Posted 14 сентября 2011,, 06:19

Published 14 сентября 2011,, 06:19

Modified 17 сентября 2022,, 12:45

Updated 17 сентября 2022,, 12:45

Под Тындой ищут следы жертв сталинизма

14 сентября 2011, 06:19
На месте одного из самых страшных лагерей "Бушуйка" установлен памятный знак

ТЫНДА. 14 сентября. ВОСТОК-МЕДИА - Под Тындой на месте бывшего лагеря НКВД установлен поклонный крест в память жертв политических репрессий. Как отмечает газета «Авангард», здесь располагался один из самых больших концентрационных лагерей на севере Приамурья. Так называемая «Бушуйка» была создана в 1929 году специально для ссыльных раскулаченных «врагов народа» и их семей.
- Впервые об этом лагере я услышала еще в молодости от своего отца, - вспоминает жительница села Соловьевск Любовь Коновальчук. – Потом нам рассказал о «Бушуйке» местный батюшка. Такие злодеяния забывать нельзя. И мы начали буквально по крупицам собирать сведения
Односельчанка Любовь Михайловны Екатерина Наполова потратила на сбор информации о «Бушуйке» два долгих года – искала в архивах, публикациях, анализировала воспоминания бывших узников.
- Я прочитала «Архипелаг «ГУЛАГ» Солженицына, - рассказывает Екатерина. – На меня этот роман произвел огромное впечатление. Ну а когда я узнала, что похожий лагерь располагался совсем недалеко от моего села, то решила непременно отыскать его следы.
Позже прихожане соловьевского прихода Святого Георгия Победоносца приняли общее решение увековечить память всех невинно убиенных и замученных в концлагере людей.
Деньги на крест собирали «всем миром». По селу расставили специальные урны для пожертвований. Люди давали, кто сколько сможет. Директор Соловьевского рудника предоставил машину камней для сооружения отсыпки. Сам же крест изготовили в Благовещенске. Установили его на том месте, где раньше располагались бараки заключенных.
Сейчас там живописная полянка, на которой алеет шиповник, а вокруг высятся сосны. Но еще видны полуразрушенные остовы строений, проржавевшие остатки колючей проволоки.
Человеческая память, тех, кто прошёл ужас сталинских лагерей и выжил, цепко сохранила воспоминания обо всех перенесённых и увиденных страданиях. По рассказам бывших узников, в лагере было три отделения – мужское, женское и детское. В бараках стояли 2-х этажные сплошные нары из не струганных досок, опиравшиеся прямо на землю. Постелью заключенным служила их грязная и оборванная одежда. Отапливалось большое помещение одной буржуйкой. Зимой в мороз за сорок градусов люди просто околевали. Вши и блохи были у каждого – мыла узникам не полагалось. Детей у родителей отбирали сразу же по приезду и определяли в специальный детский барак - условия ничем не отличались от взрослых. Маленькие дети из-за сурового климата умирали быстро.
Поисковикам удалось найти даже печную заслонку и железные банки из-под американской тушенки, которой питались охранники. Заключенных же кормили мизерными порциями хлеба и баландой из протухшей рыбы.
Работать приходилось по 16 часов в день до темной ночи, в любую погоду. Больше всего Екатерине Наполовой и ее соратникам хотелось найти места захоронений, чтобы освятить могилы несчастных и прочитать молитвы, но этого сделать пока не удалось.
- Природа и Господь скрыли все раны, - говорит Екатерина. – Очевидцев осталось мало, но и те в весьма преклонном возрасте, сопровождать нас не смогли. Хотя еще 20 лет назад местные жители находили кости и останки. Сейчас их, возможно, звери растащили. Нам обнаружить не удалось ничего.
А умирали в лагере многие. В день хоронили до 10 человек. После окончания рабочего дня приезжала телега и просто собирала тела тех, кто не смог пережить этот день. Потом их хоронили, где придется. Могилами такие захоронения назвать можно только условно. Людей укладывали штабелями друг на друга и присыпали землей и камнями на 30 см.
В лагере были не только раскулаченные, много людей сидело там и «за веру».
- Когда начали собирать информацию, то узнали, что среди узников был отец Александр Абиссов, который позже был причислен к лику святых, - продолжает Любовь Коновальчук. – Хотим вот теперь изготовить икону, пусть у нас будет местночтимый святой.
Церемония освящения креста получилась очень проникновенной. Сначала иеромонах Платон Норматов освятил крест, затем последовал молебен за новомученников.
- Обычно в этих краях пасмурно, даже слово «Бушуйка» переводится с эвенкийского как пасмурно, но в этот день выглянуло солнышко,- улыбается Любовь Михайловна. - Для православного человека это знак особого Божьего благоволения. Хочется сказать большое спасибо всем, кто пришел, кто жертвовал деньги на крест, всем, кто будет помнить.
А собравшихся было много – больше ста человек. Потомки репрессированных, местные прихожане, да и просто неравнодушные люди. Глава Соловьевска Нина Михайловна Рязанова специально позаботилась о том, чтобы на церемонию попали старшие школьники. Об этом РИА «Восток-Медиа» сообщает со ссылкой на статью в газете «Авангард».

"