Posted 1 сентября 2009,, 00:59

Published 1 сентября 2009,, 00:59

Modified 17 сентября 2022,, 13:50

Updated 17 сентября 2022,, 13:50

Браконьерский краб приносил миллиардные дивиденды

1 сентября 2009, 00:59
За два года из России нелегально вывезли 2 993 тонны крабовой продукции. Ущерб составил почти три миллиарда рублей

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ. 1 сентября. ВОСТОК-МЕДИА - По материалам, представленным сотрудниками Пограничной службы, уголовные дела по статье 174 УК РФ - "отмывание" денежных средств в крупных размерах, - возбуждаются нечасто. А потому не удивительно, что деятельность сотрудников Службы в городе Петропавловске-Камчатском в данном случае представляется как положительный опыт, сообщает газета "Пограничник Северо-Востока" .



По делу, связанному с задержанием ПТР "Sea-1" и СТР "Витязь", кропотливая работа сотрудников Службы в городе Петропавловске-Камчатском и взаимодействующих с ними структур продолжалась около года. Результатом совместной работы стало возбуждение пяти уголовных дел в отношении нескольких участников противоправной деятельности.


В поле зрения сотрудников Службы в городе Петропавловске-Камчатском "Sea-1" попал в июне 2008 года. Тогда пограничники задержали и доставили в Авачинскую губу транспорт, ходивший под флагом Камбоджи, судовладельцем которого являлась фирма "Global Sea Co.ltd". На борту "Sea-1" находилось 86 тонн крабовой продукции без документов, подтверждающих легальность ее происхождения.



22 июня 2008 года сотрудники Службы возбудили уголовное дело в отношении неустановленных лиц по ч. 2 ст. 253 УК РФ (Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ). Сложность заключалась в том, что на задержанном судне отсутствовали какие-либо документы. О факте преступления свидетельствовали лишь показания членов экипажа. Однако даже столь мизерной зацепки хватило пограничникам, чтобы раскрутить преступные хитросплетения. Работа закипела.



Благодаря деятельности сотрудников Службы в городе Петропавловске-Камчатском вскоре стали известны имена предполагаемых участников незаконной добычи краба - организатора и непосредственного исполнителя. Причем сделать это удалось в кратчайшие сроки. В свою очередь сотрудники Государственной морской инспекции отобрали образцы тароупаковки для проведения трассологической экспертизы. Результаты подтвердили версию пограничников о механизме противоправной деятельности. Как выяснилось, "Sea-1" являлся лишь посредником. Добычей же краба занимался СТР "Витязь". На судне имелось разрешение на разработку объектов континентального шельфа РФ. Однако параллельно с легальной продукцией на "Витязе" выпускали неучтенку, в соотношении примерно один к десяти. Партии "левого" краба, значительно превосходившие по объемам добытого в рамках закона, отгружали на транспортные суда под удобными флагами для дальнейшего вывоза за рубеж. Одним из таких "извозчиков" и оказался ПТР "Sea-1".

СТР "Витязь" вскоре разделил судьбу собрата-нарушителя. Судно задержали и доставили в порт Петропавловска-Камчатского.



Однако на этом дело не закончилось. Вскоре выяснились еще более интересные подробности. Учредителями компании судовладельца СТР "Витязь" и компании, которой ранее принадлежало транспортное судно ПТР "Sea-1", являются одни и те же лица, а именно супруги Г. А. и В. Б. Сокирко. Данный факт позволил пограничникам продолжить цепочку расследования.



Спустя месяц после задержания судов-нарушителей, в июле 2008 года, сотрудники Службы в городе Петропавловске-Камчатском провели широкомасштабный комплекс розыскных мероприятий и следственных действий. Прошли обыски во всех местах, где могли находиться предметы и документы, указывающие на признаки противоправной деятельности. Помимо задержанных судов СТР "Витязь" и ПТР "Sea-1", находящихся на рейде Авачинской губы, пограничники побывали в петропавловском офисе компании-судовладельца и на квартире генерального директора. Во Владивостоке обыск проводился в офисе филиала компании. Большую помощь камчатским пограничникам оказали приморские коллеги и представители местного Управления внутренних дел. Вообще, в ходе работы по уголовным делам сотрудники Службы неоднократно выезжали в Приморский край, что позволило собрать необходимые доказательства и вскрыть весь круг лиц, причастных к преступной деятельности. Забегая вперед, отмечу, что таковых в итоге набралось более двух десятков. Некоторых из них, а также свидетелей доставляли из Владивостока в Петропавловск. В декабре 2008 года один из подозреваемых попытался скрыться. Находясь в Петропавловске, мужчина хотел улететь на "большую землю", но был вовремя задержан пограничниками.



