Posted 9 апреля 2009,, 01:40

Published 9 апреля 2009,, 01:40

Modified 17 сентября 2022,, 13:34

Updated 17 сентября 2022,, 13:34

Дееспособность в России под угрозой?

9 апреля 2009, 01:40
Наверняка представители власти уже спешат претворить в жизнь принятое решение

ВЛАДИВОСТОК. 9 апреля. ВОСТОК-МЕДИА - Избавить вас от этого человеческого признака можно на раз-два. Достаточно написать заявление психиатру, договориться с врачом, и дело сделано – вас помещают в психиатрический стационар, кормят лекарствами, после которых эксперт дает заключение о вашей неспособности понимать значение своих действий и руководить ими, а суд, как правило, заочный, возможно даже не проводя заседания, клеймит вас решением: «недееспособен», пишет сайт arsvest.ru.
В дальнейшем вашей собственностью будет управлять опекун, который как раз для этого и затеял эту нехитрую процедуру. Будете протестовать – обеспечена принудительная госпитализация по заявлению опекуна, решения суда на это не требуется.
А если вы – молодая женщина и, не дай Бог, забеременели, то по заявлению опекуна вам могут сделать принудительное прерывание беременности с последуюшей стерилизацией.
Выбраться назад, в компанию приличных и дееспособных граждан нелегко, практически невозможно. Зайдите в гости к уполномоченному по правам человека в Приморском крае. Если будете себя хорошо вести, то вам расскажут не меньше десятка подобных историй.
Недавно была опубликована небольшая информация об историческом, не побоимся этого громкого слова, решении Конституционного суда, которым признаны неконституционными некоторые законодательные нормы, благодаря которым процедура лишения дееспособности столь проста. Вот полное название: ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ от 27 февраля 2009 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 ГПК РФ и части четвертой ст. 28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Позволим себе вкратце коснуться истории, которая еще не закончилась, но уже имеет промежуточные результаты в виде решения Евросуда и вышеупомянутого постановления суда Конституционного.
Житель Санкт-Петербурга П.В. Штукатуров был признан недееспособным решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 28 декабря 2004 года по заявлению своих близких родственников. О времени и месте рассмотрения дела гражданин извещен не был, поскольку по результатам судебно-психиатрической экспертизы был сделан вывод, что характер заболевания не позволяет ему понимать значение своих действий и руководить ими, и что он не может присутствовать на судебном заседании.
Кассационная жалоба на данное судебное постановление и заявление о восстановлении срока обжалования, поданные представителем П.В. Штукатурова, выбранным им самим, были возвращены. Ему было указано, что у лица, признанного недееспособным, отсутствует право на осуществление судебной защиты своих прав лично. По тому же основанию была возвращена без рассмотрения надзорная жалоба.
По федеральному законодательству лицо, признанное судом недееспособным, не имеет права обжаловать решение суда ни лично, ни через лично выбранного представителя. Выполнять процессуальные действия за него может только опекун, который, как правило, в этом не заинтересован. Считается, что лицо, признанное недееспособным, пытаясь оспорить судебное постановление и защищая себя, не понимает, что делает! И еще предполагается, что опекун всегда действует в интересах опекаемого, что далеко не всегда соответствует дейсвительности.
П.В. Штукатуров обратился в Европейский Суд по правам человека. Для Евросуда недееспособный – тоже человек. Европейский суд не только принял к рассмотрению жалобу П.В. Штукатурова и признал ее приемлемой, но и удовлетворил заявленные в жалобе требования.
В Постановлении от 27 марта 2008 года по делу «Штукатуров (Shtuka-turov) против России» Суд констатировал нарушение в отношении заявителя прав на свободу и личную неприкосновенность, на справедливое судебное разбирательство и на уважение частной и семейной жизни, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статьи 5, 6 и 8).
Получив решение Европейского суда Штукатуров обратился в Конституционный суд РФ через лично выбранного им представителя. Понятно, что этим представителем его опекун не был.
В жалобе в Конституционный Суд РФ утверждалось, что положения Гражданского прцессуального кодекса РФ и ФЗ «О психиатрической помощи» нарушают права граждан, гарантированные статьями 19, 22, 23, 24, 45, 46 и 123 Конституции РФ. Например, статья 284 ГПК допускает возможность рассмотрения судом заявления о признании гражданина недееспособным без участия самого гражданина.
Несмотря на недееспособность заявителя, Конституционный суд РФ признал жалобу Штукатурова допустимой.
Жалоба Штукатурова была объединена в одно дело с еще двумя аналогичными жалобами граждан Ю.К. Гудковой и М.А. Яшиной. Внимательно изучив проблему, с учетом практики Европейского суда по правам человека, Конституционный Суд РФ постановил:
«1. Признать положение части первой статьи 284 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван на судебное заседание, если это возможно по состоянию его здоровья, не соответствующим Конституции Российской Федерации...
2. Признать взаимосвязанные положения части пятой статьи 37, части первой статьи 52, пункта 3 части первой статьи 135, части первой статьи 284 и пункта 2 части первой статьи 379.1 ГПК Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации...
3. Признать положение части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которому лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя, не соответствующим Конституции Российской Федерации...
4. Дела граждан Гудковой Юлии Кимовны, Штукатурова Павла Владимировича и Яшиной Марии Афанасьевны подлежат пересмотру судами в обычном порядке с учетом настоящего Постановления».
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Трое недееспособных заявителей будут восстанавливать свои права в суде – теперь это им позволено. Тем же, кому только предстоит судебная процедура по лишению его дееспособности, придется применять существующие ГПК и Закон «О психиатрической помощи», одновременно ссылаясь и на Постановление КС от 27 февраля 2009 г. № 4-П.
В заседании Конституционного суда при рассмотрении жалоб принимали участие не только судьи, но также постоянные представители в Конституционном суде от Госдумы, Совета Федерации и Президента РФ, которые до рассмотрения проблемы в суде, конечно же, ничего о ней не знали. Наверняка представители власти уже спешат претворить в жизнь принятое решение – внести поправки к упомянутым в Постановление КС законам с тем, чтобы закрыть лазейки правоприменителям, читающим и понимающим эти законы исключительно в свою пользу.

"