Posted 13 октября 2009,, 06:25

Published 13 октября 2009,, 06:25

Modified 14 декабря 2023,, 16:11

Updated 14 декабря 2023,, 16:11

Владивосток: чем владеет и что теряет любимый город

13 октября 2009, 06:25
Проблемы сохранения исторического своеобразия населенных мест на примере Владивостока

ВЛАДИВОСТОК. 3 сентября. ВОСТОК-МЕДИА - Для того, чтобы сохранять свои качества и свое значение здание, улица, исторический центр города должны жить, использоваться, участвовать в жизни человеческого общества. Об этом сказала на Тихоокеанском Экономическом конгрессе, начальник отдела реставрации дальневосточного филиала Федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», советник Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, эксперт Росохранкультуры Анна Мялк.
По мнению Анны Мялк, роль архитектурной среды в процессе формирования культурного самосознания человека огромна.
Ниже приводится полный текст выступления Анны Мялк. Фотографии, иллюстрирующие статью, можно увидеть "здесь."
«Роль архитектурной среды в процессе формирования культурного самосознания человека огромна, хотя редко говорят об этом и редко ставят архитектуру в один ряд с великими произведениями, например, литературы. Но ведь приобщение к ценностям культуры, хранящимся в музеях, библиотеках, архивах и картинных галереях может происходить только по воле самого человека. Многие члены нашего просвещенного общества посещали эти учреждения 1-2 раза в жизни! В то же время соприкосновения с городской или сельской архитектурной средой избежать невозможно, разве что только если уйти из человеческого общества. Каждый день своей жизни человек встречается с архитектурой и от того, какая она, во многом зависит его самосознание. О негативном влиянии жилых районов, сплошь состоящих из панельных многоэтажек, полностью лишенных эстетических качеств, написано много. Такая среда снижает уровень самооценки человека, грозит повернуть его назад на пути развития.
В наше время, когда знакомство человека с высокими образцами национальной культуры в разных областях, таких, как музыка, литература, прикладное искусство становится избирательно-принудительным (в школе), а на первый план выходит глобальная культура, особенно среди молодежи, архитектура, пожалуй, «держит фронт». С примерами национального стиля в архитектуре мы знакомимся с малолетства просто гуляя по улицам города. Недаром на протяжении веков снова и снова архитектура, как и все искусство, прибегала к источнику национальных традиций, каждый раз обогащая их и обогащаясь сама. И в нашем городе мы, к счастью, можем наслаждаться такими замечательными памятниками истории и культуры, как «Вокзал железнодорожный станции Владивосток» (Алеутская, 2), «Владивостокская почтово-телеграфная контора» (Светланская, 41), «Памятник деревянного зодчества» (Фонтанная, 21). К национальному русскому стилю в градостроительстве необходимо отнести и проходящую красной нитью через все времена особую композиционную связь городских и сельских комплексов и ансамблей с окружающей природой, ландшафтом, так характерную для Владивостока (фотографии №№ 60 - 62, 31, 21, 2).

Архитектурные произведения ближе всего другого искусства к нам именно потому, что мы постоянно пользуемся ими, живем в них, работаем, это наш дом, село, микрорайон, город – среда нашего обитания.
В этом и кроется проблема сохранения памятников архитектуры и градостроительства. Для того, чтобы сохранять свои качества и свое значение здание, улица, исторический центр города должны жить, использоваться, участвовать в жизни человеческого общества. Их невозможно укрыть в тишине музея, спрятать под стекло. Заброшенные объекты, дома, из которых ушли люди чаще всего разрушаются.
Но условия жизни все время меняются. Меняются намерения собственников, функции и потребности города, как живого организма.
Где найти золотую середину – сохранить ценности, завещанные нам предками, не исключая их из повседневной жизни, но используя как полноправные и необходимые составные элементы современных процессов. Уже в течении более, чем 200 лет (со времен Французской революции) цивилизованный мир, осознав необходимость сохранения недвижимого культурного наследия населенных мест, ищет и находит ответ на этот вопрос (фотографии №№ 5 -20, 23 - 30, 37, 45,50, 51,77).

