Posted 15 июля 2010,, 07:57

Published 15 июля 2010,, 07:57

Modified 17 сентября 2022,, 12:09

Updated 17 сентября 2022,, 12:09

Первый демократ Камчатки напоминает героя Великой французской революции

15 июля 2010, 07:57
Первопроходец камчатской демократии Игорь Сидорчук считает, что сейчас ругань в адрес власти - это борьба за табуретку, и не более

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ. 15 июля. ВОСТОК-МЕДИА - Имя Игоря Сидорчука давно не на слуху. Прошло без малого два десятка лет с тех пор, когда он, бросив успешную карьеру геолога, уважаемого в своей профессиональной среде, полностью отдался политической борьбе за слом коммунистической системы, возглавив и объединив в Петропавловске разрозненные и разношерстные ряды «демократов» первой волны, сообщает газета «Камчатский край».
Позвонив в администрацию нынешнего представительства Президента РФ, корреспондент газеты Игорь Рычков убедился, что там никто даже имени Игоря Сидорчука не слышал. Как отработанный материал, нынешним сильным мира сего этот герой теперь мало интересен. После роспуска коммунистической партии и последовавших вслед за этим эпохальных изменений в жизни общества, смены политических институтов Игорь Андреевич по праву и заслугам перед новой властью стал первым полномочным представителем Президента России на Камчатке.
В те времена это была немалая и очень влиятельная фигура на политической шахматной доске. Коммунисты были еще очень сильны - как на местах, так и в составе первого избранного областного Совета народных депутатов, хотя на флагштоке камчатского «белого дома» - облисполкома - уже развевался на ветру традиционный российский триколор.
Чтобы найти Игоря Андреевича, корреспонденту газеты «Камчатский край» пришлось приложить немалые усилия. В «белом доме» никто не мог сказать с уверенностью - жив ли герой камчатской перестройки. Но в управлении «Камчатгеологии» имя Сидорчука по-прежнему на слуху, хотя он очень редко появляется в городе и мало общается с бывшими коллегами. Геологи - народ в массе своей скроенный крепко. Однако жизнь под мокрой брезентовой крышей во время постоянных выходов с рюкзаком «в поле», как выражаются ученые-землепроходцы, не могла не отразиться даже на крепком организме «первого демократа» Камчатки. Профессиональная болезнь привела к полной ампутации правой ноги. Так что теперь лидер камчатских демократов первого призыва, сидя в медицинской каталке на даче далеко за городом, сильно напоминает героя Великой французской революции якобинца Жоржа Кутона. Сейчас Игорю Андреевичу 77 лет. Он вспоминает свою жизнь, прихлебывая чай из маленькой фарфоровой чашки. Память его сохранила мельчайшие детали насыщенной событиями жизни.
- Камчатку, наверное, пришлось вдоль и поперек обойти?
- Особенно некоторые ее части. На севере я практически не работал, бывал только в командировках. А вот пространство между истоками реки Ичи и рекой Плотникова исходил все, в том числе Срединный хребет.
С точки зрения истории геологического развития Земли тут есть очень много интересного, можно видеть, как шло развитие земной коры - с древности и до наших дней. Об этом тогда шли споры на самом высоком научном уровне. Сейчас геологии, на мой взгляд, в России нет. Она, можно сказать, умерла. И нашему государству еще предстоит ох как больно поикать уже в скором будущем! Потому все крики, которые сейчас раздаются про несусветное богатство наших недр, носят довольно дилетантский оттенок. Запасы разведанных недр в стране очень быстро тают, если они не восполняются. А за последние 20 лет в России практически не найдено ни одного значимого месторождения чего бы то ни было - ни нефти, ни газа, ни золота. Все, что найдено, находят около тех мест, где идёт процесс «доения» недр. А вот принципиально нового ничего нет.
- А нам надолго ли хватит газа, который сейчас подводят к ТЭЦ-2?
- Имеющиеся данные получены геологами еще в 1960-е годы. Разведка тех времен нельзя сказать, что совсем некачественная, но с точки зрения современной она была не совсем корректной. Данные нуждаются в перепроверке, но этим заниматься сейчас никто не будет. На ближайшие 2-3 десятилетия хватит. А дальше сказать трудно. Но месторождения газа и нефти - они по природе своей не могут быть мелкими. Поэтому есть основания надеяться, что это будут вполне приличные запасы.
