Posted 18 февраля 2010,, 02:10

Published 18 февраля 2010,, 02:10

Modified 17 сентября 2022,, 12:43

Updated 17 сентября 2022,, 12:43

В Приморье родители погибшего подростка обвиняют правоохранительные органы

18 февраля 2010, 02:10
В истории гибели школьника еще рано ставить точку, считают люди, знакомые с эти делом

ВЛАДИВОСТОК. 18 февраля. ВОСТОК-МЕДИА - Еще несколько дней и Саша Плешаков пошёл бы в 11 класс. Родители уже стали прикидывать, куда определить мальчишку после школы, но после дня рождения друга его нашли в озере мёртвым с разбитым лицом. Хотя прибывшие на место милиционеры спорили между собой, за сколько часов будет раскрыто убийство, по официальной версии следствия Саша утонул.

23 августа Саша отправился на день рождения друга Жени.

«У меня не было большого желания отпускать сына. Но как не отпустишь, выпускной класс всё-таки», - вспоминает отец Саши, Александр Плешаков.

Перед тем как уйти, Саша пообещал отцу, что напиваться не будет. И Плешаков-старший поверил сыну. Саша был послушным ребёнком, каких-то подростковых придурей у него не было.

У отца было нехорошее предчувствие - он позже приехал с младшеньким, Андрюшкой и женой, постояли рядом, поели шашлыков.

«Что я запомнил, там была машина, а к ней привязана палатка. Если привязана палатка, стало быть, водитель собирается остаться на ночь. Но у хозяина машины, Сергея Хрущёва, курсанта ГУИНа, позже появилось алиби - якобы он уехал на дежурство. Учитывая, на какой машине он приехал, и то, что в ГУИН у нас не так просто устроиться, можно сделать вывод, что семья у Хрущёва не из бедных», - говорит отец Саши.

По материалам следствия, на дне рождения было 9 молодых людей от 15 до 20 лет. Родственники Саши предполагают, что их было больше. Кроме того, неподалёку от лагеря, который разбили молодые люди (на расстоянии 1,5 км), находились граждане, с которыми серьёзно враждовал Плешаков-старший из-за одного нашумевшего в Михайловском районе уголовного дела.

Что произошло дальше, знают только ребята, оставшиеся с Сашей. Знают, но говорят ли всё - вопрос.

Как пишет газета «Арсеньевские вести», Александр Плешаков узнал, что его сын ночью пропал, на следующий день, 24 августа, примерно в четыре вечера. Со слов приятелей Саши, он ночью куда-то отправился в одних трусах. Это было невозможно - парня закусали бы комары. Александр Плешаков решил, что с Сашей что-то произошло, он собрал знакомых мужчин и отправился на озеро искать сына. Мужчины прошерстили берег озера и часть окрестностей. Потом наступила ночь. Утром отец, чтобы быть окончательно уверенным, что Саши нет в озере, решил проверить его полностью. Закинули трал - пусто. Закинули второй раз и... в сетях оказался мёртвый Саша. Он был почти на середине озера. Как считает отец, заплыть туда в пьяном виде ночью было невозможно.

Людей, которые видели, как достают Сашу, было 25-30, около 15 человек остались до конца, остальные разъехались.

Свидетели: «Криминалист сказала, что было убийство».

Вот, что сообщают очевидцы:

Роман Михальчук:

«Когда мы его достали, у него был синяк, губа разбита... Когда приехала эксперт, первые её слова были: «Мальчишку убили». Затылок у Саши был в крови. И руки... ну, не утопленник! Он в таком положении был, как будто его тащили. Все, кто стоял там, говорили - у утопленника руки должны быть сжаты. Эксперт начала нажимать на череп, выступила кровь. Милицию мы в обед вызвали, а они к вечеру подъехали. А ехать тут максимум 20 минут - 15 км. Когда приехала прокуратура, эксперта резко дёрнули. Прокуратура всех разогнала».

Андрей Капуста:

«Александра достали в обед. Достали из воды, положили, вызвали милицию, стали ждать. Явно на голове была видна кровь, эксперт сама тогда сказала: «Надо вызывать прокуратуру». Губы побиты, бровь повреждена. Когда он лежал на спине, осмотрела, а когда перевернули, она сказала, что большие повреждения, надо вызывать прокурорских. Она говорила, что повреждения кто-то нанёс. Она сказала: «Ищите тупой предмет, деревяшку, палку, бутылку, которым могли бы ударить». Мы отправились искать. Из этого она подразумевала, что ему повреждение нанесли до смерти, а иначе из каких побуждений мы бы шарахались, искали? Следователь меня не допрашивал».

