Posted 29 декабря 2017, 02:00

Published 29 декабря 2017, 02:00

Modified 1 сентября 2022, 03:06

Updated 1 сентября 2022, 03:06

Бандитское Приморье: почему «братки» не смогли убрать героин с улиц Находки

29 декабря 2017, 02:00
Разборки двух группировок в самом наркоманском городе края вылились в странное уголовное дело

В редакцию РИА «Восток-Медиа» обратился житель Находки Арут Варваштян. Он рассказал, что уже несколько лет пытается добиться справедливости в уголовном деле своего сына Артура. Два года назад парня посадили на 8 лет по обвинению в двух тяжких статьях – «Грабёж» и «Вымогательство». Арут Варваштян высказал свою точку зрения: дело сфабриковано для защиты местных наркоторговцев. История очень неоднозначная, и положительных персонажей в ней практически нет. Наверное, она легко могла бы стать сюжетом для какого-нибудь фильма на федеральном канале.

«Это обычный барыга»

Началось всё в начале «десятых» годов. У Арута было два сына – один родной (Артур), другой приёмный. Оба они связались с плохими компаниями – каждый со своей. Артур сдружился с местными «братками». Привлекался по трём статьям Уголовного кодекса – умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, хулиганство, грабёж. Как следует из уголовного дела, он носил кличку «Толстяк» - из-за своих габаритов (Артур является двухметровым 150-килограммовым «шкафом»). В Находке Варваштян-младший считался довольно авторитетной фигурой. Его же сводный брат сошёлся с наркоманами, плотно подсел на героин и в 2013 году скончался от передозировки. Именно здесь, собственно, и начинается история.

«Артур знал о зависимости брата и о тех, кто ему продаёт – это были несколько человек, азербайджанцы. Он «наезжал» на них, делал всё, чтобы они не торговали – но не получилось. После смерти брата мой сын твёрдо решил разобраться с наркоторговцами в городе, привлёк нужных людей», рассказал Арут. По его словам, Артур и его знакомые находили участников нелегального бизнеса в Находке, допрашивали их с пристрастием, выявляли сети поставок и лишали возможности вести бизнес. У Артура были связи и в местной полиции, с помощью которых он начал «щемить» местных дилеров. По городу тогда прокатилась целая волна задержаний, и на несколько недель наркоторговля в Находке застопорилась.

На этом фоне у Артура возник конфликт с несколькими сбытчиками. Выяснить отношения они решили в селе Екатериновка, в кафе «Лесное». Артур со своими друзьями (тоже бывшими сидельцами) встретился там с группой товарищей – Элвином Аскеровым, Джавадом Гаджиевым и неким Курбаном. Главным среди них был Аскеров. Его, к слову говоря, через некоторое время «приняли» за сбыт героина: он нарвался на «тайного покупателя» из полиции.

Версий произошедшего на «стрелке» две. Как следует из показаний Аскерова и компании, данных во время следствия, Артур с друзьями якобы сами начали конфликт. Они вели себя агрессивно, высказывали различные претензии. Более того, они якобы сбили одного из участников «разборки» на машине и протащили его по земле. По версии Артура Варваштяна, всё происходило наоборот: оппоненты «наехали» на него и потребовали денег.

«Мне сын рассказал, что там произошло. Гаджиев с него требовал сначала 300 тысяч, потом вообще полмиллиона. Один из его оппонентов угрожал ему связями в краевой полиции. Мол, там есть свой человек, который сможет возбудить дело. Ему тогда не поверили – это же сошка мелкая угрожает, обычный барыга», - рассказал Арут Варваштян.

