Posted 11 января 2009,, 04:47

Published 11 января 2009,, 04:47

Modified 17 сентября 2022,, 14:05

Updated 17 сентября 2022,, 14:05

Киотский протокол играет важную роль в проблеме изменения климата

11 января 2009, 04:47
Однако будущее соглашение должно быть более жестким с точки зрения вклада мирового сообщества в решение проблемы изменения климата

ВЛАДИВОСТОК. 11 января. ВОСТОК-МЕДИА – «Проблема глобального изменения климата появилась в международной повестке дня в конце 1980-х гг., когда колебания температуры, а также сила и частота неблагоприятных природных явлений стали особенно явными. Понимая важность выработки совместных действий в решении проблемы, в 1992 году мировым сообществом была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), ставшая первым международным соглашением, направленным на борьбу с глобальным изменением климата и его последствиями.
Конечная цель РКИК состоит в том, чтобы «добиться…стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» и, таким образом, предотвратить глобальные изменения в атмосфере, - говорит эксперт по проблеме изменения климата и Киотскому протоколу Юлия Добролюбова.
"Причем, «такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющее не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе» (Статья 2). В Конвенции определены общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата для Сторон, которыми в настоящее время является 190 государств и Европейское Сообщество.
Поскольку основным источником антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу является сжигание ископаемого топлива, для выполнения своих обязательств по Киотскому протоколу странам необходимо предпринимать меры по сокращению или ограничению его потребления, повышению эффективности использования энергии, разработке и более широкому использованию возобновляемых источников энергии и инновационных низкоуглеродных технологий, а также меры по восстановлению лесов. В качестве дополнительного инструмента реализации Сторонами своих обязательств Киотский протокол вводит рыночные (гибкие) механизмы, к которым относятся:
торговля квотами на выброс парниковых газов;
механизм чистого развития (МЧР);
проекты совместного осуществления (ПСО).
В рамках этих механизмов Стороны могут передавать друг другу часть национальной квоты на выбросы парниковых газов (торговля квотами) или приобретать единицы сокращенных по проектам МЧР и ПСО выбросов.
Киотский протокол вступил в силу в 2005 году. Первый период его действия стартовал с началом 2008 года. Однако споры об эффективности этого соглашения, его возможности повлиять на решение проблемы глобального изменения климата и соответствии интересам России продолжаются.
Действительно, даже в случае успешного выполнения всех намеченных Киотским протоколом мер выброс всех стран, взявших на себя конкретные количественные обязательства, сократится всего на 5%. Кроме того, сегодня почти половина мировых выбросов парниковых газов приходится на страны, не связанные вообще никакими ограничениями. При некоторых сценариях развития этих стран их растущие выбросы cмогут полностью перекрыть все сокращения.
Киотский протокол следует рассматривать как первый, пилотный проект – обкатку предлагаемых соглашением подходов к решению климатической проблемы, в первую очередь – применение рыночных механизмов в природоохранных целях. Киотский протокол побудил крупнейшие индустриальные страны к выработке собственной политики в области изменения климата, к относительно регулярному учету собственных выбросов и созданию механизмов управления ими. Он дает дополнительные стимулы для стран, взявших на себя конкретные количественные обязательства, повышать эффективность использования энергетических ресурсов, внедрять новые энергоэффективные и экологически ориентированные технологии, а также способствует их распространению в развивающихся странах посредством различных финансовых инструментов, механизма передачи технологий и гибких механизмов.
В этом смысле Киотский протокол выступает как глобальное соглашение об энергосбережении и энергоэффективности. Эти и другие меры, предлагаемые Киотским протоколом для решения климатических задач, пришлось бы предпринимать международному сообществу вне зависимости от существования проблемы глобального изменения климата хотя бы потому, что горючие полезные ископаемые, сжигание которых вносит наибольший вклад в совокупный антропогенный выброс парниковых газов в атмосферу, - ресурс невозобновимый.
Кроме того, Киотский протокол устанавливает, что за первым периодом обязательств последует второй, переговоры по которому уже активно ведутся. В декабре 2007 года на международной конференции по климату на о.Бали (Индонезия) была заложена основа для определения будущего климатического режима. В Балийском плане действий – основном итоговом документе встречи – определены цели, задачи и рамки совместных действий Сторон в решении проблемы изменения климата на период после 2012 года, когда заканчивается действие первого периода Киотского протокола.
Будет ли будущий режим регулироваться Киотским протоколом и его новыми положениями, относящимися к следующему периоду, или принципиально новым соглашением – пока не ясно. Очевидно другое: будущее соглашение должно быть более жестким с точки зрения вклада мирового сообщества в решение проблемы изменения климата, охватывать как можно большее число стран, предлагая гибкий подход к принятию ими обязательств в соответствии с уровнем их социально-экономического развития, а также распространяться на более длительный срок. В зависимости от того, насколько будет успешным первый период обязательств Киотского протокола, в будущем можно будет расширять масштабы его применения, видоизменять отдельные положения, либо искать какие-то радикально иные подходы.
Для России Киотский протокол создает дополнительный стимул по повышению энергоэффективности ее экономики. В настоящее время энергоемкость ВВП нашей страны превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС – в 3,2 раза. При этом потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии. Киотский протокол также дает возможность привлекать дополнительные иностранные инвестиции через механизм ПСО, в особенности в проекты в области энергоэффективности. Иностранные инвесторы охотно вкладывают средства в реализацию таких проектов на территории Российской Федерации, потому что это позволяет им достичь наибольшего снижения выбросов на единицу вложенных средств. Тем более что у российских предприятий из-за изношенности оборудования больше возможностей для повышения энергоэффективности производства и, как следствие, снижения выбросов, чем у западных. По оценкам экспертов, ПСО могут принести России свыше 1,5 млрд. евро дополнительных инвестиций.
В будущем России необходимо предпринимать дальнейшие меры по повышению энергоэффективности и развитию инновационной, низкоуглеродной экономики, что должно привести к снижению антропогенной нагрузки на климат. Вместе с тем, последствия климатических изменений ощущаются уже сейчас, а в будущем, вероятно, будут только усиливаться, следовательно, уже сейчас надо пытаться приспособиться и минимизировать негативные воздействия одних и максимально эффективно использовать выгоду от других. Поэтому еще одним приоритетным направлением деятельности для России должна стать разработка и последующее внедрение соответствующих адаптационных мер в различных секторах экономики как на национальном, так и региональном уровнях с тем, чтобы максимально снизить негативные воздействия наблюдаемых и прогнозируемых климатических изменений. Также необходимо изучать возможные положительные эффекты потепления, с тем, чтобы в будущем максимально эффективно их использовать для российской экономики и общества»
Юлия Добролюбова, эксперт по проблеме изменения климата и Киотскому протоколу, Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)

"