Многочисленные международные соглашения, решения ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, ИКОМОС (Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест), принимаемые с 1931г. (года принятия Афинской хартии (решение Международного конгресса по реставрации памятников архитектуры) говорят о всемирном стремлении сохранить то, без чего невозможно дальнейшее совершенствование человечества. Эти акты, определяющие принципы охраны культурного наследия, имеют исключительный международный авторитет. Они призваны влиять на деятельность государств и специалистов по сохранению памятников и исторических мест.
Во всех цивилизованных странах, как и в нашей стране, действуют практически одинаковые законы, основанные на этих международных документах. Примеров можно приводить множество: Неаполь, Таллин, Чарлстон в Южной Каролине, Джуна, Ёнаго – во всех этих очень разных городах действуют строжайшие ограничения по новой застройке в исторических районах, правила реставрации, выполнение которых контролирует обычно специальные органы в составе мэрии, комиссии, часто возглавляемые самим градоначальником.
В 1964 году в Венеции была принята «Международная Хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», ставшая основополагающим документом, регламентирующим во всем мире деятельность властных структур, профессиональных и общественных сил, связанных с культурным наследием. Одно из ее положений - памятники культуры каждой нации от выдающихся произведений до самых скромных – неотъемлемая часть всемирного наследия, они представляют ценность для всей мировой культуры.
Такая же полноправная часть общечеловеческой культуры – памятники Приморья, каждый из них.
Один из выдающихся объектов культурного наследия края – комплекс Владивостокской крепости, состоящий из 113 оборонительных сооружений, большинство из них в свою очередь являются комплексами площадью до 25гектаров. Это единственная в мире морская крепость такого масштаба. Исторические центры Владивостока и Уссурийска, археологическое наследие Приморья – все это потенциал для дальнейшего развития края, то, что притягивает интересы самых разных слоев общества, от специалистов до деловых людей, является катализатором культурного обмена и развития, и, следом, деловой активности.
Охрана памятников начинается с генерального плана населенного места. Именно в этом документе устанавливаются законодательно все необходимые условия по использованию и застройке территорий с учетом сохранения ценных исторических ансамблей, комплексов, ландшафта, отдельных памятников.
В российском законодательстве четко установлено, какие реалии определяют историческое своеобразие населенного места – это не только отдельные здания и монументы. Характер исторической среды выражается в том, как проложены городские улицы, как они взаимодействуют с рельефом, как соотносятся различные пространства – застроенные и озелененные, какой масштаб и плотность застройки, где раскрываются панорамы города и ландшафта, морские акватории и речные долины, ансамбли зданий и сооружений. Все это – предметы охраны в историческом городе (фотографии №№ 1, 3, 4,17, 22, 32 - 36, 38 - 41, 44, 69, 79, 63, 64).

В настоящее время Генеральный план Владивостока не содержит необходимых и предусмотренных Градостроительным Кодексом проектных материалов: схем, содержащих достоверную информацию о границах территорий объектов культурного наследия, их зон охраны (охранных зонах, зонах охраняемого природного ландшафта, зон регулирования застройки) (ст. 23 Градостроительного кодекса РФ). В утвержденном Генплане не учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зонах охраны (п.7 ст.24 Градостроительного кодекса РФ)
Установленная законодательством экспертиза проекта генерального плана специалистами в области охраны и сохранения объектов культурного наследия не проводилась.
На территориях, сопряженных с объектами культурного наследия, и охранных зон, имеющихся на чертежах, показаны зоны новой капитальной жилой и общественной застройки, новое кладбище, что противоречит сути режима охранной зоны (ст. 34 ФЗ №73); в соответствии с проектируемой схемой водоснабжения на нескольких памятниках Владивостокской крепости предусмотрено прокладка магистральных водоводов и строительство водонапорных баков с соответствующими режимными водоохранными сооружениями (сторожевыми зданиями, оградами); по транспортной схеме предусмотрено прохождение автомагистралей по памятникам, строительство развязок и.т.п..
Отсутствуют ограничения по застройке и функциональному использованию территорий города на участках сохранившейся исторической застройки, а это ведет к уничтожению предметов охраны исторического города, утрате уникального исторического архитектурного ансамбля центра Владивостока (ст. 59 ФЗ №73).
Осуществление генплана, выполненного в обход перечисленных требований законодательства, угрожает нанесением ущерба и разрушением объектов культурного наследия в массовом порядке.
И город уже столкнулся вплотную с этими проблемами в ходе проектирования объектов саммита АТЭС.
В настоящее время производится выбор участков под проектирование: автодороги от аэропорта до места проведения саммита на острове Русском, газопровода на остров Русский, карьеров для добычи строительного камня на острове Русском. Границы всех перечисленных участков определены без учета объектов культурного наследия, участки накладываются на памятники Владивостокской крепости и сопряженные территории, то есть их освоение угрожает разрушением памятников и их исторической среды. Информация о наложении трассы автодороги на Ансамбль архиерейского подворья (в настоящее время – Мариинская обитель) была озвучена в средствах массовой информации. Иногородние проектировщики ничего не знали о существовании уникального ансамбля, старейшего во Владивостоке храма. Они действовали в соответствии с генпланом. Это только один случай из десятков возможных в ближайшем будущем.
Все это следствие отсутствия в генплане ограничений по условиям зон охраны памятников. А согласно Градостроительному Кодексу, такие ограничения должны быть обязательно.
Сейчас разработаны «Правила землепользования и застройки Владивостока», которые действуют только вместе с картой градостроительного зонирования и градостроительными регламентами (условия нового строительства). Сейчас эта карта полностью повторяет решения генплана. Она сделана в мелком масштабе - 1: 25000. Это означает, что линия на карте толщиной в 1 миллиметр реально на местности представляет собой полосу в 25 метров. Это создает возможности разных толкований одних и тех же участков. Карта градостроительного зонирования должна содержать исчерпывающую информацию по каждому земельному участку, все существующие ограничения по его использованию – охранная ли это зона памятника, или водоохранная зона, или береговая полоса, или санитарно-защитная зона предприятия. Этот документ проходит в числе прочего историко-культурную экспертизу, получает ее положительное заключение. И никаких дополнительных согласований для субъектов градостроительной деятельности в дальнейшем. Но в реальности получается, что в этих наиважнейших законодательных документах - генплане и карте градостроительного зонирования самые существенные условия - по охране существующих в натуре объектов культурного наследия - отсутствуют. Что само по себе создает угрозу их сохранности.

