Posted 21 ноября 2008,, 06:49

Published 21 ноября 2008,, 06:49

Modified 17 сентября 2022,, 14:15

Updated 17 сентября 2022,, 14:15

Адвокат и оперативник – кто прав, кто виноват?

21 ноября 2008, 06:49
Во Владивостоке обыск в офисе адвоката Береговского вызвал значительный резонанс, правоохранительные органы имеют свой взгляд на случившееся

ВЛАДИВОСТОК. 20 ноября. ВОСТОК-МЕДИА – Обыск, случившийся 12 ноября в помещении Адвокатского бюро «Правовая конструкция» получил значительный резонанс. Теперь каждая из сторон – представители адвокатуры и органов внутренних дел - стараются доказать законность своих действий и незаконность действий противоположной стороны.

Как считает президент Адвокатской палаты Приморского края (АППК) Борис Минцев, в крае участились случаи нарушения прав адвоката, а точнее нарушения адвокатской тайны. «Люди, приходя к адвокату, рассчитывают, что закон гарантирует - сообщенные сведения станут предметом тайны и не будут доступны для третьих лиц, в том числе и для лиц, когда правоохранительные органы могут осуществлять уголовное или административное преследование гражданина», - считает Борис Минцев.

В качестве подтверждающих примеров президент АППК привел случаи с адвокатами Юлией Рябота и Маргаритой Волкович: «Часто, чтобы выбить адвоката из дела, работники следствия стали использовать такой институт как попытку допросить адвоката для получения сведения связанных клиентами, интересы которых он предоставляет по уголовном у делу. Эти моменты отражаются на том, что со стороны граждан подрывается доверие к институту адвокатуры, а этому способствует незаконные действия тех или иных сотрудников органов внутренних дел».

Борис Минцев высказал свою точку зрения на незаконность проведения обыска офисе адвоката: «Решение на обыск было, в нем где судья прямо указала цель обыска – изъятие доверенности, печати организации, которая проходит в рамках уголовного дела, и других документов. Доверенность – это тот предмет, который нужно изымать в адвокатской конторе во время обыска по решению суда. Подобные доверенности существуют в разных судебных инстанциях, где рассматривается дело. Что касается печати фирмы, то адвокат не вправе хранить ее у себя. А вот понятие «иные документы»

как раз дает большой простор изымать те документы, которые они не имеют права изымать. В данном случае были изъяты жесткие диски с компьютеров, на которых хранится информация о клиентах, имеющих отношение к самым разным делам. Это прямое нарушение закона».

Свои несогласия по поводу обыска высказал и адвокат Виталий Береговский. Он отметил, что обыск производился не только сотрудниками, указанными в протоколе, но и неустановленными лицами. Требования и просьбы предъявить документы, остались без удовлетворения. В обыске принимали участие и сотрудники межрайонного ГУ МВД РФ по ДФО. Предложения о выдаче необходимых документов не поступало, обыск был начат сразу, принудительно, цинично и в грубой форме. Кроме того, адвокат Береговский считает, что если в решении суда написано было «провести обыск в помещении, где работает адвокат Береговский», то это не значит, что оперативники имели право «перерывать» всю адвокатскую контору. Кроме того, у Береговского вызвали сильные сомнения и личности понятых, которые вели себя как подчиненные должностных лиц, что дает право предполагать об отсутствии независимости понятых. Подытожив все противозаконные действия во время обыска, Береговский отметил, что нанесенный ему ущерб составляет 45 тысяч рублей.

У представителей правоохранительных органов свой взгляд на данную ситуацию.

Старший следователь по особо важным делам Следственного управления УВД по Приморскому краю, подполковник юстиции Наталья Корлыханова считает, что обыск был произведен с санкции суда. Прежде чем выдавать постановление на проведение обыска в помещении, принадлежащем Береговскому на праве собственности, судья изучила материалы уголовного дела, рассмотрела ходатайство одного из следователей следственно-оперативной группы с просьбой провести обыск во всех помещениях лиц, которые так или иначе причастные к совершению преступлений.

«Говорить о том, причастен Береговский к преступлению или нет, не предоставляется возможным. Пока у него статус свидетеля, а дальше по результатам собранных материалов уголовного дела проанализируем и посмотрим - какой у него будет статус. Если мы будем не правы, то мы принесем свои извинения», - отметила подполковник юстиции.

Все, что было изъято в офисе Береговского сейчас изучается. По жесткому диску назначена компьютерная экспертиза, эксперту поставлена определенная задача и никакой утечки информации, ее потери или разглашения коммерческой тайны по материал жестких дисков, изъятых в офисе, эксперт не сделает, отметила Наталья Корлыханова.

«Полагаю, что камнем преткновения в данном деле стали личные интересы господина Береговского в связи с осуществлением его правовой помощи либо не правовой помощи одному из соучредителей ООО ОГАТ. Стоит помнить, что адвокат вправе оказать помощь, при этом не навредив. Об этом говорится и в законе об адвокатуре. Адвокат не имеет права навредить своему клиенту. То, что мы видим сейчас, так это нарушение адвокатом закона об адвокатуре», - поделилась своими доводами представитель краевого следственного управления.

Начальник отделения по расследованию преступлений в сфере экономики СУ по Первореченскому району майор юстиции Дмитрий Ваев отметил, что решение суда санкционировано на проведение обыска в адвокатском бюро «Правовая конструкция» и данное постановление позволяет осуществлять обыск в помещении в целом. Сейчас в производстве находится уголовное дело, возбужденное 8 сентября по признакам преступления ч. 4 ст.159 «Мошенничество в особо крупном размере и связанное с приобретением права на имущество ООО ОГАТ. В ходе следствия были установлены данные, дающие основания для производства обыска в данном помещении.

Один из учредителей доверился человеку, имеющему юридическое образование

«На сегодняшний момент я курирую это уголовное дело, и пока нарушений нет, - подвела черту Наталья Корлыханова. – Если адвокат Береговский считает наши действия противоправными и хочет обжаловать их, то законом это не запрещается. А ажиотаж, который был создан пресс-конференцией, мы можем расценить не только как способ защиты, но и как давление на следствие. Будут подвергаться проверкам все публикации, появляющиеся в СМИ, касающиеся ООО ОГАТ - достоверно ли преподнесен материал в средствах массовой информации. Дело будет длительным по времени, так много документов, которые нужно обработать, провести экспертизы, допросить людей, но по самим доказательствам оно не такое сложное».

По словам одного из сотрудников краевого УВД, просто так к делу оперативников межрайонного отдела Главного управления МВД РФ по дальневосточному федеральному округу не привлекают.



"