Posted 17 июня 2011,, 22:52

Published 17 июня 2011,, 22:52

Modified 17 сентября 2022,, 13:02

Updated 17 сентября 2022,, 13:02

В лесу прифронтовом

17 июня 2011, 22:52
Приморская лесодобывающая компания пытается взять в аренду участок тайги, где испокон веков жили удэгейцы и тигры

ВЛАДИВОСТОК. 18 июня. ВОСТОК-МЕДИА - Недавно известная в Приморье лесодобывающая и деревообрабатывающая компания «Лес Экспорт» подала заявку в управление лесным хозяйством администрации Приморского края на заключение договора аренды участка тайги в среднем течении реки Бикин общей площадью 407,3 тысячи гектаров.

Объемы ежегодных заготовок должны составить 268 тысяч кубометров древесины. Очевидно, что предприятию нужно развиваться, увеличивать объемы переработки леса, но вот проблема: на этой таежной территории Пожарского района живут коренные малочисленные народы и редкие краснокнижные хищники, которые давно стали символом Приморья – амурские тигры. Более того, эта земля уже включена в Предварительный список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а, значит, требует к себе особого отношения. Как будет сочетаться вырубка леса с сохранением популяции амурского тигра, соблюдением прав коренного населения и международными обязательствами не очень понятно...

Малая земля для малого народа

В этих местах испокон веков жили малочисленные народы Приморья – удэгейцы, нанайцы, тазы, орочи. Участок примыкает к селу Красный Яр, где живет около 700 человек, большинство из которых представители коренных жителей края. В окрестной тайге они охотятся и рыбачат, собирают дикоросы, заготавливают дрова... Это их земля!
Когда в Красном Яре узнали, что в их родную тайгу собираются зайти лесодобытчики, всерьез осерчали и даже собрали сход своей общины, которая символично называется «Тигр». На нем было решено обратиться к властям, а именно губернатору Приморья, полпреду в Дальневосточном федеральном округе, министру природных ресурсов и другим ответственным лицам с просьбой принять меры для отзыва заявки лесопромышленников.
– Это наш лес, мы здесь охотимся, ловим рыбу, собираем дикоросы, заготавливаем древесину для собственных нужд. Поэтому жители нашего села Красный Яр выступили против передачи лесных участков в аренду компании «Лес Экспорт» и любых промышленных рубок на Бикине, - сказал вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Приморского края Игорь Кукченко.
Стоит ли приводить те доводы, которыми руководствуются коренные жители края? Наверное, стоит...
Итак, распоряжением правительства России от 8 мая 2009 года Пожарский район является местом традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. А Красный Яр является местом их компактного проживания. Кроме того, свой традиционный образ жизни на территории они ведут в местах среднего и верхнего течения реки Бикин. А именно на этот участок, как мы помним, претендует «Лес Экспорт».
При этом статья 4-я федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» призывает власти обеспечить права малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания (это постулат выдели особо!), традиционного образа жизни и хозяйствования. А статья 8-я закрепляет за аборигенами право на защиту своей исконной среды обитания и право контроля за ее сохранением.
С 1993 года этот участок тайги решением краевого Совета народных депутатов «О защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Приморского края» был официально объявлен территорией традиционного природопользования. А в июне 2009 года он был передан в аренду общине «Тигр» для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.
Так что, у наших малых народов есть все права на эту землю! На свою землю...

Дайте тигру китайскую визу!

На этой земле в среднем течении Бикина оказались и другие хозяева... Амурские тигры. Более того, как утверждают экологи - сотрудники Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF), это ключевые места обитания редкого полосатого хищника.
Тот кусок тайги, на который подана заявка лесозаготовителей включают в себя большую часть орехово-промысловой зоны в Краснояровском и Охотничьем лесничествах. Особо отметим, что эта территория является самым крупным из сохранившихся в мире ненарушенных массивов кедрово-широколиственных лесов. Она является частью природного объекта «Долина реки Бикин», который в прошлом году на основании заявки, поданной правительством России, была включена в предварительный список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. При этом с 2009 года здесь реализуется один из крупнейших проектов по сохранению тигра под названием «Уменьшение влияния изменений климата посредством охраны крупных девственных лесов в районе реки Бикин». Кстати, он был представлен на Международном тигрином форуме, который собрал премьер-министр Владимир Путин в Санкт-Петербурге в ноябре прошлого года. Более того, в соответствии со «Стратегией сохранения амурского тигра в Российской Федерации» на этой земле будет создана особо охраняемая природная территория (ООПТ) федерального значения.
Казалось бы, какие еще доводы нужны для того, чтобы понять, что это не просто клочок уссурийской тайги, а стратегически важная для сохранения природы земля?
Но и это еще не все... Совсем недавно выяснилось, что в мае 2011 года был подписан договор между управлением лесным хозяйством администрации Приморского края и компанией «Лес Экспорт» о передаче в аренду крупного лесного массива еще и в нижнем течении реки Бикин. Он включает орехово-промысловую зону в Звеньевском лесничестве, а также территорию создаваемого заказника «Среднеуссурийский». Эти довольно большие участки тайги также играют ключевую роль в сохранении и воспроизводстве амурского тигра. Более того, они связывают популяцию этого редкого хищника на российской части с популяцией, которая обитает в Китае на хребте Ванданшань.
Кстати, распоряжением министра природных ресурсов и экологии России предполагается до 2020 года создать российско-китайский трансграничный резерват для беспрепятственного перехода тигров и других диких животных через границу именно в этих местах. Похоже, полосатых хищникам придется ходить к своим сородичам через границу под звуки бензопил или вовсе сидеть в кустах и не высовываться. А то ведь не за границу пустят, а, скорее, в расход...

