Posted 25 июня 2008,, 06:35

Published 25 июня 2008,, 06:35

Modified 17 сентября 2022,, 13:52

Updated 17 сентября 2022,, 13:52

Лесные пожары в Приморье – бить в набат или выжидать, пока все сгорит

25 июня 2008, 06:35
Лесные пожары в Приморье – бить в набат или выжидать, пока все сгорит

ВЛАДИВОСТОК. 25 июня. ВОСТОК-МЕДИА - С начала 2008 года в Приморском крае было зарегистрировано 224 лесных пожара, общая площадь возгорания составила 40,3 тыс. гектаров. Почти 200 пожаров пришлись на самое «неспокойное» время – апрель. Сейчас такой пожароопасной обстановки в крае нет, но все ли спокойно в этом «королевстве».



Увольнение в конце мая начальника Приморской авиабазы Вячеслава Федотова вызвало много пересудов. Обсуждала вся страна – от Калининграда до Находки, лесные пожары есть везде, а значит, все коллеги оказались в курсе. Кто-то возмущался, кто-то недоуменно пожимал плечами. Но поводом к таким радикальным мерам послужил отказ занижать данные по пожарам. Сам «виновник» рассказал, почему произошла подобная ситуация, и как пожарным, занимающимся тушением лесных пожаров, жить и работать дальше.



Как считает Вячеслав Федотов, увольнение стало крайней точкой в назревших отношениях. Все началось намного раньше.

В прошлом году российская «Авиалесоохрана» пережила реорганизацию. С 1 января 2007 года все полномочия по охране и защите лесов, а также обязанности по управлению специализированными службами были переложены с Федерального агентства лесного хозяйства на субъекты Федерации. Деньги на содержание и профилактику (в т.ч. авиапатруль) поступали планово из Рослесхоза. С момента реорганизации субвенции на все упомянутые виды деятельности стали поступать непосредственно в субъекты РФ, и краевой администрации предстояло определить, кто и в каком порядке будет тушить лесные пожары на территории Приморья. Большая часть российских регионов определилась довольно быстро - на базе авиапредприятий Рослесхоза были созданы краевые и областные государственные учреждения. Руководство края на момент реорганизации «Авиалесоохраны» выбрало следующую тактику: раз идет ликвидация на федеральном уровне, то и край без этого переживет. В Приморье ситуация не могла разрешиться до последнего дня. 130 человек 8 месяцев находилось в «подвешенном» состоянии. Лишь в июне 2007 года было создано КГУ «Приморская база авиационной охраны лесов».



Год прошел. И что изменилось? На начало лета общая задолженность перед приморскими пожарными составила 650 тысяч рублей. С одной стороны рассматривался вопрос о финансировании по смете с поступлением денег на бюджетный счет, с другой - решался вопрос о проведении конкурса, который был проведен, выигран, утверждена сумма в 22 млн., и деньги должны были поступить на внебюджетный счет.



Сумма субвенций на содержание «Приморской базы авиационной охраны лесов» - 25 млн. Но на начало лета по трем платежам было получено только 5 млн. рублей, задержка по зарплате – 2 месяца. В апреле пожароопасный сезон начался, а парни не смогли купить продукты, таборное имущество – палатки, спальники и т.д. Доходило до абсурда – покупали продукты за свои кровные, потом пытались отчитаться чеками, но их не принимали, ссылаясь на то, что вопрос о финансировании был решен позже.



В Приморском крае охраняемая территория 11,8 млн. гектаров. Почти 64 процента приморских лесов могут охраняться только с воздуха. Это как раз те участки, куда только самолетом можно долететь, никаких поездок на тракторе или бульдозере предпринять невозможно. Данные 7,6 млн. гектаров – зона ответственности авиабазы. Загорелся пожар по вине нерадивых охотников, экстремалов и искателей приключений – надо тушить с неба.

Пожарная служба урезана до минимума. Если раньше в Приморье этим делом занималось 150 человек, то нынче только 35 парашютистов-десантников. На работу «Приморской базы авиационной охраны лесов» на нынешний 2008 год подписано по смете 22 млн. А это содержание техники, горючее, питание, зарплата и т.д. Несмотря на романтику, смелость и отвагу, пожарный десантник получает копейки – менее 10 тысяч. А ведь парням еще семьи кормить надобно.



