «оборотней в погонах» остаётся оперативная деятельность УСБ, деятельность не только не предающаяся огласке, но и тщательно скрываемая даже внутри аппарата УВД. Такая работа большую часть времени остаётся совершенно не зрелищной: пара десятков оперуполномоченных «без шуму и пыли» собирают сведения, беседуют с людьми и оформляют документы. Лист к листу, файл к файлу формируются тома и базы данных. Закономерным итогом такой бюрократической прелюдии планируется реализация – пресечение преступной деятельности с закреплением доказательств. Мздоимцы и казнокрады из числа сотрудников милиции – не самый простой контингент хотя бы потому, что сами обладают профессиональными знаниями в формах и методах правоохранительной деятельности. Но и из них удаётся выдавить крокодилью слезу раскаяния.
По результатам одной из таких разработок на девять долгих лет строгого режима уехал в лагеря бывший борец с правонарушениями на потребительском рынке, выделившийся своим гипертрофированным хватательным рефлексом. Обычно торговцы предпочитают откупиться от назойливости контролирующих органов, но аппетитов этого индивида они не осилили и молчать не стали. Получив информацию о взяточничестве, сотрудники УСБ провели ряд мероприятий. Успешная реализация в форме задержания взяткополучателя с поличным под видеозапись и протокол оказалась только предварительным этапом. Остававшийся – пока суд да уголовное дело – на свободе и на службе инспектор, не дожидаясь приговора, повторно попался сотрудникам УСБ на получении взятки в 200 000 рублей. С того времени, во избежание рецидивов, бывший майор милиции перемещается только по охраняемой территории и под присмотром конвоиров.
В начале 2010 года злостный лесопромышленник сильно огорчился фактом своего привлечения к уголовной ответственности за незаконную порубку деревьев. И пришла ему в голову гениальная мысль – нанять на роль обвиняемого и подсудимого нуждающегося в деньгах человека. Доброволец нашелся быстро - и реплики выучил, и с подельниками повидался и с декорациями ознакомился. А чтобы следователь не задавал неприятных вопросов, великий комбинатор предложил тому 20 000 рублей. Довольный собою, взяткодатель примчался на встречу со следователем в Большой Камень и был жестко принят в тугие объятия при совершении преступления. И даже тогда не сразу понял, что следователь согласился на получение денег с ведома и под контролем УСБ. В итоге вместо одной статьи 260 УК, даже не предусматривающей лишения свободы, гражданину дополнительно вменяется статья 291, санкция которой заканчивается словами «до восьми лет».
Сейчас, в период реорганизации МВД, первоочередной задачей подразделений собственной безопасности становится контроль за качеством кандидатов на должности в формируемых структурах министерства. Задача не нова и с ней УСБ справится, как справлялось последние 15 лет.

Справка

Начальники УСБ по Приморскому краю:
1995–2001 гг. - полковник милиции Виктор Шестаков,
2001–2008 гг. - полковник милиции Виктор Усов,
с февраля 2009 утверждён полковник милиции Геннадий Митин.

"