Posted 18 мая 2009,, 04:15

Published 18 мая 2009,, 04:15

Modified 17 сентября 2022,, 14:19

Updated 17 сентября 2022,, 14:19

Елена Войтовская: "Бояться людей с ВИЧ-инфекцией нет смысла. Чего бояться-то?"

18 мая 2009, 04:15
"ВИЧ-инфекция в быту не передается, этих больных никто не изолирует, они живут, работают и никак не ограничены в своих социальных правах", - говорит специалист

ВЛАДИВОСТОК. 18 мая. ВОСТОК-МЕДИА - Во Владивостоке, как и еще в десяти городах России, в эти дни проходит благотворительная социальная акция «Касается меня. Касается каждого», приуроченная ко Всемирному дню памяти умерших от СПИДа.
По словам организаторов, целью акции является повышение уровня осведомленности молодежи города о проблеме ВИЧ/СПИДа, изменение отношения к людям, живущим с ВИЧ.
- Сегодня о том, что такое ВИЧ-инфекция и как от нее защититься, знают только 30-35% молодежи, - приводит статистические данные Елена Войтовская, заведующая отделением медико-социальной реабилитации Краевого клинического центра по профилактике и борьбе со СПИДoм и инфекционными заболеваниями (ГУЗ ККЦ СПИД). - Для того чтобы кардинально снизить уровень заболеваемости, надо увеличить количество информированных до 90-95%.
Но знать мало, нужно еще сформировать безопасное поведение, считает Войтовская.
- Распространение инфекции заключается не только в плохой информированности, но и в том, что в мозгу запечатлелось с самого начала эпидемии: ВИЧ болеют только определенные категории. Я – не такой, я же не проститутка, я не наркоман, как меня это может коснуться?
Но те, кого мы наблюдаем сегодня, это, как принято писать, обычные люди, среднестатистические граждане, которые приходят и говорят: ну, как такое могло произойти? Когда спрашиваешь: вы незащищенным сексом занимались, много было у вас контактов, они говорят, как мне мужчина сегодня сказал: я же доверял. Кому вы доверяли? У вас были множественные половые связи, а вы говорите, вы доверяли. Посмотрите на себя в зеркало. Вам можно доверять? Можно. А вы понимаете, что вы уже могли явиться источником инфекции, уже кого-то вы заразили? Я считаю, вот в этом основная проблема. В отсутствии навыков безопасного поведения.
- Для многих ВИЧ – это синоним слов «страх», «смерть», и так далее. Многие просто боятся пройти обследование, боятся этого диагноза как приговора. Насколько оправданы эти страхи?
- Без лечения можно прожить 10-15 лет от момента заражения до развития СПИДа, а сегодня при современном уровне лечения, которое наши пациенты получают все бесплатно, еще плюс 20-25 лет. То есть если человек заразился в молодом возрасте или зрелом возрасте, он вполне доживет до старости. А наука движется, и я думаю, что перспективы неплохие. Это первый момент.
Теперь по поводу того, что люди боятся идти обследоваться и боятся узнать свой диагноз. Поймите, оттого, что мы закроем глаза, проблема не исчезнет. Отрицай, не отрицай, она все равно есть. Значит, эти люди все равно потом к нам попадают. Но они попадают поздно, тогда, когда мы уже вообще не можем им ничем помочь.
Если человек приходит вовремя, и вовремя ему делают обследование, вовремя назначают лечение, вовремя он наблюдается, тогда есть шанс ему помочь. И эти люди живут, работают, воспитывают детей, чего-то достигают. А если человек пришел поздно, как я всегда говорю своим пациентам, если у машины отвалилось днище, как не ставь новые колеса – не поедет. То есть отрицать бессмысленно, надо приходить вовремя.
Теперь по поводу того, стоит ли боятся ВИЧ, а чего бояться-то? ВИЧ-инфекция в быту не передается, этих больных никто не изолирует, они живут, работают, они никак не ограничены в своих социальных правах. То есть, нет каких-то там противопоказаний для работы, для жизни. Просто они приходят и получают нормальную медицинскую помощь, вот и все.
- Что вы рекомендуете тем, кто боится узнать свой ВИЧ-статус?
- Мы все живые люди, и у нас у каждого есть какие-то свои скелеты в шкафу, поэтому прийти обследоваться можно анонимно и бесплатно, здесь вообще никаких проблем нет. И если люди думают, что им тут скорей руки заломят и сажать куда-то будут – нет. Им проведут консультирование, им объяснят те моменты, которые они, может быть, не учитывали у себя в жизни в плане безопасности ВИЧ-инфекции. А потом, если он будет нуждаться в этом, ему окажут соответствующую помощь. Поэтому нужно обследоваться и не нужно бояться.
Чем раньше, тем лучше. Если человек пришел раньше, и заболевание на ранней стадии диагностировано, то мы вовремя его отслеживаем и даем рекомендации, и назначаем лечение вовремя. Если он пришел, когда иммунитет около нуля, да, мы все равно пытаемся, не отказываем никому, но естественно тогда эффект намного хуже и перспектива хуже. Все надо делать вовремя.
- Как ВИЧ-инфекция влияет на репродуктивные функции?
- Скажу сразу, что ВИЧ-инфекция не является показанием для медаборта. Любая ВИЧ-инфицированная женщина имеет право родить и воспитать ребенка. Если женщина вовремя встала на учет, вовремя начала лечение, ребеночку спланировали все как надо, соответственно провели роды, то есть женщина и ребенок находились под наблюдением с момента зачатия до родов, то риск рождения больных детей всего 2%.