Олег Куликов:

«Я с Камня-Рыболова приехал помогать искать Сашу. Вечером ничего не нашли. На второй день вторым затягом вытянули ребёнка. Я рядом стоял, помогал поднимать сеть. Когда вытащили Сашу, под левым глазом у него был синяк, бровь чуть-чуть рассечённая, губа закушена, содран кончик носа. Где-то через четыре часа прибыла милиция. Когда приехала милиция, приехала женщина, представилась криминалистом. Повернула голову в одну сторону, потом в другую. Голова поворачивалась мягко, её слова были: «Здесь явно видно, что было убийство». Она сказала: «Надо вызывать прокуратуру, здесь криминал». Потом она села с людьми, стала рассказывать, что давно работает в милиции, что утопленник так не может лежать. Криминалист сказала, что надо искать надувной матрас. У неё версия была, что убили на берегу и на матрасе довезли».

Часа через три пришла машина прокурорских, сфотографировали тело, начали высказывать недовольство: «Зачем достали тело, вы могли о камни его побить». Но дно песчаное, камней там не было!

Мы ходили к девочке, которая там была. Беседовали при родителях. Девочка хотела что-то рассказать, мать её перебивала.

Александр Литвинов:

«Во второй день нашли Сашу со второго заплыва. Когда обнаружили тело, я стоял сзади. На лице под глазом был синяк, губа разбитая, переносица разбитая. Эксперт при нас объясняла, почему это убийство - пальцы провалились в черепе, кровь из носа пошла. Она объясняла: при нажатии череп гуляет, из ушей и носа выделяется сукровица. Есть повреждения черепной коробки. По телу повреждений не было. Я показания не давал, никто: ни следствие, ни прокуратура меня не расспрашивали».

Помимо этих показаний, есть ещё показания человека, который пожелал остаться анонимным, отца и дяди Саши, а также ряд объяснительных людей, которые вытащили в тот день труп мальчика. Из всех показаний вырисовывается картина: достали из воды Сашу, у него был синяк под глазом, рассечена бровь, повреждения на носу и на губах, а также повреждения на затылке. Когда прибыла эксперт-криминалист Любовь Мочалова, она сказала, что Сашу убили. Когда эксперта стали расспрашивать, почему, она объяснила, что при нажатии на череп пальцы проваливаются, из-за чего выступает кровь из уха и носа. Посоветовала искать тупой предмет и выдвинула предположение, что на середину озера Сашу могли доставить на матрасе, утверждает газета «Арсеньевские вести».

«Я точно помню, что у Саши был фингал, верхняя губа с внутренней стороны разбита. При падении таких травм не может быть, потому что это не выступающие части лица», - говорит дядя Саши, Сергей Плешаков.

Что происходило дальше, законам логики не поддаётся, если считать работу силовых и других органов адекватной. Родственники попросили морг сохранить тело Саши. За любые деньги - семья не из бедных. Но... тело подверглось необратимым изменениям, а родственникам радостно сообщили, что сэкономили их деньги.

После опроса молодых людей, которые были с Сашей, выяснилось, что он сам утонул. В протоколе осмотра места происшествия не говорится ничего о повреждениях на лице и голове Саши, говорится только о том, что есть пятно красно-бурого цвета на шортах Саши.

Кстати, эти шорты были изъяты вместе с куском ткани, на котором была кровь, однако принадлежит ли эта кровь Плешакову, экспертам выяснить не удалось ввиду того, что начались гнилостные процессы. Заключение эксперта Елены Бедрик, сделанное в октябре: «На шортах кровь не обнаружена».

Комментирует юрист Александр Лыба:

«Вещественные доказательства изымают 25 августа, запечатывают в полиэтиленовый пакет, они лежат у следователя. По инструкции, пятна обязаны сушить. С понятыми они развешиваются, просушиваются, запаковываются. Но наши вещественные доказательства месяц провалялась, потом поехали на экспертизу вместе с постановлением, за это время кровь, естественно, сгнила».

Акт судебно-медицин-ского исследования трупа составлял эксперт Ян Ким. Кстати, о предыдущем эксперте, Любови Мочаловой, которая была на озере. Её в деле почти нет - только фотографии за её подписью. Так что же нам говорит акт: «Кожные покровы волосистой части головы не повреждены. Кости свода черепа на ощупь целые. Повреждения: на верхнем веке левого глаза - ссадина с красно-коричневым влажным западающим дном, размером 2х2,5 см, неправильно геометрической формы. Аналогичного вида ссадины на переходной кайме верхней губы, по серединной линии размером 2,5х1 см. На кончике носа множественные точечные ссадины». Спрашивается, в таком случае, почему некоторые свидетели запомнили синяк на глазу? В акте делается вывод, что Саша захлебнулся.

Далее эксперт Ян Ким пишет, что смерть могла наступить 1,5-2 суток назад (то есть, эксперт не смог определить точное время смерти на 25 августа). Повреждения на теле прижизненные и возникли незадолго до смерти (до нескольких часов, - прим. эксперта).