Аппетит приходит во время резьбы

Примечательно, что прежде чем в Китай прорвались наши тигры, в Приморье пришли лесопромышленные компании из Поднебесной. Так, например, в марте прошлого года «Лес Экспорт» подписал соглашение о совместных инвестициях в совместное предприятие с «Дуньхуанской компанией лесного хозяйства Цзинь Хай». Доля вклада китайцев составляет 58 процентов, а с российской стороны – 42 процента. Этот инвестиционный проект предусматривает выпуск трехслойного паркета на заводе в Дальнереченске. Причем приказом Минпромэнерго он включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Похоже, именно это обстоятельство и послужило основанием для тех заявок, которые «Лес Экспорт» подал для получения в аренду довольно больших участков тайги. Это и понятно, необходимо сырье для переработки.
- У нас складывается впечатление, что аппетиты компании постоянно растут, - отметил руководитель лесной программы Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Денис Смирнов. - Если первоначально в документах необходимый объем древесины для обеспечения производства паркета составлял 80-90 тысяч кубометров древесины в год, то сейчас «Лес Экспорт» хочет заполучить в аренду участки с ежегодным объемом заготовки в несколько сотен тысяч кубометров.
Казалось бы, ну что плохого в том, что в приморской глубинке развивается производство, увеличиваются объемы глубокой переработки леса, в крае появляются новые рабочие места, выплачиваются отчисления в бюджет разных уровней?.. Даже экологи обеими руками за глубокую переработку леса. Но какой ценой достанется заводу в Дальнереченске это пресловутое сырье? Нарушением среды обитания тигров? Или, может быть, разрушением традиционного уклада коренных народов?

Предательство или просто бизнес?

Хотя, надо быть справедливыми, компанию «Лес Экспорт» вряд ли можно назвать акулой капитализма, хищнически добывающей природные ресурсы. Она до последнего времени позиционировала себя как «экологически чистое» предприятие. В свое время компания даже приняла экологическую политику. Этим «Лес Экспорт» добровольно взял на себя обязательства по ведению экологически ответственного и устойчивого лесопользования. Как уверяет руководство компании, в соответствии с экологической политикой компания отказывается от использования нелегально заготовленной древесины или древесины неизвестного происхождения, а также от древесины, заготовленной в особо охраняемых природных территориях.
- У нас нет сплошных рубок, как, например, на территории других стран, - говорит член совета директоров ЗАО «Лес Экспорт» Денис Кондратюк. – Мы ведем только выборочные рубки леса. Это самый гуманный способ заготовки древесины. Таким образом, сохраняется молодняк, вырубается только спелая древесина. Сроки окупаемости наших бизнес-проектов не менее 7 лет. А в аренду мы берем леса на полвека. Соответственно, мы заинтересованы в том, чтобы лес рубился грамотно и ни коем случае не варварскими методами. На лесоохрану (защита от пожаров, уничтожение шелкопряда и борьба с браконьерством) и восстановление лесов мы потратили 2010 год 15 миллионов рублей. А в прошлом году мы посадили 300 гектаров молодняка.
Кроме того, компания обязалась привести свою деятельность в соответствие с международными стандартами по системе Лесного попечительского совета (FSC). С 2006 года «Лес Экспорт» - член Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников России (FTN России). А в апреле 2007 года компания прошла предварительный аудит устойчивости лесоуправления по системе FSC и сейчас активно модернизирует свою систему лесопользования для соответствия международным стандартам.
- Мы действуем строго согласно проекта лесоустройства. Более того, мы даже в 2009 году в рамках инвестиционного проекта взяли участок и совместно с WWF провели там лесоустройство, - говорит генеральный директор ЗАО «Лес Экспорт» Георгий Пузынкин.
Действительно, Всемирный фонд дикой природы еще совсем недавно очень плотно сотрудничал с этой лесодобывающей и деревообрабатывающей компанией. И вот такое!..
- Мы расцениваем это как предательство, - заявил директор Амурского филиала WWF России Юрий Дарман. - Иначе трудно назвать данные действия компании, которая позиционировала себя как экологически ответственная и в рамках договора с WWF в 2008 году взяла на себя обязательство не использовать древесину из защитных лесов и особо охраняемых природных территорий. Во-первых, это предательство нашего сотрудничества, в рамках которого мы работали по подготовке компании к сертификации лесоуправления по стандартам Лесного попечительского совета. Во-вторых, это предательство коренных жителей Бикина – удэгейцев и нанайцев, чья жизнь полностью зависит от традиционного использования богатств уссурийской тайги. В-третьих, это предательство природы Дальнего Востока: ведь на бассейн Бикина приходится 10 процентов от площади местообитания всех амурских тигров.

P.S.

Чтобы решить возникшую проблему Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы России, Ассоциация коренных малочисленных народов Приморского края и компания «Лес Экспорт» договорились о проведении круглого стола, куда собираются пригласить представителей краевых властей и общественности.

Александр Алексеев, заместитель главного редактора РИА «Восток-Медиа»
Фото Евгения Лепешкина

"