Posted 15 ноября 2016,, 08:13

Published 15 ноября 2016,, 08:13

Modified 17 сентября 2022,, 10:23

Updated 17 сентября 2022,, 10:23

В администрации Приморья обсудили наркоманов и журналистов

15 ноября 2016, 08:13
В крае пока нет единой позиции по антинаркотической пропаганде

Сегодня в администрации Приморского края прошло заседание краевого совета по антинаркотической пропаганде. Речь на нём, как следует из названия, шла о профилактике наркомании через СМИ. Свои мнения по этому животрепещущему вопросу высказали представители полиции, наркологии и даже Приморской митрополии Русской православной церкви. На мероприятии побывал и корреспондент РИА «Восток-Медиа».

Тема антинаркотической пропаганды, казалось бы, очень избитая. О том, что употребление наркотиков ведёт к печальным последствиям, отечественные СМИ пишут десятки лет. Свой вклад вносят и специалисты – количество брошюр, фильмов о вреде запрещённых веществ измеряется сотнями. Однако меняется рынок наркотиков, меняется законодательство, меняется подход к проблеме наркомании. В связи с этим представители различных структур периодически высказывают свои пожелания к подаче этой темы в материалах журналистов. В Приморье такой площадкой стал краевой совет по антинаркотической пропаганде. На нём выступили представители наркополиции, наркологической медицины и церкви - трёх структур, которые занимаются проблемой наркомании.

Не стоит об этом писать

Наверное, наиболее прямолинейную (и в то же время – неоднозначную) позицию по теме совета в Приморье занимают представители правоохранительных органов. Их мнение касательно освещения проблемы наркомании предельно простое: лучше всего писать только о том, что наркомания - это плохо и карается законом. О том, какие бывают наркотики, тоже лучше не говорить – в понимании обывателя они должны оставаться неким абстрактным злом.


Вкратце позицию ведомства на совете обрисовала специалист отдела приморской наркополиции по организации взаимодействия с органами власти в сфере профилактики Валентина Прокопенко. «Неправильно разделять наркотики на так называемые лёгкие и тяжёлые, как иногда делают СМИ. Все они наносят вред человеку, и их незаконное распространение карается законом. Наверное, не совсем правильным будет подробное описание различных наркотиков в медийном пространстве. Человек может ничего не знать о наркотиках, а потом прочитать об этом у журналистов и заинтересоваться. Также не надо писать о том, что торговля наркотиками приносит большие деньги. Лучше всего акцентировать внимание на неотвратимости наказания», - рассказала она. Вопросы прибылей, впрочем, являются общеизвестными – в конце концов, слово «наркобарон» появилось не вчера и не сегодня. Помимо этого, об экономических достижениях приморских «барыг» периодически рассказывают и сами полицейские.


Впрочем, это не единственный подобный момент в пожеланиях полицейских. В качестве защитной меры они предлагают просто не писать о каких-то проблемах. Такой вывод можно сделать из небольшого выступления заместителя начальника управления по контролю за оборотом наркотиков приморского управления МВД Андрея Корякина. Он отдельно остановился на проблеме «спайсов». «Если мы говорим об антинаркотической пропаганде, то здесь огромную роль играют средства массовой информации. Нужно понимать, о чём писать не стоит. Например, о том, что наркотики можно легко достать. Сейчас это действительно так – с помощью Интернета продают разные спайсы, в принципе найти их не сложно. Но писать об этом не стоит», - заявил он. С одной стороны, логика таких требований понятна. Другое дело, что если наркотики действительно находятся в шаговой доступности, то писать об этой проблеме нужно. В конце концов, менее доступными из-за молчания в СМИ запрещённые вещества не станут.