Здание во Владивостоке на ул. Героев Варяга, где всегда базировалась «Авиалесоохрана», теперь нашло еще одних хозяев, вернее новых. На 3 и 4 этажах здания уютно и комфортно разместилось казенное предприятие Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение». Учредителем данной организации является Приморский край. Полномочия собственника осуществляет департамент имущественных отношений. Именно сотрудникам недавно созданной организации придется заниматься тушением пожаров не в глубине тайги, а с краю. Здесь для борьбы со стихией подойдут багры, топоры, тракторы, бульдозеры, лесники и т.д., на балансе есть все. Помещения получены в бессрочное пользование, хотя казенное предприятие должно было бы в данном случае разместиться на правах аренды. И ремонт тут на загляденье – настоящий, почти европейский. А у коллег из «Приморской базы авиационной охраны лесов» одни темные бетонные коридоры вокруг, да облезлые стены. Пытаются доказать свой профессионализм и состоятельность, но как-то не очень это выходит. «Приморская база авиационной охраны лесов» на правах бедной падчерицы у обеспеченной мачехи.



А теперь можно поговорить и об увольнении. По мнению руководства Управления лесного хозяйства администрации Приморского края, чтобы хорошо выглядеть «наверху», нужно иметь достойные показатели работы. А чем меньше число возгораний и площадь огня, тем лучше будет край смотреться в общероссийской сводке. Полтора десятка лет назад еще можно было подобным образом пускать кому-то пыль в глаза. Но нынче такой номер не проходит. Система космомониторинга позволяет выявлять все места пожаров – дежурный, сидя в Москве, прекрасно видит, сколько гектаров горит в Приморье. И никаким занижением площади тут ситуацию не исправишь. За что и поплатился Федотов. В последнее время со своими горящими лесами, вечными разговорами о недофинансировании этот человек стал просто неугоден. На последнее заседание Управления МЧС по Приморскому краю его даже не приглашали, хотя как можно говорить о горящих лесах, их тушении, профилактике работ без специалиста.



Дело кончилось тем, что из Москвы в Приморский край нагрянула проверка и увидела занижения площади горящих лесов во всей красе. В рамках проверки был сделан анализ установленной системы сбора и обработки информации о лесных пожарах, выборочный контроль соответствия первичной документации и официальной статотчетности, а также контрольный замер площади лесных пожаров с использованием мобильных систем глобального позиционирования.

Проверка выявила наличие фактов письменных указаний от Управления лесным хозяйством (УЛХ) Приморского края о необходимости не регистрировать часть лесных пожаров, а считать их возгораниями. Тогда же вскрылся и двойной учет – ведомость о лесных пожарах по первичной информации, согласованная с отделениями авиационной охраны, и таблица пожаров из УЛХ. Кроме того, московская проверка выявила, что из обнаруженных подразделениями авиационной охраны лесов 106 лесных пожаров, перешедших в разряд крупных, 44 по указанию УЛХ были исключены из числа крупных с формулировкой «по результатам уточнения площади». Кроме этого, в мае 2008 года из Рослесхоза в Приморский край руководству УЛХ было отправлено письмо, в котором написано, что никаких добавочных финансовых вливаний в эту отрасль в течение года не будет, так как все показатели были согласованы. Кроме того, проверка исполнения органами государственной власти Приморского края отдельных полномочий в области лесных отношений и расходования средств выявила нецелевое использование средств в объеме 5,4 млн. рублей.



Самый простой способ махнуть на все рукой и пустить ситуацию на самотек. А стоит ли? Хотелось бы возродить парашютно-десантную службу до 150 человек, как было ранее. Возобновить производство взрывработ для устройства защитной полосы во время лесных пожаров. Не хватает парашютов, некоторые пора обновлять, а каждый комплект обходится почти в 4 тысячи долларов. Писали о своих бедах и проблемах вице-губернатору Попову и в УЛХ Егорову. Помогли. Но не там, куда обращались, а на центральном пункте – «Приморской базе авиационной охраны лесов» подсобили с оборудованием по гарантийному письму. Теперь стоит вопрос о возврате денежной суммы.



Сегодня руководство многих регионов понимает всю важность ситуации – сохранность лесов, природных богатств, флоры и фауны, обеспечение людей работой, усиление материальной базы – поэтому помогает финансово. Основная сумма поступает за счет субвенций из федерального в краевые или областные бюджеты, а здешние администрации, не желая оставаться в стороне, тоже оказывают финансовую поддержку. Такую ситуацию можно наблюдать в Свердловской и Тюменской областях, Хабаровском крае, Карелии и др. В Приморье субвенции на «Приморскую базу авиационной охраны лесов» составляют 25 млн. В идеале к ним не плохо было бы добавить еще 5 – 6 млн. рублей. Ведь есть деньги на футбол и баскетбол, почему же не хватает сумм на сохранность нашего богатства – тайги?





"