Posted 18 февраля 2019, 03:56
Published 18 февраля 2019, 03:56
Modified 1 сентября 2022, 02:51
Updated 1 сентября 2022, 02:51
Такие кадровые решения вызывают вопрос: либо он не в курсе «послужных списков» своего ближайшего окружения, или знает о нём, но находит ранее скомпрометированных сотрудников более удобными для себя, которыми проще управлять с помощью компромата?
Нашумевшая недавно история с назначением отставного подполковника полиции Александра Королева, уволенного по коррупционным основаниям из УМВД по Хабаровскому краю, стала одним из ярких примеров кадровой политики Сергея Фургала. Но не единственным примером такого рода. Так как одним из первых назначенцев и наиболее приближенных лиц в новом составе краевого правительства оказался Александр Кацуба — министр финансов, пересидевший в своем кресле уже двоих губернаторов, Виктора Ишаева и Вячеслава Шпорта. За плечами этого управленца, сохраняющего свой пост с 2000 года, много интересных и пикантных моментов служебной и внеслужебной деятельности, связанной, в первую очередь, с финансами.
Так, первой в его «послужном списке» стала история от сентября 2003 года, с выделением суммы в 330 миллионов рублей из бюджета Хабаровского края пяти коммерческим структурам — ОАО «Амурское пароходство», ОАО «Дальуглесбыт», ОАО «Дальрео», ООО «Рыбресурсмаркет» и ОАО «Дальстроймеханизация» — по 66 миллионов каждой под 18 % годовых, что было существенно ниже ставки на тот момент. Такое решение министра повлекло возбуждение в отношении него уголовного дела сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями УМВД края, однако в ходе расследования уголовное дело постановил прекратить заместитель Генерального прокурора России Виктор Гринь, не усмотревший в данном решении ущерба бюджету региона.
Между тем, следствием было установлено, что министр Кацуба не просто выдал данные кредиты в нарушение бюджетного законодательства без каких-либо определенных условий возврата кредитов этими организациями и без обеспечения этих кредитных обязательств с их стороны, как требовал закон, но в дальнейшем своими распоряжениями переносил сроки возврата кредитов и снижал процентные ставки по ним, с 18 до 15 % годовых, а затем и до невероятных 1,8 % в год. По выводам следствия, тем самым министр причинил ущерб краевому бюджету на сумму свыше 232 миллионов рублей в виде недополученных процентов за пользование заемными средствами из краевого бюджета. И от громкой «посадки» министра в тот раз спасло лишь вмешательство заместителя Генпрокурора РФ — тогда как деньги бюджет все же потерял, и на сниженной процентной ставке, и на продлении срока на возврат кредитов. И самое интересное в этой истории, что эти компании, «осчастливленные» такими бюджетными кредитами, должны были купить за эти кредитные средства акции одного московского банка, ОАО «Русская инвестиционная группа», приобретя одинаковые пакеты около 18 % каждой.
Таким образом глава хабаровского минфина Александр Кацуба наполнил уставной капитал акционерного банка в Москве более, чем на 12 миллионов долларов США (по курсу 2003 года) или на 90 % уставного капитала. Бюджет края не видел ни самих этих средств, ни процентов по ним более 6 лет. Это показательный, но не самый яркий эпизод работы нынешнего первого зама главы правительства и министра финансов Хабаровского края. В частности, Александру Кацубе при его скромной чиновничьей зарплате не составляло труда в 2006 году получить в одном из банков кредит в 4 миллиона рублей «на неотложные нужды», с ежемесячным платежом в 90 тысяч рублей, что составляло практически всю официальную зарплату чиновника. При этом его дела были настолько успешны, что уже в 2009 году он смог не получать кредитов, а наоборот, сделать вклад в банк на сумму свыше 60 тысяч евро — что по курсу на тот период составляло свыше 2,7 миллиона рублей. Но все эти обстоятельства, изучавшиеся в ходе доследственной проверки, не убедили Генеральную прокуратуру РФ и уголовное дело прекратили уже через 4 дня после его возбуждения.
Вероятно, на фоне таких «достижений» Александра Кацубы, «успехи» нового помощника губернатора по вопросам безопасности Александра Королева могут показаться детскими шалостями: мало ли, что в соцсетях пишут о якобы получении им денег за покровительство с компаний такси или за возврат украденных автомобилей, о каком-то якобы захвате чужого бизнеса и образе жизни явно «не по средствам»? Когда зампред-министр в частном порядке миллионами ворочает, то скромному помощнику не грех и сотней-другой тысчонок распорядиться?
Впрочем, с помощниками у Сергея Фургала были конфузы и в прошлом, в бытность его депутатом Государственной Думы России. В тот раз у Фургала оскандалился внештатный помощник Михаил Тимофеев — «авторитетный предприниматель» из Хабаровска, владелец спортклуба «Моисей», членов которого молва считала участниками группировки, занимавшейся, помимо прочего «крышеванием» таксистов — привет Александру Королеву! — в том числе вымогательством у них денег под угрозой применения насилия и с применением такового.
Михаил Тимофеев, арестованный в 2011 году, обвинялся в вымогательстве и в 2013 году был признан виновным и осужден к 8 годам лишения свободы. В нынешнем году его срок как раз истекает, и вполне можно ожидать, что из колонии Михаил Тимофеев вернется в команду нового губернатора Сергея Фургала — со всем багажом накопленного «в зоне» опыта и понятий. Судя по нынешней кадровой политике в краевом правительстве, такие кадры там вполне востребованы и простор для деятельности им найдется. Поскольку в Хабаровском крае и в самой его столице, откуда переносят федеральные структуры во Владивосток, много сфер деятельности и предприятий, пока не охваченных «крышеванием» новой управленческой команды, и бюджет, опять же, не до конца «распилен». А если есть чем кредитовать из казны, то найдется и кого кредитовать, особенно на льготных условиях в нелегкой экономической обстановке. И «бывалые кадры» этот процесс отрегулируют по понятиям.