Posted 3 апреля 2008,, 03:32

Published 3 апреля 2008,, 03:32

Modified 17 сентября 2022,, 14:10

Updated 17 сентября 2022,, 14:10

Хлебный скандал по-приморски

3 апреля 2008, 03:32
Ожидать ли нам очередного обвала цен на продовольствие

ВЛАДИВОСТОК. 3 апреля. ВОСТОК-МЕДИА – 14 марта во Владивостоке разразился очередной скандал. Компания «Владхлеб», занимающая на региональном рынке более 80% рынка, подняла отпускную цену на самый массовый вид своей продукции – хлеб «Подольский» - сразу на 25%. В магазинах этот сорт хлеба подорожал с 19-20 до 24—28 рублей за буханку. При этом компания «Владхлеб» не нарушила соглашение о том, чтобы не повышать цены на социально значимые продукты. Инициаторами этого соглашения была Москва, и она указала два вида хлеба, на которые повышать цены нельзя: белый и черный.
Однако во Владивостоке покупатели предпочитают «серый» хлеб, каковым и является «Подольский». Хлеб - социально значимый продукт, но «Владхлеб» - акционерное общество и должно работать без убытков, иначе - банкротство.
Хлебный кризис в Приморье обсуждался на встрече премьер-министра Виктора Зубкова с губернатором края Сергеем Дарькиным. Зубков вместе с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым приняли решение о выделении краю 12 тыс. тонн зерна из интервенционного фонда по цене на 25% ниже рыночной.
После возращения Сергея Дарькина во Владивосток в краевой администрации прошло совещание с производителями хлебобулочных изделий, на котором было принято решение организовать в городе выездную торговлю. Продавать свою продукцию власти предложили мелкие хлебопекарные предприятия, в том числе из отдаленных районов края. Крупнейший производитель хлеба – ОАО «Владхлеб» – тоже начало торговлю хлебом по заводской цене со специальных машин. Но насколько рентабельна такая торговля, в пресс-службе предприятия пока отвечать не берутся.
«Хлебную» проблему обсуждали и депутаты гордумы Владивостока. Гендиректор ОАО «Владхлеб» Валерий Синюхин и председатель Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий Сергей Терешков объясняли неожиданный рост цены на самый востребованный хлеб высокой себестоимостью его производства и низкой рентабельностью. Предприятие выпускает в сутки 30–50 тыс. буханок «Подольского» – это 10% рынка. К тому же «Подольский» выпекается из особой муки и по уникальной дорогостоящей технологии, так что, по мнению Валерия Синюхина, сравнивать приморскую хлебную ситуацию с хабаровской или уссурийской некорректно, передает «Восток-Медиа» со ссылкой на «Независимую газету».
Как сообщили корреспонденту «Восток-Медиа» в компании «Владхлеб», решить проблему можно было бы тем, что сделать определенные льготы отрасли, в том числе налоговые. Создать зерновой фонд. Как это сделали в Хабаровском крае. Впрочем, стоит отметить, что разговоры о низкой цене хлеба в Хабаровске не совсем верны. Буханка хлеба в столице Дальневосточного федерального округа весит меньше владивостокской, что неизбежно сказывается на ее стоимости.
По мнению депутата Законодательного Собрания Приморского края Сергея Сидоренко, «нельзя забывать, что хлеб – это не столько экономика, сколько социальная политика. Поэтому государство должно поддерживать производителей субсидиями. Необходимо сформировать резервный фонд из пшеницы, что позволит стабилизировать цены на хлеб второго сорта. Такая схема работает сейчас в Уссурийске: администрация города помогает предпринимателю получить кредит, он в Сибири приобретает по фиксированной цене зерно и по льготной поставляет хлебопродукцию в ветеранские магазины, детские дошкольные предприятия, детдома и интернаты. В результате хлеб у предпринимателя, аналогичный «Подольскому», отпускается по 11 рублей за 600-граммовую булку».
Отметим, что повышение цен на продовольственные товары (не только на хлеб) серьезно беспокоит не только приморцев, но и всех россиян. После 2000 года столь масштабно с проблемой роста цен на продовольствие мы столкнулись, пожалуй, впервые. До этого преобладала, как правило, ситуация, когда непродовольственные товары, услуги населению дорожали быстрее, чем продукты питания. К этому общество как бы привыкло. А напрасно! Бесследно ничто не проходит.
В том числе и те ошибки по формированию внутренней экономической политики, которые были допущены в предыдущие годы. Ставка на импорт продовольствия, серьезное нарушение паритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями обезденежило село, привело к глубокой закредитованности сельскохозяйственных предприятий, ряду других отрицательных последствий. К такому, например, как чрезвычайно низкий уровень доходности сельскохозяйственного труда. Характерны в этой связи основные показатели развития российской экономики в 2007 году. Если прирост производства промышленной продукции составил 6,3% — довольно высокий показатель на уровне азиатских и тем более европейских стран, — то продукция сельского хозяйства увеличилась лишь на 3,3%. А 2007 год был сам по себе неплохой.
Экономисты утверждают, что перелома ситуации в деревне, такого перелома, который затронул бы все важнейшие отрасли сельского хозяйства, пока не произошло. И другой важный показатель, в том числе и с точки зрения выстраивания паритетных финансовых отношений между городом и деревней: при средней номинальной заработной плате по России в 13,5 тысяч рублей в сельском хозяйстве она едва перевалила за 6 тысяч.
Другая причина повышения цен на продовольствие – международная ситуация. На мировых биржах цены на зерно с поставками в мае-июне уже зашкаливают за 10 тысяч рублей за тонну пшеницы 3-го класса. Сегодня Россия является составной частью мировой экономики, и все, что там происходит, нас касается напрямую.
По мнению депутата Госдумы РФ Геннадия Кулика, одна из главных причин, которая подтолкнула рост цен на продовольствие в России и в дальнейшем может дестабилизировать обстановку, - это недостаточное производство зерна.
«Достигнутый в последние годы его уровень - 75-80 миллионов тонн - уже сегодня не покрывает всех расходов с учетом поставок на мировой рынок 10-12 миллионов тонн. Нетрудно видеть, что годового валового сбора зерна уже не хватает для обеспечения текущих расходов.
Реализация программы приоритетного развития животноводства потребует в ближайшие годы увеличить расход зерна на корм скоту как минимум на 3,5-4 миллиона тонн. Отсюда главный вывод: в самые короткие сроки необходимо нарастить производство зерна как минимум на 6-8 миллионов тонн, довести общий его объем как минимум до 100 миллионов тонн к 2011-2012 годам.
Для этого должна быть разработана стратегическая программа мер, стимулирующих сельских товаропроизводителей к наращиванию валовых сборов этого важнейшего продукта. Речь идет о мерах, которые бы дополняли государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования сельхозрынков, уже вступившую в действие», - отмечает депутат.
Впрочем, на Дальнем Востоке общероссийские проблемы еще более отягощаются дороговизной доставки продуктов питания из других регионов и слабым развитием собственного сельского хозяйства. Как заявил корреспонденту «Восток-Медиа» владивостокский экономист Антон Селиверстов, «такая ситуация сложилась еще во времена Советской власти – собственным продовольствием Дальний Восток России никогда не мог себя обеспечить. Однако в те времена эффективно работала система госдотаций, которую мы практически потеряли с приходом рыночной экономики. Так что, в общем-то, нет ничего удивительного, что по уровню цен Дальний Восток часто впереди всей России».

"