Обыски начались одновременно, что потребовало привлечь большое количество сотрудников Службы. В ходе грамотно построенных следственных действий пограничники получили первые документы, указывающие на общее руководство деятельностью судов ПТР "Sea-1" и СТР "Витязь".

Между тем хозяева браконьерских судов не собирались отступать. Они организовали мощное противодействие сотрудникам Службы в городе Петропавловске-Камчатском, с привлечением большой группы адвокатов. Любые действия пограничников обжаловались во всевозможных инстанциях. Главной задачей было затянуть время.

К сковыванию следствия подключились и капитаны судов. Они пытались выработать у членов экипажей негативное отношение к действиям пограничников. Моряков не отпускали на берег, а на суда, якобы по запрету пограничников, не доставлялись продукты питания и питьевая вода. Экипаж "Sea-1" объявлял голодовку, ссылаясь на отсутствие на борту провизии. Однако когда пограничники привозили продукты на судно, моряки отказывались их принимать.



Активно использовались возможности средств массовой информации для психологического давления - формирования негативного образа пограничных органов.

Судовладельцы ставили экипаж в тяжелые условия. Общаешься с пограничниками - значит, не получаешь деньги. Вообще, еще при подборе команд на суда, хозяева готовили моряков к любому развитию событий. Устраивались коллективные просмотры видеозаписей задержания пограничниками браконьеров с применением оружия. Разговор даже шел о том, что при попытке задержания моряки должны пойти на крайние меры вплоть до затопления судна.



Чтобы вынудить пограничников предоставить судам свободную практику, адвокаты совместно с капитаном транспортного судна отключили рефрижераторную установку на ПТР "Sea-1", отказавшись хранить крабовую продукцию на судне. Летом подобное обстоятельство грозило перерасти в критическую ситуацию.

Кроме того, подозреваемыми неоднократно фальсифицировались доказательства по уголовному делу. Так, по ходатайству адвокатов была назначена повторная трассологическая экспертиза. Однако еще раньше выяснилось, что после первичного отбора образцов на СТР "Витязь", всю продукцию в срочном порядке перетарировали, заменив при этом и обвязочную машинку. Сотрудники Службы в городе Петропавловске-Камчатском оказались в тяжелом положении. Повторная экспертиза однозначно давала отрицательный результат. Ее отмена ставила под сомнение первоначально полученные итоги.

Но пограничники вновь на один шаг опередили владельцев задержанных судов. Сотрудники Службы представили документ, косвенно указывающий на перетарировку. А вскоре часть обвязочных лент с первичной упаковки нашлась в сетном трюме СТР "Витязь". Их и отправили на повторную экспертизу, подтвердившую первоначальный результат. В последующем факт перетарировки был подтвержден свидетельскими показаниями и фотоматериалами.



Дальнейшее расследование дела показало, насколько масштабным являлось преступное сообщество. Ряд российских и иностранных компаний фактически был конгломератом под общим управлением лиц, организовавших трансграничную, международную противоправную деятельность, осуществлявшуюся длительный период. Связи между участниками преступного сообщества были отработаны до мелочей. Ход дела неоднократно обсуждался на координационных совещаниях с руководством Следственного управления при УВД по Камчатскому краю и представителями прокуратуры. Единственное, чего не удавалось доказать пограничникам - объемы вывезенной продукции.



Впрочем, сотрудникам Службы в городе Петропавловске-Камчатском удалось решить и эту задачу, для чего использовались возможности погранпредставительской деятельности. Собранные по делу сведения позволили запросить у заграничных коллег информацию не только о ввозимой продукции, но и просить подтверждения или опровержения конкретных фактов заходов судов в иностранные порты. Следует отметить, что имевшаяся у пограничников информация была подтверждена полностью компетентными органами иностранного государства. Объемы поразили масштабами деятельности. С июня 2006 года по июнь 2008 года из России нелегально вывезли 2 993 тонны крабовой продукции. Ущерб водным биологическим ресурсам исключительной экономической зоны РФ составил почти три миллиарда рублей.



5 июня 2009 года начальник Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России генерал-лейтенант Александр Лебедев вынес постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания для проведения проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ. На основании материалов 15 июня 2009 года Следственным управлением при УВД по Камчатскому краю в отношении организаторов противоправной деятельности возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 253 УК РФ (Нарушение законодательства о КШ и об ИЭЗ РФ) и п. "а" ч. 3 ст. 174.1 УК РФ (Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; с квалифицирующим признаком "совершение группой лиц по предварительному сговору").



На сегодняшний день следствие по данному делу продолжается. Канал вывоза российского краба за рубеж полностью перекрыт. После возбуждения уголовных дел супруги Сокирко попытались организовать другой нелегальный путь доставки браконьерской продукции в иностранные порты. Однако от этой затеи предприимчивым гражданам пришлось отказаться. В настоящее время оба супруга скрываются от российского правосудия за границей.



"