Представьте себе, что дети с синдромом Дауна у абсолютно здоровых женщин рождаются в 5% случаев. То есть не такой это риск. При условии, что женщина все сделала правильно. Если женщина всего этого не сделала, то риск рождения больного ребенка – 40%.
У нас сегодня по данным нашей статистики где-то передача ВИЧ-инфекции от матери к ребенку колеблется от 8 до 10%. Почему сохраняется выше 2-х %? Потому что еще много женщин, которые приходят поздно, на поздних сроках беременности, и мы профилактику необходимую не всегда успеваем провести. Некоторые приходят поздно по безалаберности личной, а некоторые боятся, что их заставят сделать аборт. Вот пусть они не боятся, никто их не пошлет на аборт.
Другое дело, что у нас есть брошенные ВИЧ-инфицированные детки. Это вообще социальные проблемы, почему наши молодые мамочки бросают своих детей. Это и наркомания, и нежелательная беременность, и так далее. Конечно, это преступление. В отношении ВИЧ-инфицированных детей это преступление вдвойне. Потому что если ребенок не ВИЧ, его могут усыновить наши или иностранцы, а если ВИЧ, то не могут. А эти дети особенно нуждаются в тепле и заботе, потому что у них иммунная система снижена, и им без семьи – очень серьезный стресс. Эти детки всегда слабенькие, болезненные, и всегда без материнской заботы. И этот момент надо серьезно учитывать, проводить профилактику нежелательных беременностей у молодежи. Сегодня есть масса способов предохраниться или не доводить до родов, если ты не хочешь, и не доводить до аборта.
Сегодня на государственном уровне нашим женщинам ВИЧ-инфицированным предлагают бесплатно контрацептивные методики, чтобы они не рожали незапланированных детей, рожали только запланированных.
Что касается семейных ВИЧ-инфицированных пар, или где один партнер инфицирован, а второй нет, то когда разговор заходит о рождении детей, помимо того, что мы можем снизить риск заражения, можно и спланировать беременность так, чтобы этот риск был минимальным. Что для этого надо – надо сотрудничать с медицинскими работниками, и получать соответствующую помощь и консультацию.
- Так опасен нам или не опасен человек с ВИЧ-инфекцией?
- Ответить я бы хотела словами из письма одного моего пациента, к сожалению, сегодня уже умершего. Когда он узнал о своем диагнозе, он написал такие слова, что «ВИЧ у меня в крови, дорогие мои сограждане, а я ею с вами делиться не намерен. Бойтесь лучше самих себя и своих желаний». Эти слова выстраданы им на собственном опыте. И я к ним полностью присоединяюсь.
Опасен нам или не опасен человек с ВИЧ-инфекцией? Нет. Потому что опасным считается только то, передается в быту, то есть то, что не контролируется, то, чему я как личность не могу поставить барьер. Например, туберкулез: если я еду в трамвае и рядом со мной едет туберкулезный больной, я не могу в определенной степени поставить барьер. Это – опасно. Или холера, и так далее. ВИЧ-инфекция – это в определенной степени болезнь наших поступков, поведения. Когда я беседую с молодежью, я им часто говорю – сколько минимально человек участвует в половом контакте? Двое. А кто принимает решение, кто за тебя отвечает? Один - ты сам. И не надо перекладывать вину на кого-то. Поэтому, я считаю, что бояться людей с ВИЧ-инфекцией нет смысла. Сегодня это просто уже дремучесть, сегодня про ВИЧ уже известно все. И относиться как-то отрицательно нет смысла.
Да, это болезнь, как тысячи других болезней. Нет хороших заболеваний, это надо понять. Кто-то пугается ВИЧ, а кто-то знает, что такое сахарный диабет и как тяжело с ним жить. Человек, который живет с гепатитом, тоже знает, насколько это тяжело и плохо. Я могу вам всю медицинскую энциклопедию перечислить. Мы начинаем понимать только, когда сами оказываемся лицом к лицу с этой бедой.
Да, это инфекция, с которой надо жить, и не надо ограничивать себя во всем. Просто твои ограничения идут в неких правилах. Ну, если мы говорим об ограничении сексуальных контактов без презерватива, а простите, если у человека нет ВИЧ-инфекции, он что, не должен пользоваться презервативом? Не будет – в итоге придет сюда. Поэтому это ограничение общечеловеческое. Ну, что еще? Ну, не может ВИЧ-инфицированный быть донором. Но у нас есть целый ряд других болезней, при которых человеку нельзя быть донором. А остальные-то твои права никак не ликвидируются. Работай, живи, твори, учись, делай, что хочешь. Будь человеком.
- Ваше пожелание всем – и тем, кто столкнулся с ВИЧ, и тем, кто вообще не знает, что это такое.
- Мое пожелание – не отрицать проблему, отрицание никогда не приводит ни к чему хорошему. Попробовать узнать об этой проблеме, понять ее для себя, выстроить правильное поведение. И если в твоем окружении встречается человек с этой проблемой, - помочь ему. Потому что страх приводит к тому, что эти люди закрываются от мира стеной.
Но самое главное – отвечать за свои поступки. Бесплатного сыра даже в мышеловке нет – его кто-то должен купить и положить. И вот это должны понимать все. То есть не «я хороший, белый и пушистый», а «я отвечаю за свои поступки». Это главное пожелание. Приходите обследоваться, приходите узнавать, приходите понимать, не надо бояться.
(За предоставленные материалы РИА "Восток-Медиа" благодарит "STM-studio" и лично Татьяну Максимову).

"