Posted 1 апреля 2021,, 11:10

Published 1 апреля 2021,, 11:10

Modified 1 сентября 2022,, 04:13

Updated 1 сентября 2022,, 04:13

Журналисты выяснили, как Пётр Авен собрал коллекцию живописи

1 апреля 2021, 11:10
Журналисты «Новых известий» провели собственное расследование и выяснили, что некоторые экспонаты из музея банкира Петра Авена в Риге являются «спорными».

Издание «Новые известия» сообщает, что Петр Авен является председателем совета директоров Альфа-Банка. Недавно он приобрел в Риге здание, где планирует открыть музей, где будет выставлена коллекция русской живописи ХХ века. Свои действия банкир объяснил тем, что хочет привлечь в столицу Латвии как можно больше туристов и сделать ее узнаваемой во всем мире. При этом в проект он собирается инвестировать порядка четырех миллионов американских долларов — это без учета стоимости работ русских художников. Специалисты Forbes оценили коллекцию, в которую входят работы таких известных художников, как Константин Коровин, Петр Кончаловский, Марк Шагал, Василий Кандинский и Борис Кустодиев, в полмиллиарда американских долларов.

Примечательно, что о планах об открытии банкиром музея стало известно после того, как в Латвии вступил в силу новый закон, в соответствии с которым ввозить в страну предметы искусства можно свободно, а для вывоза необходимо будет получить разрешение специальной комиссии, которая проведет оценку всех сопровождающих документов и только после этого примет решение. При этом если экспонаты будут выставлены в частном музее, на них не будет распространяться уголовное право. В издании считают, что именно этим воспользовался Петр Авен.

Также не исключено, что банкир вывез за границу коллекцию картин русских художников, чтобы сохранить их у себя, после проверок часть из них может вернуться государству.

Журналисты выяснили, что Авен планирует сделать жемчужиной коллекции работы Александра Древина — художника из Латвии, который был убит во время репрессий, проводимых Сталиным. Супруга Древина Надежда Удальцова сумела сохранить работы своего мужа, выдав их за свои. На протяжении многих лет картины Древина хранились в семье. Однако в конце девяностых годов началась полоса смертей — за десять лет у Древиных скончались все мужчины. Сначала умер сын Александра и Надежды Андрей, потом в течение десяти лет умерли его внук Петр и правнук Иван. В результате коллекцию картин унаследовала супруга Андрея Древина Вероника Стародубова. В семье также было еще две женщины — их дочь и мать Петра Екатерина Древина и вдова Петра — Екатерина Древина-Васильева. Они не скрывали, что в доме Стародубовой хранятся картины художника — об этом знали все коллекционеры.

Странные события стали происходить в две тысячи десятом году — Екатерина Древина попала в учреждение для душевнобольных, причем при очень странных обстоятельствах, а Екатерина Васильева неожиданно переехала в квартиру к Стародубовой, которая на тот момент уже страдала болезнью Альцгеймера и практически ни с кем не общалась. Всеми делами Вероники занималась Васильева.

После этого Стародубову хотел навестить Константин Ясиновский, который на тот момент был женихом Екатерины Древиной. Однако в квартиру он не попал — Васильева его не пустила, заявив, что она является единственной наследницей Вероники, а ее дочка навсегда останется в психиатрической больнице, потому что она договорилась с врачами.

Ясиновский сумел добиться выписки Древиной из лечебницы, но когда она вернулась в квартиру к матери, коллекции картин там уже не было. После был суд, одним из участников которого стал нотариус, заверявший доверенность Васильевой. По его словам, на момент его нахождения в квартире картин там не было. Более того, их судьба до сих пор неизвестна — речь идет о порядка десяти работ Древина.

Примечательно, что несколько лет назад в Риге Петр Авен организовал выставку работ русского авангарда и среди экспонатов Древина обнаружила несколько картин, которые ранее принадлежали ее семье. Возможно, Екатерина Васильева незаконно их продала, пока Древина находилась в психиатрической больнице.

В связи с этим журналисты «Новых известий» обратились к самому банкиру, а также в Минкультуры Российской Федерации с просьбой прояснить ситуацию.

"