Пройдет полтора десятка лет, и снова начнут искать. Грустно, что искать будут уже другие люди. Сейчас ведь потеряна преемственность поколений. Некому будет учить. Раньше это все передавалось из рук в руки, от дедов к отцам, от сыновей к внукам... А сейчас все потеряно, в научном плане мы отстали. Когда-то отечественная геология была на передовых позициях в мире. Любой научный геологический труд, изданный за рубежом, содержал список изданной литературы, на 90 процентов состоявшей из трудов российских ученых. А теперь в тех книжках, которые исключительно переводные, связанные с геологией, с горными делами, российские ученые уже не упоминаются вообще, потому что они все уже лет 20-30 назад вымерли... Когда спохватятся, что надо создавать новое поколение геологов, то создавать их будет некому. Придется учиться, как при Петре Первом, за границей. Но геология специфична в том отношении, что имеет солидную специфику на каждом участке Земли. Месторождения в России похожи на те, что имеются, например, в Канаде, но, безусловно, обладают собственными индивидуальными чертами. Поэтому учиться надо на своем материале, а учить-то уже будет некому.
- В советские времена и изыскания велись, и геология развивалась, а стоило сбросить коммунистический гнёт, так сразу всё и посыпалось?
- Общественный государственный строй, конечно, важен. Демократия - это очень хорошо, но в чем, может быть, была наша ошибка, и, конкретно, моя? Чтобы строить подлинно демократическое общество, как стало мне потом понятно, нужно иметь определенные исходные данные, то есть какие-то среднестатистические цифры, ниже которых опускаться нельзя. Требуется, чтобы народ имел определенный уровень образования, а главное - моральные кондиции. Коммунистическое прошлое сформировало, в общем, безнравственного человека, который жил в согнутом положении всю жизнь. И маршировал как баран. А без высоких моральных позиций построить подлинно демократическое общество невозможно. Поэтому его строительство только начинается. А как показывает опыт сельского хозяйства, сорняки куда более живучи. Поэтому сейчас большие сложности с тем, чтобы из ростков подлинной демократии что-нибудь родилось.
- Игорь Андреевич, кто и когда назначил вас полномочным представителем Президента РФ по Камчатке?
- Разумеется, я был назначен на эту должность указом первого Президента РФ Бориса Ельцина. Назначение состоялось в сентябре 1991 года. 8 лет я эту должность и «тянул».
- Интересно, какие должностные обязанности были вам вменены?
- Как таковой должностной инструкции у меня, конечно, быть не могло. Но в качестве первоочередных задач необходимо было вести пристальный надзор за деятельностью правоохранительных органов, милиции, спецслужб, суда, прокуратуры.
- Встречались ли вы с Борисом Ельциным во время его визита на Камчатку?
- Когда Борис Николаевич приезжал однажды на Камчатку, я ещё не занимал значимых государственных постов... Потом уже, значительно позднее, я с Ельциным встречался в столице, вместе со всеми представителями Президента во всех регионах России.
- Что, на ваш взгляд, наиболее удалось и, напротив, не удалось вам сделать на посту полномочного представителя Президента?
- Мне трудно об этом судить. Но я горжусь тем, что, исполняя довольно высокую должность, богатую различными возможностями, в том числе и весьма соблазнительными, не позволил прилипнуть к своим рукам ни одной казённой копейке. Свою маленькую дачку, где мы сейчас находимся, я построил ещё будучи геологом, на советскую зарплату в те ещё совдеповские времена.
- Почему всё же произошли трагические события в Москве 1993 года? Чего не поделили Ельцин и Хасбулатов с Руцким?
- Это известно всем, я думаю. Это был классический конституционный кризис, слава Богу, разрешился он относительно малой кровью. Вы спрашивали, не жалко ли мне бывшего домостроительного комбината, промыслового флота, который сдали за рубеж и просто на металлолом порезали... На мой взгляд, такие процессы во время крутой ломки общественно-экономической формации практически неизбежны. Возьмем ближайшую к нам Магаданскую область. Там произошло всё точно так же, как и в Петропавловске. Практически, как под копирку - и с домостроительным комбинатом, и с флотом. Видимо, есть определённые закономерности при переходе от тоталитарного социалистического общества к иной реальности, где всем правит свободный рынок... Никогда такой процесс безболезненно не происходит. И опыта в мире подобного ни у кого не было. Поэтому трудно сказать, можно ли было провести перестройку более благополучно. Конечно, мне кажется, что факт возникновения кучки олигархов - это неправильно, не должно так было быть.