Не наказывать, а лечить

Более обширную позицию занимают представители наркологической медицины. Из-за специфики своей работы они предлагают делать акцент на способах борьбы с наркоманией и путях реабилитации. Вот что рассказала на совете главный нарколог Дальневосточного федерального округа Людмила Михалёва: «У нас люди до сих пор мало знают о том, как вообще проходит реабилитация наркозависимых. Например, сейчас у нас нет учёта больных наркоманией. Есть диспансерное наблюдение, оно проводится только с согласия самого больного. И чаще всего люди боятся к нам обращаться из-за страха того, что их поставят на учёт. Это один из самых частых вопросов. Полный курс лечения и реабилитации составляет 3 года – так же, как от алкоголизма. После этого человек считается практически здоровым, в его отношении не будет никаких запретительных санкций». По мнению её коллеги, заведующей кабинетом профилактики приморского наркодиспансера Ланы Царёвой, антинаркотические материалы в СМИ должны быть узконаправленными. Она отметила, что «общие» материалы менее эффективны, нежели адресные. Лана Царёва выделила три основные аудитории для подобных материалов. «Первая группа – это люди, которым стоит рассказать о вреде наркотиков. Вторая – наркозависимые, им нужно указать на правильный путь. И третья группа – люди, в чьей семье или окружении есть страдающие от наркомании. По статистике, от одного больного страдают порядка 10-15 человек, и им нужно знать, как себя вести и что делать», - пояснила специалист.

В то же время наркологи выделили одну из основных проблем, связанных с наркоманией в Приморье. Это – нежелание больных долечиваться. В современной медицине и снятие физической зависимости, и дальнейшая социальная реабилитация – вещи неразделимые. Как рассказала Людмила Михалёва, многие наркоманы считают, что после снятия «ломки» они выздоравливают и прекращают лечение. Это зачастую приводит к последующему возобновлению зависимости. Такая ситуация бывает даже в тех случаях, когда в наркодиспансер человека направляет суд – люди просто стараются побыстрее получить справку для суда и прекратить лечение. «Неотвратимость наказания», о которой рассказывают стражи порядка, в данном случае довольно невысокая.

Борьба за приход

Характерно, что в сегодняшней дискуссии принял участие и представитель церкви – отец Александр (Талько). Присутствие его было не случайным – он руководит Душепопечительским центром реабилитации граждан в честь святого праведного Иоанна Кронштадского. Его выступление касалось, ни много ни мало, настоящей межконфессиональной борьбы, развернувшейся на поле лечения наркомании.

«У нас в стране хватает скандалов с различными реабилитационными центрами, где люди, по сути, попадают в рабство. Это происходит в заведениях, которые работают без законных оснований. У нас в Приморье тоже есть подобные проблемы. Речь идёт о религиозных организациях, прежде всего, протестантского толка. Их объявления и рекламки можно найти по всему Владивостоку. На самом деле, что там происходит и как там работают с людьми, неизвестно. Поэтому нужно говорить людям, что обращаться туда не нужно», - рассказал он. Александр отметил, что многие подобные организации используют труд наркозависимых для собственной выгоды. Хотя формально выглядит всё точно так же – с помощью молитвы, поста и труда из бывших зависимых пытаются сделать здоровых людей. По словам отца духовника, его Душепопечительский центр использует труд пациентов лишь для самообеспечения, и вдобавок он работает на законных основаниях – в отличие от конкурентов из лагеря протестантов. Другим подобным организациям лицензию получить не удалось. Вопрос о том, связано ли это с нарушениями в работе протестантов или с хорошими связями православной церкви, конечно же, остаётся за кадром.


Как бы то ни было, какую-то общую концепцию антинаркотической пропаганды в Приморье, по всей видимости, ещё только предстоит выработать. Каждый смотрит на проблему со своей колокольни – полиция предпочитает пугать и предостерегать, врачи предлагают способы лечения, священники задаются вопросами душеспасения. Наркозависимых они тоже воспринимают по-разному – как преступников, как больных или как грешников. Соответственно, говорить о каком-то едином понимании проблемы, о единой платформе для её решения не приходится. С другой стороны, этот совет – далеко не последний. По словам директора департамента информационной политики Приморского края Алексея Казакова, они будут проводиться раз в три месяца. А это значит, что рано или поздно какое-то единство мнений должно появиться.

"