Дело на миллион

По странному стечению обстоятельств вскоре после этой «разборки» на Артура и его друзей завели уголовное дело. Речь идёт о серьёзных статьях – грабеже и вымогательстве. Возбудили дело после заявления трёх потерпевших – Эльшада Гулиева, Джавада Гаджиева и Алигусейна Нахметова. Гулиев заявил, что 7 июня 2013 года он катался по Находке на своей Toyota Mark II. В районе МЖК дорогу ему заблокировали две легковушки – другой «Марк» и Honda Fit. Из них раздалось несколько выстрелов в воздух. Затем из машины вышли Артур Варваштян вместе со своим другом Романом Романом (в фамилии ударение на первый слог – Прим. ред.). Эльшада поколотили и заставили проехать на пляж «Волна». Там Варваштян и Роман якобы несколько часов избивали его, требуя отдать один миллион рублей. При этом вымогатели предъявили претензии к другу Гулиева – Джаваду Гаджиеву. Но они, дескать, решили: за «косяки» отвечает вся компания разом. Закончилось всё тем, что хулиганы отобрали у избитого Эльшада «Марк II» и уехали прочь.

Обвиняемые факт происшествия отрицают полностью. Артур Варваштян сообщил в полиции, что у него действительно произошёл конфликт с Джавадом Гаджиевым. Но 7 июня он не совершал ничего противозаконного – отдыхал дома, ездил к родителям, и так далее. Роман, по его словам, употреблял алкоголь и бродил по городу. Следователям он рассказал, что с 2011 года должен Эльшаду Гулиеву денег. Дескать, поэтому тот его и оговорил.

Предварительное расследование и последующий суд растянулись на два года. Дело оказалось непростым. С одной стороны, чётких доказательств вины Артура и Романа не было. Основными уликами стали показания потерпевших и свидетелей – порой, довольно странные. Например, одна из свидетельниц дорожного инцидента почему-то не заметила Варваштяна – двухметрового «шкафа». В деле имеется и судмедэкспертиза, которая зафиксировала у Гулиева побои. Однако на момент обращения к врачу синяки и ссадины «находились в стадии заживления» - так что точно сказать, когда пострадавший их получил, оказалось невозможно. Словом, «белых пятен» хватало – однако 14 октября 2015 года суд признал обвиняемых виновными. Артуру Варваштяну дали 8 лет колонии общего режима, а также обязали его выплатить моральный ущерб.

Встал поперёк горла

Сторона защиты уверяет: дело Артура попросту сфабриковано. Конечно, за Варваштяном имелись грехи, но к данному уголовному делу он непричастен. После приговора адвокаты подавали всевозможные апелляции и кассации – безрезультатно. Приговор так и не отменили. По странному совпадению, нескольких сотрудников находкинской полиции, помогавших «Толстяку» бороться с наркоторговцами, после возбуждения вышеописанного дела якобы уволили с работы.

«У недругов моего сына действительно оказалась «крыша» из краевой полиции. Я потом общался со знающими людьми, они подтвердили – мой сын барыгам поперёк горла встал. Видимо, не только их интересы пострадали, раз за них вступились», - рассказал корреспонденту РИА «Восток-Медиа» Арут Варваштян.

После суда он начал свою собственную борьбу. Отец Артура решил добиться увольнения лиц, вынесших приговор. За последние два года он написал десятки обращений и жалоб в различные инстанции – и некоторых успехов добился. Прокурорская работница, представлявшая на процессе гособвинение, не так давно уволилась по собственному желанию. Как рассказал Арут, произошло это после целого шквала обращений, которые он написал.

Арут до сих пор продолжает «бодаться» с правоохранительной системой – даже несмотря на то, что это вряд ли поможет выйти его сыну на свободу.

«Никакой веры нашей правоохранительной системе у меня нет. Понимаете, одно дело – когда человек действительно виноват и несёт за это наказание. Можно спорить о том, насколько оно мягкое или суровое, но тем не менее. Но когда на твоих глазах «крышуется» наркобизнес, и все вокруг об этом знают… Так не должно быть», - считает он.

В общем, история весьма неоднозначная. С одной стороны, есть довольно обычное уголовное дело, фигурантами которого стали рецидивисты. То есть, явление весьма закономерное. Есть судебный приговор, который не удалось оспорить ни в одной инстанции. С другой – ряд обстоятельств делает эту историю довольно парадоксальной. В ней всё буквально перевёрнуто с ног на голову. Поэтому даже в самых железобетонных доводах правоохранительных органов волей-неволей – да и засомневаешься.

Подпишитесь