Отцу показалось странным поведение следователей. В частности, почему в заключении не было времени смерти, почему вещи со следами, похожими на кровь, оказались чистыми, почему не были опрошены свидетели, достававшие труп, почему то, что видели свидетели, и то, что отражено в акте, не совпадает, почему не рассматривался вопрос, что Сашу могли ударить, а потом бросить в воду, почему не были опрошены люди, которые в ту ночь тоже отдыхали на озере, почему не сделали геномную экспертизу... Отец подал в суд на следователей. Проиграл. В протоколе судебного заседания от 12 декабря 2010 год (интересная дата, не так ли?), указано, что Александр Плешаков заявляет, что скорая приехала только через два часа, хотя она не приезжала вообще. В протоколе написано, что оглашались материалы дела, хотя они не оглашались.

Кроме того, как говорят Александр и Сергей Плешаковы, изначально фотографии в деле были не те.

«Я сам указывал следователю, что конкретно тех и тех повреждений не было», - говорит Сергей Плешаков.

Александр Плешаков тоже поясняет, что и сейчас в деле не совсем те фото, которые делались на месте произошедшего. С его слов, о том, что фотографии прошли обработку в следствии, рассказывала эксперт Любовь Мочалова на протяжении 1,5 месяцев после случившегося и обещала принести отцу реальные фото, но не принесла. Можно предположить, что эксперт сама прошла обработку следствием, потому что сейчас отказывается от своих слов.


Перед тем, как отправиться в следственный комитет, журналист газеты «Арсеньевские вести» зашла на работу к матери одного из мальчиков, которые были тогда с Сашей, Татьяне Пиковой. Она работает невропатологом в больнице Михайловки. Для Владивостока - должность самая что ни на есть пролетарская, однако, как утверждают Плешаковы, в Михайловке госпожа Пиковая имеет вес. Я и сама была удивлена. У нас в очередях к врачам, как правило, древние старушки стоят, а тут одни люди в форме... Я попросила Татьяну Александровну оставить свой домашний телефон, чтобы мы могли переговорить о смерти Саши, на что она стала кричать, что её ребёнок спал, что их достали, и что экспертиза не может быть поддельной. Потом зашёл человек в форме и предложил Пиковой на меня пожаловаться.

Руководитель следственного отдела по Михайловскому району Пётр Гонохов согласился прокомментировать сиутацию.

«Следствие не отрицает того, что на лице Плешакова действительно были обнаружены телесные повреждения, при этом все они находятся на выступающих частях лица. Непосредственной же причиной смерти Плешакова явилась асфиксия от утопления в воде. Судебно-медицинским экспертом было установлено, что повреждения возникли в результате контакта тела погибшего с объектом, имеющим широкую контактирующую поверхность, вероятнее всего - при падении Плешакова с высоты собственного роста и ударе о грунт. Следствие полагает, что Плешаков в ночь с 23 на 24 августа 2009 года, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения нырнул в озеро, ударился лицом о каменистое дно, потерял сознание и захлебнулся.

- Почему судебно-медицинскую экспертизу делал эксперт Ян Ким, а не Любовь Мочалова?

- Любовь Мочалова не имеет специальных познаний в области судебной медицины, она имеет другую экспертную специализацию.

Любовь Мочалова на месте происшествия заявляла, что Сашу убили...

- Мы изначально тоже решили, что смерть Плешакова носит криминальный характер».

Далее руководитель следственного отдела Пётр Гонохов принёс материалы проверки и предъявил мне фототаблицу с места происшествия, на который был зафиксирован труп Плешакова.

«Повреждений в затылочной области головы не было. Кровянистая жидкость, которую вы видите на затылке, натекла с носовой и ротовой полости из лёгких. В процессе утопления вода, попавшая в легкие, проникает в альвеолы - те разбухают и лопаются, происходит кровоизлияние капилляров, как результат - обильное количество кровянистой жидкости, выделяющейся из ротовой и носовой полостей. Возможно, кому-то и показалось, что затылок проломлен, - говорит Гонохов».

Пётр Гонохов показал объяснение Любови Мочаловой, из которого следует, что она не просила искать палку или другой тупой предмет и при нажатии на череп пальцы её не проваливались.

«Я тоже опрашивала очевидцев. Они утверждают, что Мочалова это говорила, почему?