Знаменательно, что во Владивостоке появился главный архитектор города, начал действовать градостроительный совет. Работа градосовета четко выявила существующие проблемы. К сожалению, деятельность архитекторов – проектировщиков в историческом городе Владивостоке по прежнему сводится в основном к рассмотрению участков, вырванных из контекста архитектурной среды города. В подаче демонстрационных проектных материалов упускаются такие обязательные в этих случаях вещи как развертки вдоль улиц, фотомонтаж с основных точек обзора ансамблей, памятников и исторической застройки, улиц, перекрестков и т.п. Ведь если все это показать, станет ясно, что осуществление многих проектов разрушит историческую среду. В пояснительных записках и докладах авторов ни слова не упоминается о наличии памятников, композиционных особенностях существующей исторической застройки, ценных элементах ландшафта и исторической среды на участках проектирования, отсутствует элементарный градостроительный анализ ситуации. Не верится, что у выпускников нашей архитектурной школы такая слабая профессиональная подготовка. Видно сказать-то нечего, когда архитектор – усердный исполнитель примитивных иногда желаний заказчика.
Среди построек последних лет - многоэтажное здание по улице Адмирала Фокина, которая принята под охрану государства как памятник градостроительства. Эта улица в самом сердце Владивостока сформирована домами определенного масштаба и высоты, образующими ансамбль, в котором есть рядовые элементы и архитектурные акценты, каждый из них играет свою роль. Новая постройка, стоящая в ряду застройки квартала (в соответствии с исторической композицией ее роль рядовая), более чем в два раза превышает общую высоту, нарушает объемно-пространственную композицию улицы – памятника, создает фон, разрушающий историческую среду одной из жемчужин архитектуры Владивостока – памятника «Японское консульство».
Строительство 25-этажного двухбашенного гиганта вплотную к памятнику общероссийского значения «Народный дом» по Володарского, 19. Этой стройкой разрушается единственный в городе великолепный ансамбль улицы Пушкинской, историческая территория и среда уникального памятника. Выросший выше улицы Набережной с уровня береговой полосы объем нового офисного (это на пляже) здания, которое закрыло собой панораму Амурского залива со стороны Первой Морской, с Набережной, и с множества других точек этой улицы – видовой трассы, с которой раскрывается грандиозный первозданный морской пейзаж таким, как его видели первопроходцы. Эта неповторимая достопримечательность Владивостока будет утрачена (фотографии №№ 40, 42, 43).

Другой характерный для нашего города «архитектурный прием» в работе с объектами культурного наследия – перестраивать их до неузнаваемости. Надстройками памятники архитектуры и истории превращаются авторами из подлинного исторического объекта, несущего людям достоверную информацию о своем времени, в уродливый новодел, не представляющий уже никакого интереса. И эти преступления происходят сегодня и сейчас, они проектируются руками наших архитекторов (фотографии №№ 48-49, 52 – 59).

А чего стоит графическая реклама и растяжки поперек исторических улиц, из-за которых городские ансамбли и панорамы просто не видны (фотографии №№ 66-68, 70-76).

Такое, мягко говоря, неквалифицированное отношение просто роняет город в глазах гостей.
Ежегодно в мае у нас проходит архитектурная выставка «Зодчество Приморья». На этой выставке регулярно появляются проекты, где предусматривается перестройка памятников архитектуры. На выставке этого года были представлены несколько генеральных планов поселений Приморского края. Ни в одном из них в составе зон с особыми условиями использования территорий не показаны зоны охраны объектов культурного наследия.
Конечно, очень большое значение имеет градостроительная политика городских властей. Предыдущая власть показала, на что она способна, об этом свидетельствуют безжалостно изменяемый в худшую сторону город. Надежда на действующую администрацию.
Существует много серьезных проблем и в системе охраны культурного наследия, эти проблемы также порождены соответствующей политикой.
Но никакая политика не снимает ответственности с архитекторов - администраторов и проектировщиков, своими руками преобразующих город».

Фотографии, иллюстрирующие статью, можно увидеть "здесь."

"