- А что теперь с этими олигархами делать? Ведь денег, заводов, газет, пароходов у них обратно не отберёшь?
- Для этого придется менять конституционные основы, а это всегда вызывает негативную реакцию.
Думаю, надеяться нужно на то, что они сами, не в этом, может быть, поколении, перевоспитаются, если можно так выразиться. Или, в конце концов, разорятся. Тогда без рейдерских захватов общество обустроится на основе более разумных начал. Такие вещи и в западном мире случались. Например, финансовая империя крупнейшего в свое время миллиардера Гетти рассыпалась под управлением наследников, они всё потеряли. Нефтяные короли США начинали тоже как бандиты, а сейчас это уважаемые люди, финансовые империи их живут и процветают.
- Так, может быть, это закономерный этап развития человеческого общества?
- По фактам получается именно так, к сожалению. Если бы моральные кондиции были повыше, то этого этапа можно было избежать. Но, к сожалению, то, что происходило в начале 1990-х годов, было неизбежно. Это был первый тотальный передел собственности. Процесс носил лавинообразный всеобщий характер. Собственность переделили так, что она стала олигархической.
- А нельзя было сделать как в Китае? Или у них другой менталитет?
- Да, в сущности, я не уверен, что в Китае произошло как-то иначе. У них тоже сейчас есть два Китая - есть новый Китай, а есть китайская глубинка, запущенная. Есть Шанхай, а есть и Тибет, с которым идет постоянная война.
- Игорь Андреевич, каково ваше отношение к Владимиру Путину, считаете ли вы его национальным лидером, способным объединить страну и со временем вновь ее возглавить?
- Я очень уважительно отношусь к Владимиру Владимировичу, особенно за его серьёзное и внимательное отношение к нуждам отечественных Вооруженных сил, армии и флоту. Чует сердце, они в нынешнем веке ещё не раз очень и очень пригодятся нашей Родине и её союзникам.
- А как вы оцениваете работу новой администрации, главы региона, назначенного Президентом? Старых чиновников почти не осталось...
- В принципе, какие-то прямые укоры им не поставишь. То, что делается, делается с пользой. Ну, а издержки всегда есть. Взять, к примеру, эту суету вокруг ярусоловов, которая шла не один год. Теперь они, кажется, наконец-то выходят море... Огромные издержки - и моральные, и материальные - всё это вызвало.
- Некоторые - не поймёшь по названию, то ли старые, то ли новые местные средства массовой информации - ругают краевое правительство довольно регулярно и, как мне кажется, не по существу. Что вы думаете по этому поводу?
- Сейчас ругань в адрес власти - борьба за табуретку, не более того. Из идейных соображений никто у нас ничего не пишет, не говорит. И какие сейчас у людей убеждения... Все думают о деньгах, о материальном благополучии. К сожалению, средства массовой информации, можно сказать, знаменосцы этого движения. Увы, демократы о себе тоже подумали.
- Как вы оцениваете перспективы Камчатки?
- Как форпост, как база атомных подводных лодок Камчатка России нужна, безусловно. А вот как субъект Федерации - это будет зависеть от того, куда двинется в целом российская действительность. Я думаю, не за горой время, когда начнут происходить глобальные реконструкции и перестройки. Очевидно, что потенциал матушки Земли уже давно исчерпан. Через 20-30 лет станет ясно, что рыбу съели всю. Ограничения на вылов трески существует и в Исландии, и в других странах, идёт борьба за спасение тунца... Идеологи мусульманского мира не скрывают своего намерения о создании халифата на половине земного шара. Война уже идет от Китая до Европы...
- Игорь Андреевич, у вас есть отдельное слово, обращение к нашим читателям?
- Пожелание землякам - не терять оптимизма, не впадать в уныние, даже если реальность не каждый день радует. У нас, камчатцев, есть преимущества - хорошая вода, хороший воздух, хорошая рыба. Правда, ловить её уже самим нельзя.
У Камчатки есть надежда на собственные недра. В Корякии добывают платину, и довольно продуктивно, благодаря нынешнему управлению «Камчатгеологии». В России это одно из самых крупных месторождений платины. Ведутся работы, чтобы всерьез добывать золото.

Фото газеты "Камчатский край".

"