Posted 11 июня 2020,, 02:01

Published 11 июня 2020,, 02:01

Modified 1 сентября 2022,, 02:58

Updated 1 сентября 2022,, 02:58

От перемены мест слагаемых: лес в Хабаровском крае продолжают вырубать

11 июня 2020, 02:01
«Ни Китай, никто нам не поможет, если мы внутри не наведём порядок. Эта сфера настолько криминализованная и коррупцирогенная стала, что эта ржавчина разъела всех», — так охарактеризовала в 2018 году ситуацию в лесной отрасли спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Сюжет
Лес

В причинах того, почему в Хабаровском крае продолжают разворовываться природные ресурсы, и почему не удаётся навести этот самый порядок, вместе с экспертом разбирался корреспондент «Восток-Медиа».

Весной 2019 года в рамках расследования уголовных дел в лесной сфере, в кабинетах высокопоставленных чиновников хабаровского правительства прошли обыски. На скамье подсудимых оказались экс-заместитель председателя правительства Хабаровского края Василий Шихалев и экс-руководитель ООО «Азия Лес» Александр Пудовкин. Оба чиновника отделались условными сроками и миллионными штрафами в деле о хищении 10 миллиардов рублей.

В Белом доме проверки объясняли тем, что новый губернатор взялся за наведение порядка во всех отраслях, в том числе лесной. Заметим, что со сменой власти в Хабаровском крае рубить лес меньше не стали, стали гораздо больше, действующее лесное законодательство это позволяет, а власти смотрят на творящийся бардак сквозь пальцы. Вопреки всем обещаниям Сергея Фургала навести порядок в отрасли и обеспечить приток платежей от лесозаготовок в бюджет региона, природные ресурсы продолжают уходить за границу, а ущерб, нанесенный бюджету от чёрных лесорубов, продолжает исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей. По мнению эксперта, причина в дичайшем разворовывании народных богатств одна — низкие темпы экономического роста региона.

«Фамилия губернатора не важна. Если в регионе нет чёткой и понятной экономической политики, которая создаёт условия для этичного бизнеса, такого чтобы людям высокую зарплату платить, такого чтобы экология от него только прирастала, то не этичный бизнес обязательно придёт. <…> Если вы допускаете иностранных браконьеров, вы сколько угодно можете с ними подписывать чудесные декларации, что они будут 80 лет на этом участке работать, лес весь возродят, построят что угодно, — они подпишутся на 80 лет, за три года вырубят всё, что можно, съедят всё, что можно съесть, выкопают всё, что можно выкопать и уедут. Цивилизованные страны никогда, никого не пустят к своим природным богатствам, — считает доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ, кандидат экономических наук Максим Кривелевич.

Под предлогом «санитарной очистки» в Хабаровском крае рубят не только деревья в городах, но и в местах скрытых от посторонних глаз. В случае какой-нибудь шумихи лесники в пиджаках говорят, что «лес больной», обещают, что больше рубить ничего не будут и даже готовы создавать природоохранные заповедники, как в случае с вырубками в районе Мяо-Чан. Напомним, что одним из вопросов поступивших Сергею Фургала перед одним из последних прямых эфиров Инстаграм стали рубки в районе озера Амут. Общественники и экологи Комсомольска-на-Амуре попросили губернатора остановить рубки в живописном месте хабаровской тайги.

«А лесорубы не на самоизоляции что ли? Или это жизнеобеспечение… китайской и чиновничьей жизни»

«Про лес интересно скоро, наверное, одни пеньки останутся — все китайцам отдадим, а сами будем с опилок дома и мебель дальше делать, доска и брус все дороже и дороже», — отреагировали жители края.

Пока Поднебесная обогащается за счет ресурсов Хабаровского края, дырявый региональный бюджет недополучает налоги от добычи полезных ископаемых. Так, например добычей золота на территории края занимается 25 предприятий, ещё две компании добывают олово, одна — платину. Большинство из них зарегистрированы в офшорах, поэтому данные о том, что добыча растёт на 11-18%, а налоговые поступления от горнодобывающих компаний в краевую казну увеличиваются всего на 2,3%, не кажутся чем-то удивительным.

«Если ресурсы будут использовать эффективно, рынок их сам защитит. Если на этом месте будет стоять мебельная фабрика, которая будет делать какую-то супер мебель, они ни одного сучка не продадут китайцам. Если там где у вас рыба, есть рыбколхоз, который не просто добывает рыбу, а делает из неё какие-то деликатесы, которые в Японию уходят по 300$ за килограмм, то браконьеров не будет, негде будет им поместиться. Если есть своя „молочка“, которая делает сыры высочайшего качества, то люди не будут покупать сыры из казеина и пальмового масла. А как только сыра и молока нет, здесь какие программы поддержки производителя не вводи, будут „пальму“ покупать. Как только у вас лес стоит бесхозный и ничего ценного из него не производят, то его будут разворовывать, то же самое с рыбой, то же самое с недрами, с землёй — со всем, включая человеческий труд. Если людям могут дать хорошую работу, люди будут заниматься общественно полезным трудом, если у людей работы нет, они будут браконьерствовать. С их точки зрения они не воруют, они честно трудятся в тех условиях, которые им дали», — поделился мнением Максим Кривелевич.

Главная мысль эксперта сводится к тому, что и политика, и экономика, и экология строятся на одном: беднеет или богатеет население. В первом случае регион получает человечную политику, снижение коррупции и хорошую экологию. Во втором случае ситуация развивается по хабаровскому сценарию: безработица растёт, доходы населения не могут угнаться за ростом цен, ресурсы, которые по конституции принадлежат народу, разворовываются и при этом богатеют в крае по-прежнему только богатые.

"