- Возможно, все кто участвовал в извлечении трупа Плешакова из воды, находились в стрессовом состоянии и не совсем адекватно воспринимали происходящее. В процессе осмотра места происшествия родственники и знакомые (я тоже там был) искали палки, «тупые» предметы, бутылки, одежду в крови, надувные матрасы. Я не понимаю, почему все зациклились на эксперте Мочаловой, которая якобы во всеуслышание кричала о том, что «это убийство», «надо искать надувной матрас», «ему голову проломили», «у меня проваливаются пальцы в череп». Это похоже на плод чей-то фантазии. Кроме того, я не исключаю родственные и дружеские связи очевидцев с отцом погибшего, возможно, партийную политическую солидарность.

- Почему их показаний нет в материале?

- В деле есть фототаблица, есть показания людей, которые отдыхали с Плешаковым в ту ночь, есть показания людей, которые извлекали труп из воды (отца и дяди Саши, - прим. авт.) Так можно опросить этих 15 человек, а можно ещё 115.

- Если Саша и вправду утонул, зачем родственникам поднимать шум?

- Здесь ситуация совершенно абсурдная. С одной стороны, можно вести речь о психической неполноценности Плешакова, поскольку он стационарно проходил лечение в психиатрической больнице Уссурийска с диагнозом «эмоционально-неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип». И решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту гибели его сына им было воспринято «в штыки». С другой стороны, с учётом того, что Александр Плешаков и его брат Сергей Плешаков возглавляют Михайловское районное отделение партии ЛДПР и в последнее время развернули «бурную» политическую деятельность, обвиняя правоохранительные органы в умышленном укрывательстве «убийства». Всё это похоже на какой-то грязный пиар на смерти Александра Плешакова. Плешаков-старший в феврале 2010 года зарегистрировал свою кандидатуру в качестве кандидата в депутаты Думы Михайловского района. Безусловно, это наводит на определённые размышления», - говорит Гонохов.

По версии Петра Гонохова, Саша слишком много выпил, улёгся один в палатке, в другой палатке разместились парень и девушка, а в третьей - четверо ребят. Как пояснили ребята, они не захотели ложиться спать в одну палатку с Сашей, потому что он слишком много выпил. Гонохов также показал мне фотографии со дня рождения, на которых все ещё счастливы.

Пётр Гонохов вызвонил того самого мальчика, к которому Саша пошёл на день рождения.

Вот практически дословная расшифровка разговора с Евгением Исаковым:

- Саша был вашим другом? Насколько близким?

- Последнее время стал другом, мы день рождения отмечали вместе.

- Что вы помните о событиях того дня? Ссоры какие-то были?

- У меня?

- У вас или других ребят...

- Нет, все нормально с ним общались.

- Что происходило перед тем, как легли спать?

- Вам лучше спросить кого-то другого, я раньше всех лёг спать.

- Последнее, что вы запомнили про Сашу?

- Выпивали, сидели...

- Саша выпил больше других ребят?

- Не знаю, все одинаково должны были выпить. Я не видел, какой он пошёл спать.

- Вы на похоронах были?

- Мы прошлись до кольца, а дальше не поехали.

- Почему?

- Мы слышали, что Сашин отец нас обвиняет, родители сказали, чтобы мы не ходили.

- Что говорили ребята, с которыми вы были тогда, о смерти Саши?

- Я не знаю, если говорят, что утонул, я не следователь, были же экспертизы... Я не видел, чтобы драки были.

Подведём итог: можно было бы поверить, что Саша утонул, потому что ударился о каменистое дно, а эксперт, приняв утопление за криминал, ошиблась, но почему она тогда отказывается от своих слов?

Эксперт в своей объяснительной пишет, что травмы на лице были получены за несколько часов до смерти. Это что значит, что Саша нырнул, ударился головой и несколько часов захлёбывался?

Почему Евгений говорит, что Саша выпил столько же, сколько и все, когда, по версии следствия, с ним не захотели спать ребята, поскольку он перебрал? И Евгений, и сын Пиковой спали, когда Саша исчез... Если опросить всех, окажется, что спали все? Никогда не поверю, что ребята не обсуждали между собой смерть приятеля. Почему Евгений не может ответить ни на один вопрос?

На фотографии непонятно, было ли повреждение черепа или кровь натекла с носа.

Плешаков не отрицает, что в молодости при прохождении медкомиссии в военкомат его и вправду за одну выходку отправили лечиться.

Родители погибшего ребёнка могут накрутить себя, навыдумывать больше, чем реально было, но пиариться... Никто и никогда.

Кстати, правоохранительные органы запрещают родственникам проводить эксгумацию тела. Почему?

Почему есть свидетели, которые видели фингал, который не описан в акте...

Почему к машине, на которой уехал курсант ГУИНа на дежурство, была привязана палатка, как будто человек собирался ночевать?

Не потому ли, что в ночь с 23 на 24 Саша был убит в потасовке между молодыми людьми или кем-то извне, не потому ли, что тот, кто его убил, имеет связи в правоохранительных органах, спрашивает газета «Арсеньевские вести»?

"