Posted 10 мая 2013,, 00:12

Published 10 мая 2013,, 00:12

Modified 17 сентября 2022,, 13:09

Updated 17 сентября 2022,, 13:09

В приобретении российской военной техники очень заинтересована Турция

10 мая 2013, 00:12
Турецкий военный эксперт о продукции российской оборонной промышленности и перспективах российско-турецкого военно-технического сотрудничества

ВЛАДИВОСТОК. 10 мая. ВОСТОК-МЕДИА – Турция готова расширять сотрудничество с Россией в военно-технической сфере. Об этом заявил министр национальной обороны республики Исмет Йылмаз в Стамбуле, где проходит международная выставка оборонной промышленности "DEF-2013", участие в которой принимают более 50 государств. Россию представляют компания «Рособоронэкспор» и госкорпорация «Ростех».

В кулуарах выставки ведется обсуждение создания совместной российско-турецкой зенитно-ракетной системы. Своим мнением по этому поводу и по поводу самой поделился один из посетителей IDEF-2013 – бывший военный летчик, а ныне профессор кафедры международных отношений Военно-воздушной академии и Университета Йедитепе (Турция), доктор политических наук Месут Хаккы Чашин:

-Что привлекло ваше внимание на выставке?

- В 2013 году участников и посетителей очень много, гораздо больше, чем в предыдущих мероприятиях. В выставке принимают участие и натовские страны, и такие страны как Россия, Китай. Ощущается большая конкуренция. Каждая компания презентует свои последние технологии, свое новейшее оружие. Особенно интересными являются разработки в области авиации, освоения космоса и судостроения. На выставке царит атмосфера по-настоящему международного конкурентного рынка.

- В прессе в последние дни активно обсуждают перспективы российско-турецкого военно-технического сотрудничества. Особого внимания заслуживают дискуссии о создании совместной зенитно-ракетной системы в рамках программы "T-LORAMIDS". Насколько реалистичны эти идеи?

- Россия в рамках тендера на закупку систем ПВО, проводимого Турцией, предлагает высокотехнологичные установки, прошедшие тщательный отбор. Это зенитно-ракетные системы С-300. Российско-турецкое сотрудничество в совместных разработках средств ПВО – направление достаточно перспективное, поскольку Россия – это страна, которая способна устанавливать партнерские отношения с различными странами, союзами, в том числе, с НАТО.

Российские зенитно-ракетные системы уже используются Грецией. Это говорит о том, что российские средства ПВО могут быть интегрированы с натовским вооружением. Одним из преимуществ расширения турецко-российского сотрудничества с точки зрения турецких интересов я вижу в перспективе совместной сборки зенитно-ракетных систем.

Важная особенность российских средств ПВО состоит в том, что, с одной стороны, они могут быть интегрированы с ракетными установками малой дальности. А с другой стороны – с зенитно-ракетными системами С-400, установленными в Москве и Калининграде. В ходе моего недавнего пребывания в Москве мне показали эти системы и рассказали о механизме их работы и об их преимуществах. Все эти преимущества наряду с мобильностью российских разработок делают их практически вне конкуренции. Однако окончательное решение за нашим премьером. Думаю, что после его визита в США, который состоится 16 мая, ситуация прояснится.

Помимо сотрудничества в создании совместных систем ПВО Москва и Анкара могут сотрудничать также и в вопросах разработки технологий и подготовки военных кадров ВВС и ВМС. Россия продемонстрировала свои ведущие позиции в судостроении. Меня очень заинтересовал ракетный корабль на воздушной подушке «Бора». На выставке я встретил многих своих коллег, знакомых и друзей. Все они, а также турецкое общественное мнение глубоко заинтересованы в сотрудничестве с Россией, в приобретении российского оружия и в совместных разработках в области ВТС.

Российско-турецкое сотрудничество может активно развиваться и в космической сфере. Например, Анкара заинтересована в партнерстве с Москвой в создании системы спутниковой навигации и спутниковой разведки. Также, на мой взгляд, та атмосфера сотрудничества, которая царит между черноморскими флотами наших стран в рамках «БЛЭКСИФОР», должна быть и в Средиземном море.

- С чего стоит начинать для достижения этих целей?

- Россия – один из лидеров в области космических разработок. Другое направление – это система электронных карт. Известно, что российские электронные системы способны обезвредить современнейшие беспилотники. Было бы полезным оснастить такими картами турецкие самолеты-разведчики. Кроме того, Турция заинтересована в приобретении самолетов ЯК-130, которые могут выполнять полеты практически во всех режимах. Мне бы хотелось, чтобы сборка этих самолетов осуществлялась на совместной основе.

Турция также заинтересована в российских поисково-спасательных вертолетах, а также в вертолетах скорой помощи и пожаротушения. Они прекрасно зарекомендовали себя в турецком воздушном пространстве. Так, например, «Ми-8» активно используются нашей жандармерией.

Мне бы хотелось, чтобы наши страны, пользуясь в полной мере положениями межправительственного соглашения о сотрудничестве в военной области и подготовке военных кадров от 2002 года, укрепляли двустороннее сотрудничество в области военного образования. Пусть российские офицеры приезжают обучаться в турецких военных вузах, а турецкие офицеры – ездят в Россию.

Я эту тему поднимал и в ходе своей встречи с российским военным атташе, и на приеме в Генеральном консульстве России в Стамбуле. Такой обмен студентами позволит нашим офицерам получать образование в московских вузах, которые считаются одними из наиболее элитных в мире. Мы ведь уже не враги. Укрепление военного сотрудничества с Россией – со страной, которая вносит значительный вклад в сохранение мира и стабильности во всем мире, в интересах и во благо Турции.

Амур Гаджиев, «Голос России»

"