Posted 6 апреля 2018, 02:24

Published 6 апреля 2018, 02:24

Modified 14 декабря 2023, 16:09

Updated 14 декабря 2023, 16:09

«Липовый» запрет: хабаровские лесозаготовители ждут подвоха из Приморья

6 апреля 2018, 02:24
Сюжет
Лес
Запрет на вырубку липы, который активно лоббируют пасечники, вызывает сильную обеспокоенность у лесозаготовителей и лесопереработчиков, работающих на Дальнем Востоке. Кому выгодно такое нововведение и как оно может сказаться на развитии лесной отрасли в регионе — в материале РИА «Восток-Медиа».

Не в наших интересах

«Камень раздора» зародился в Приморском крае. Там на протяжении трёх последних лет пчеловоды активно добиваются введения запрета на вырубку липы, говоря о продовольственной безопасности. Их позиция сводится к тому, что лесозаготовители не дают развиваться пасекам, из-за промышленной рубки невозможно производить липовый мёд. В конце 2016 года пчеловодов услышали дальневосточные губернаторы, которые подготовили обращение в федеральное Минприроды. Речь шла сразу о трёх сортах древесины: амурской, маньчжурской и липы Таке.

В августе прошлого года Минэкономразвития России не поддержало такую инициативу. «В ходе оценки стало очевидным, что подобный запрет может негативно отразиться на отрасли заготовки древесины, не оказав ощутимого воздействия на пчеловодство»,— сообщили в ведомстве, предложив альтернативные варианты. Однако история на этом не закончилась. Пчеловоды Приморья продолжили добиваться решения от региональных властей, настаивая на тотальном запрете.

Эксперты, работающие в сфере лесного хозяйства, просматривают в муссировании этого вопроса интересы заграничных конкурентов, которые не заинтересованы в участии российской продукции на рынках стран АТР. Изделия из липы, а также сама древесина поставляются в страны Юго-Восточной Азии. Например, как рассказал председатель совета «Центр лесной сертификации», кандидат сельскохозяйственных наук Андрей Захаренков, на юг Китая ежегодно ввозится около 20 тысяч кубометров липового шпона, который составляет основу для мебельного производства. Наиболее крупными игроками этого рынка являются компании Северной Америки. Естественно, что уступать кому-либо свои доходы они не хотят.

«Такие же механизмы ранее уже использовались. Было введено существенное ограничение российской экспорта путём включения наших дальневосточных пород дуба и ясеня в список СИТЭС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения — прим. ред.). Пролоббировал это так же, как и сейчас, Всемирный фонд дикой природы. Дуб и ясень каким-то чудесным образом оказались в списке, хотя породы эти совсем не редкие здесь, на Дальнем Востоке. В результате, если раньше российский дуб занимал в Китае лидирующую позицию, то сейчас это уже Франция и США», Андрей Захаренков, председатель совета «Центра лесной сертификации», кандидат сельскохозяйственных наук

В коробке с карандашами

Как писало РИА «Восток-Медиа», в Хабаровском крае одна из компаний, которая работает с липой, сейчас ориентирована на глубокую переработку древесины. В частности, она делает заготовки для карандашей, которые уже ждут в Поднебесной. Компания работает не только с липой: в дело идут и другие породы дерева для получения сухих пиломатериалов, а также топливных гранул. Однако именно на неё сейчас сделана большая ставка.

«В дальнейшем мы планируем запустить полный цикл карандашного производства для нашего инвестора, который уже сейчас завёз оборудование для этого и в ближайшие месяцы завезёт ещё для полной комплектации первой линии производства. Монтаж уже начат, однако, в связи с возможными изменениями условий работы встаёт вопрос о перспективе развития этой части проекта — будет ли она вообще целесообразна. Потому что сейчас мы говорим о создании только одной линии производства, но в следующем году мы планировали запустить вторую», Илья Швецов, директор инвестиционного проекта «Леспром ДВ» по созданию лесоперерабатывающего комплекса в районе имени Лазо.

Бизнесмен уточнил, что через два года на предприятии хотят наладить и графитное производство, а через три — уже выпускать, например, «Хорские карандаши». Впрочем, торговая марка ещё не зарегистрирована, и есть время подумать. При этом компания рассчитывает стать участником региональной программы «Наш выбор 27». Конечно, если инициатива о запрете вырубки липы не пройдёт.

«Производство карандашных заготовок — это новое производство не только для нас, но и в целом для Хабаровского края и Дальневосточного региона. Первая очередь должна будет производить тысячу кубических метров заготовок, из которых в дальнейшем нашими заказчиками будут производиться карандаши. В дальнейшем планируется построить ещё два таких же цеха с мощностью 2,5 тысячи кубических метров карандашных заготовок»,Илья Швецов, директор инвестиционного проекта «Леспром ДВ» по созданию лесоперерабатывающего комплекса в районе имени Лазо.

Собеседник уточнил, что на предприятии также будут производить лущёный шпон — около 10 тысяч кубических метров в год. Проект предусматривает вложение около двух миллиардов рублей инвестиций, а также создание около 350 рабочих мест. После выхода завода на проектную мощность налоговые отчисления в районную казну будут составлять примерно 241 миллион рублей в год.

Естественно, что липовое сырьё нужно не только для производства карандашей в регионе. Из неё изготавливают индивидуальную мебель, различные элементы для неё. Это идеальный продукт для столярных изделий, она идёт на строительство бань, саун, кухонь. Примечательно, что и пчелиные ульи делают из липы (а также из кедра, который уже запрещён к вырубке — прим. ред.).

В случае, если заготовку липы запретят, только одному предприятию на Хору придётся нести многомиллионные затраты на изменения схем работы, смену видов работы, переоборудование завода. О карандашах вообще придётся забыть.

Совсем другая липа

Есть ещё один факт, зная который, лесопромышленники удивляются напору пчеловодов. По закону в рубку разрешено отпускать липу возрастом старше 100 лет, тогда как наукой доказано, что медопродуктивность липы — до 60-80 лет. То есть на производственные площадки не может попасть та липа, которая пригодна для сборщиков мёда. Этот же довод озвучивали и представители Минэкономразвития России.

«Действующими правилами заготовка липы разрешена с возраста 101 года. Этот возраст выбран неслучайно, потому что многолетними научными исследованиями доказано, что наибольшей медопродуктивности липа амурская достигает в возрасте до 100 лет. Поэтому рубка её со 101 года нисколько не мешает пчеловодству. Более того, для лесозаготовителя липа даже в таком возрасте не интересна: как правило, под пилу попадают деревья в возрасте 170-180 лет»,Андрей Захаренков, председатель совета «Центр лесной сертификации», кандидат сельскохозяйственных наук.

Такие деревья можно считать умирающими: в сердцевине ствола обычно появляется гниль, которая тянется вдоль всего ствола. Зато всё, что вокруг, идёт в работу, а на выходе получается продукция экспортного качества. Именно такие деревья эксперты лесного хозяйства советуют убирать из леса, чтобы «дать дорогу» молодой поросли. Можно сказать, что рубка взрослых деревьев идёт лесу на пользу.

Кроме того, уточнил Андрей Захаренков, по закону заготовка липы разрешена только на территории эксплуатационного фонда, а никак не в зоне защитных лесов, где как раз и разворачивают свою деятельность пасечники. Уже в связи с этим о какой-либо угрозе собирателям мёда говорить как минимум странно. Поскольку в зоне защитных лесов (а в Хабаровском крае они в разных районах достигают до 30 % лесного фонда) никогда не будет идти заготовка, максимум — только санитарная рубка по жёстким правилам.

Подпишитесь