Posted 5 августа 2011,, 23:13

Published 5 августа 2011,, 23:13

Modified 17 сентября 2022,, 12:53

Updated 17 сентября 2022,, 12:53

Приморцы осваивают бизнес на ягодах

5 августа 2011, 23:13
Как я продавала первый урожай...

ВЛАДИВОСТОК. 6 августа. ВОСТОК-МЕДИА - О пользе садовых ягод и овощей знают все. Как еще летом можно набраться натуральных витаминов? Да и экологическая чистота продукта не вызывает сомнения. Поэтому плоды труда садоводов и огородников сейчас идут на ура. Бабушки и дедушки предлагают стаканчики и баночки с ароматной смородиной, малиной и ежевикой на каждом углу.
Чтобы выяснить, как пожилые люди зарабатывают на такой торговле, я решила попробовать себя в роли уличного продавца.

Разведка боем

Дачной продукцией снабдила коллега. Ольга почти каждый вечер после честно отработанного трудового дня ездит на свои шесть соток. Поэтому в редакции периодически появляются свежая зелень и прочие дары огорода. Для опыта мне выделили пучок моркови, кучку огурцов, банку черной и немного красной смородины. Кабачок я принесла из дома - подарок сестры, живущей в частном доме.

Пока собирала все это богатство в коробку, эксперимент оказался под угрозой срыва. Сослуживцы захотели приобрести продукты прямо на месте. Но поскольку основной моей целью была не нажива, а сам процесс продажи, пришлось всем отказать и, прихватив товар, бежать на улицу.

Накануне я, прикинувшись покупателем, прошлась по местам, где торгуют дачники, и приметила для себя несколько точек. Заодно и приценилась. Поэтому потопала не на «Антарес» или колхозный рынок, а на остановку на центральной площади.

Сами посудите, велик ли шанс с таким небольшим ассортиментом реализовать хоть что-нибудь в окружении более опытных и многочисленных конкурентов? Да и лучшие по расположению места они занимают чуть ли не с 5 часов утра. Так что продукции на рынках много, а вот свободных прилавков нет.

Центровая точка

Пристроившись рядом с продавцом пянсе и беляшей, раскладываю свой товар. Ага, вот и прохожий.

- Мужчина, свежей смородины не желаете?!

- Чего?! - пугается потенциальный покупатель.

- Смородины, говорю!

- А-а! Своя дача есть, не надо!

Следующие полчаса та же картина. Я твержу всем мимо проходящим: «Смородина сладкая, отборная, только что с куста!» Народ, шествующий по своим делам, с опаской поглядывает на мое добро и отказывается. Кое-кто в категоричной форме: «На фига она нужна!»
Наконец проявляет интерес суровая женщина:

- Почем морковку продаешь?

Ого, ей бы впору следователем работать. Смело отвечаю:

- 30 рублей за весь пучок!

- Ничего себе! - недовольно бормочет женщина и уходит.

Чувствую себя барыгой, начинаю понимать, что с мечтами о выручке скоро придется расстаться (ягода-то портится), и тут слышу:

- Девушка, за сколько смородину продаете?

Передо мной стоит женщина средних лет.

- 100 рублей банка, - брякаю я, уже отчаявшись что-нибудь продать.

- А какие огурчики красивые! - улыбается покупательница. Потом кивает:

- Беру! И огурцы тоже, если вы немного в цене уступите.

Увидев, как она потянулась за кошельком, быстро скидываю двадцатку. Через пару минут аккуратно пересыпаю ягоду, вручаю покупательнице огурцы и получаю честно заработанные 110 рублей.

По примеру коробейников

Постояв еще минут 15, решаю отчалить с насиженного места, складываю остатки товара в коробку и перехожу на крыльцо магазина «Спутник». Тактику продаж не меняю, по-прежнему обращаюсь к каждому прохожему: «Морковка! Кабачок! Красная смородина!»
Затем устраиваюсь на скамейке прямо на центральной площади. Потом подхожу к продавцу мороженого и предлагаю:

- Купите морковку или кабачок! Только что с грядки!

Женщина внимательно разглядывает овощи, задумывается, потом машет рукой:

- Не хочу таскаться с пакетом. Да еще если куплю, то и готовить придется. Не, не буду!

Горестно вздыхаю и иду вдоль улицы Некрасова. Вижу сидящую под магазином «Кооператор» бабулечку. Тоже продает морковь и огурцы. Она с тревогой смотрит на содержимое моей коробки - как-никак конкурент. От души жалею пожилую женщину, для нее торговля - значительная прибавка к пенсии, а для меня одно баловство. Поэтому устраиваюсь подальше от нее на скамейке.

Несмотря на все мои усилия, никто ничего не покупает. Люди в основном отвечают вежливо и с улыбкой. Но есть такие, которым и продавать-то не хочется. Например, одна женщина зачем-то стала трясти пакет с красной смородиной. Пришлось отобрать - по всему видно, что ягода ей не нужна. Только товарный вид портит.

Другая девушка, чтобы я от нее отстала, заявила: «А я вишню люблю!» Кстати, шикарные плодовые деревья растут на улице Суханова. Ветки усыпаны красными крупными ягодами. Пока стояла со своей коробкой напротив небольшого магазина, руки так и чесались собрать ничейный урожай. А в голове крутилось: «За банку этой вишни можно смело просить 100 рублей!»

Оформляем возврат

Похоже, торговая удача от меня отвернулась. Не повезло на улице Ленина (у музыкального фонтана возле МЦКД «Горизонт», супермаркета «Александр», киоска с пирожками), ничего не продала на улице Плеханова. Пришлось возвращаться в редакцию.

Увидев остатки продукции, сослуживцы обрадовались. Кабачок вручили коллеге для дальнейшей кулинарной обработки. Одни захрустели морковкой, другие стали налегать на смородину. В общем, рабочий день завершился удачно. Если не считать мозоля на языке, гудящих ног и ноющих рук. Как только бабушки выдерживают многочасовое сидение за прилавками? И ведь объем продаж у них небольшой, если, конечно, вообще что-нибудь удастся реализовать.

Почем витамины?

Литровая банка черной и красной смородины - 100 рублей;

- малины - 250-300 рублей;
- ежевики - 200 рублей;
- вишни - 100 рублей.

Ягоды продавала Александра ИВАНОВА.

P.S. На вырученные 110 рублей я купила конфеты и печенье к чаю. Половину честно отдала Ольге. Растить и собирать урожай, особенно ягоды, дело нелегкое.

Это интересно

В 1913 г. Никольск-Уссурийская управа вынесла официальное решение о бесперспективности садоводства в Приморье. Тем не менее переселенцы везли с собой саженцы и семена плодовых и ягодных культур. Кое-что приживалось, но климат для некоторых культур был не совсем благоприятным. Однако пионеры освоения края добились своего. В приусадебные сады приморских переселенцев со временем перекочевали и дикоросы. В 1922 г. площадь ягодных приусадебных насаждений составляла 600 гектаров.

В 1960-м в крае создается специализированный трест садоводства, объединивший 10 плодово-ягодных совхозов. Позднее его заменил трест «Плодопром», имевший тогда 3 тысячи гектаров. Средний размер сада в хозяйствах этого объединения составлял 250 гектаров. Коллективными и приусадебными садами в 1976 г. было занято 4,3 тыс. гектаров, к 1979-му - 8,4 тыс.

Сегодня более-менее солидные сады остались в Лесозаводском и Пограничном районах, в селах Владимиро-Александровском и Новицком Партизанского района.
«Коммунар»

"