Posted 15 октября 2009,, 05:45

Published 15 октября 2009,, 05:45

Modified 17 сентября 2022,, 13:39

Updated 17 сентября 2022,, 13:39

Есть такая профессия – объекты транспорта охранять

15 октября 2009, 05:45
Исполнилось семь лет Управлению ведомственной охраны Министерства транспорта России

ВЛАДИВОСТОК. 16 октября. ВОСТОК-МЕДИА - О роли управления ведомственной охраны Министерства транспорта России в охране объектов транспортной инфраструктуры рассказыват исполняющий обязанности директора Приморского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» Александр Волков, сообщает пресс-служба управления ведомственной охраны Министерства транспорта России.

В конце сентября в десять часов утра в порту Восточном был введен повышенный уровень охраны портовых средств и судов. Таковой, например, был введен здесь же немногим более года назад во время вооруженного конфликта с Грузией. На этот раз тревога, к счастью, была учебной. В порту проводились учения по отработке взаимодействия различных силовых структур в случае угрозы терактов. Одну из ведущих ролей в этой ситуации играли подразделения Управления ведомственной охраны (УВО) Министерства транспорта России.

- Нашей организации сегодня исполнилось семь лет. Но ее первое подразделение на территории Приморского края появилось позже - пять лет назад, как раз в порту Восточном, - рассказывает исполняющий обязанности директора Приморского филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» А. Волков. - Сегодня штатная численность наших сотрудников составляет более 700 человек. Филиал сам по себе очень большой и только формально называется Приморским. На самом деле мы обеспечиваем охрану важнейших транспортных объектов на территории всего Дальневосточного федерального округа. Наша структура была создана в связи с принятием Федерального закона «О ведомственной охране». Ее задачи и цели - охрана крупных объектов Минтранса: морских портов, аэропортов, туннелей, дорог, мостов, - вообще, всех объектов, имеющих отношение к транспорту. Впрочем, мы в состоянии обеспечить охрану и прочих объектов, принадлежащих юридическим лицам.

- УВО Минтранса - это еще одна силовая структура?

- Безусловно, нас можно отнести к силовым структурам. Наши сотрудники наделены соответствующими правами на применение физической силы и огнестрельного оружия, располагают достаточно серьезным вооружением, определенным упомянутым федеральным законом, в том числе боевым огнестрельным оружием: автоматами Калашникова, пистолетами, спецсредствами. На работу к нам люди приходят из армии, милиции - таким отдается предпочтение. Но немало среди сотрудников и женщин. Однако о пресловутой «бабушке с берданкой» не может быть и речи. Слишком серьезные задачи приходится решать сотрудникам УВО Минтранса.

- В каком режиме ваши сотрудники несут службу? Это стационарные посты, патрули или что-то иное? Как вообще их можно узнать?

- Все зависит от специфики охраняемого объекта. Как правило, это комбинированные методы несения службы. На КПП объектов, где осуществляется пропускной режим, путем досмотра физических лиц и транспортных средств, служба несется стационарными постами. Охрана периметра, территории объекта осуществляется подвижными постами, как в пешем порядке, так и на спецмашинах. Туннели, мосты охраняются стационарными и передвижными постами.

Что касается вопроса по поводу того, как можно узнать наших сотрудников, то у нас Приказом Министра транспорта утверждена единая форма одежда, она благородного черного цвета с нашивками и пагонами. При несения службы сотрудникам выдается специальные жетоны.

- На какие правовые документы вы опираетесь в своей работе?

- Основной документ - это федеральный закон «О ведомственной охране», а кроме того, закон «О противодействию терроризму», прочие подзаконные акты об антитеррористической деятельности, закон «Об оружии». Иными словами, весь набор документов, которыми руководствуются силовые структуры, ну и конечно договорными обязательствами перед заказчиком.

- Получается, что ваша служба охраняет транспортные объекты сравнительно недавно. Но они, надо полагать, требовали особого внимания всегда. Кто прежде занимался их охраной, и чем обоснован постепенный переход этой функции к вам?

- Все идет к тому, что УВО Минтранса всерьез и надолго станем выполнять задачи охраны важнейших объектов транспорта, поскольку данные объекты являются наиболее уязвимые и обладают своей спецификой, которую необходимо знать.

До нас, как правило, эти функции выполняла вневедомственная охрана МВД и различные частные охранные предприятия. Они и сейчас с пролонгацией присутствуют. На мой взгляд осуществлять охрану объектов транспорта должны серьезные организации с полным набором прав в охранной структуре, знающие специфику охраняемого объекта, прошедшие определенную профессиональную подготовку. Наши сотрудники проходят специальное обучение, выставляются на охрану со знанием специфики охраняемого объекта. С ними проводятся постоянно занятия по профессиональной подготовке.

У нас есть, вся необходимая нормативно-правовая и материально-техническая база, мы работаем в тесном взаимодействии с другими силовыми структурами. Организована оперативная связь от поста до Минтранса.

- Тогда руководители транспортных предприятий и объектов просто обязаны заключить с вами договор?

- К сожалению, это далеко не так. Транспортные объекты относятся к различным формам собственности, в том числе частной. Очень многие руководители экономят на качестве охраны, содержат свою, прямо скажем, полупрофессиональную армию собственной службы безопасности или заключают договора с частными охранными предприятиями, содержание охраны им обходится дешевле, о качестве говорить не приходится, так как они не могут осуществлять досмотр, составлять протоколы административного задержания.

Я убежден для создания надлежащей антитеррористической защищенности объектов транспорта, укрепления правопорядка на них должна быть создана единая система охраны объектов и их инфраструктуры. На сегодняшний день охраняют объекты транспорта различные структуры ЧОПов название, которых трудно запомнить, личные службы безопасности, между которыми отсутствует должное взаимодействие. Взятие под охрану объектов Минтранса жестко должно регулироваться Правительством России.

К слову, Правительство РФ давно намеревалось составить перечень объектов транспорта, которые должны охранять исключительно госструктуры - мы либо вневедомственная охрана МВД России. Но сейчас решено пойти по другому пути. На рассмотрении в Правительстве РФ находятся поправки в Федеральный закон «О портах», в связи с которыми перечень объектов вовсе не подразумевается. Ожидается, что в законе оставят фразу: «границы портов охраняются ведомственной охраной Министерства транспорта либо вневедомственной охраной МВД». С принятием данного закона у собственника морского порта отпадет возможность игнорировать эту норму закона в целом. Замечу, при несении службы наши подразделения пользуются практически всеми правами, которыми наделена вневедомственная охрана МВД.

У нас в соответствии с планом согласованным со всеми силовыми ведомствами проводятся тренировки, учения на которых присутствует как руководство охраняемых объектов, так и руководители силовых ведомств, на которых проводится анализ по выполнению мероприятий по эффективной охране объекта, а также выставляется оценка действиям.

Так, сегодня проводятся учения по переводу охраняемых объектов в повышенную степень готовности. Это необходимое, но достаточно рядовое учение без каких-то особенных задач - поимки злоумышленников или освобождения заложников. Просто будет усиливаться охрана порта в связи с полученной информацией о том, что на этот объект планируется нападение террористов, для предотвращения чего будут выделены дополнительные силы и средства.

"