Posted 18 августа 2009,, 04:38

Published 18 августа 2009,, 04:38

Modified 17 сентября 2022,, 13:54

Updated 17 сентября 2022,, 13:54

Можно ли побороть «зеленого змия»?

18 августа 2009, 04:38
Лев Звенигородский – директор филиала «Восток-Медиа» в Хабаровске

ХАБАРОВСК. 18 августа. ВОСТОК-МЕДИА - Судя по всему, Россия сегодня на пороге новой антиалкогольной кампании. Начавшись несколько месяцев назад градом статей в различных средствах массовой информации и продолжившись социальной рекламой, из которой следует, что все жители нашей страны – от младенцев до глубоких стариков - выпивают почти 18 литров чистого алкоголя в год, она получила новый импульс на совещании, которое недавно провел Президент Дмитрий Медведев. По его словам предел, когда общество начинает деградировать, обозначен 8 литрами спирта в год на человека. Так что мы его превышаем более чем в два раза. Положение с алкоголизацией общества Президент обозначил как катастрофическое.

На днях, в автобусе услышал такое мнение по поводу слов Президента. Средних лет мужчина, на вид уже хорошо поддавший, громко разговаривая со своим попутчиком, возмущался: «Ну что, больше проблем в стране нет, что опять с пьянством бороться начали! На Кавказе каждый день взрывы, люди безвинные гибнут, предприятия стоят, аварии одна за одной на дорогах, пароходы в море теряются… А мы опять с пьянством боремся! Лучше бы наши правители настоящими проблемами занялись!».

А мне подумалось: значительный процент этих несчастий не случился бы, если бы мы – мы сами – не садились бы за руль автомобиля, за штурвал самолета, на свое рабочее место «не заложив за воротник».

Спорить тут не о чем: пьют у нас безмерно, неуемно, постоянно, по случаю и без случая, в компании и поодиночке. И чего только не пьют! Пьют водку, коньяки или то, что производители называют коньяками, пьют вино сухое, полусухое и полусладкое, но в основном крепленное, пьют пиво – как правило, также крепкое. Пьют различные присадки, технические смеси, парфюмерию… Сам однажды был свидетелем, как в магазине среднего пошиба двое забулдыг выбирали одеколон для возлияния. Остановились на каком-то дешевом, но иностранном, попросив продавщицу дать им «вот этого «коньячного». Та, не удивившись и не спрашивая ни о чем, подала им то, что просили…

Пьют все, независимо от возраста, профессии, положения в обществе. Пьют мужчины и женщины, пьют подростки, школьники и школьницы, пьют рабочие и работники сельского хозяйства, пьют чиновники и милиционеры, пьют художники, писатели, артисты… Пьют безработные и БОМЖи, вызывая у окружающих безмолвный вопрос – откуда у них-то деньги на водку? В общем, пьют все. Или почти все.

Пьют у нас утром – чтобы после вчерашнего «здоровье поправить». Идя на работу, встречаешь вполне прилично одетых людей с бутылкой початого пива в руках. Пьют днем – ну как не выпить под обед! А вечером, с устатку, сам Бог велел выпить.

Пьют у нас везде – дома, в ресторанах и кафе, в уличных палатках, просто на улице. Да и что греха таить, и на работе праздники и даты без всеобщих возлияний не обходятся.

В последнее время все чаще пьют пиво. Встретить девчушку лет четырнадцати-шестнадцати с бутылкой крепкого пива в руках можно, гуляя по городу буквально на каждом шагу. Вроде бы по нашим меркам – некрепкий напиток! Но пивной алкоголизм, сваливающий с ног и вполне мощных мужиков – не столь большая редкость. Оказывается и к «слабоалкогольным напиткам» организм привыкает также, как и к крепким. И вот уже доносятся голоса о том, что надо пиво, которое во многих странах считается алкогольным напитком, а у нас почему-то нет, приравнять к таковым. И депутаты, вдохновляемые обеспокоенностью Президента, уже готовы принять соответствующую поправку в Закон.

В России всегда пили много и всегда с пьянством боролись. История нашей страны во многом связана с этой самой борьбой с «зеленым змием». Только побед на этом поприще, увы, практически нет совсем. Президент так и сказал: «Все принимаемые меры результата не дают». Почему?

В первую очередь, наверное, потому, что эта борьба, как и многое другое, у нас принимает уродливые формы кампанейщины. Вот сегодня объявили борьбу с пьянством – и пошло-поехало. Чиновники начинают бить себя в грудь и клянутся, что больше – ни-ни – в рот не возьмут! И тому подтверждение то самое совещание, которое проводил на днях Президент. Тут же нашлись руководители регионов, которые заявили, что начнут с себя. Надолго ли их решимости хватит?!

Оставим историкам проблемы борьбы с зеленным змеем в далеком прошлом. На своем веку насмотрелся этой самой борьбы.

Мне в свое время пришлось видеть, как «боролись» с пьянством в советское время. Тогда была традиция на различных семинарах партийных ли, советских ли, комсомольских ли работников, или отраслевых мероприятиях на ужин подавать водку. Эти застолья громким словом «прием» не называли. Это теперь, по западному образцу, стали модными приемы, а тогда были дружеские ужины, на которых первым обязательный тост был во славу, почившей в бозе КПСС. Потом пришло время с пьянством побороться. И после одного из семинаров секретарей парткомов совхозов и колхозов такой ужин проходил «на сухую». До сих пор помню кислые лица участников семинара. Да и первый секретарь, отличавшийся обычно умением и выпить, и поговорить, просто встал и, попрощавшись, уехал. Но деревня – есть деревня. Водки в магазинах по случаю борьбы с ней не было, но самогонка нашлась. Потихоньку под столом разливали, и скоро все было, как обычно.

Ну и совсем живы у многих в памяти попытки побороть «зеленого змия» во времена правления Михаила Горбачева, прозванного за то «минеральным» секретарем. Старинные виноградники вырубили, хорошего вина было просто не достать, так, как спиртное перестали из-за границы завозить, даже привычное болгарское сухое вино вдруг сделалось дефицитом, создали спецмагазины по торговле спиртным, талоны выдавали, но чтобы отоварить их, приходилось в толпе брать штурмом эти самые магазины.

Но пить меньше не стали. Выкручивался, кто как мог – статистика того времени свидетельствует, сколько народу полегло от всякого рода суррогатов. Отец одного из моих друзей, светлая ему память, прямо на кухне своей хрущевки из сахара гнал прекрасный самогон, очищенный молоком и активированным углем, а затем подкрашивал кофе. Напиток был почище того, что продавали в магазинах. Мы его называли КВНом – коньяком, выгнанным ночью. За самогоноварение был предусмотрен срок, так что ухо надо было держать востро.

А чего стоили «безалкогольные» свадьбы – показательные и обычные, с самоварами, наполненными спиртным! Или юбилеи, когда на столе стояли бутылки с безалкогольными напитками, а под столом - с водкой. На поминки можно было приобрести ящик, а то и два тогдашней водки. Брали больше, чтобы и на 9 дней, на 40 хватило. Брали те, кто пьют, и те, кто не пил вообще – пусть стоит, мало ли что! А вдруг еще хуже будет?! Да и со слесарем надо как-то рассчитаться. А у того лишь одна «валюта» в ходу - бутылка.

Сейчас говорят, что бороться с пьянством надо, но нельзя допускать перегибов. Оно, может быть, и так, только без перегибов мы просто не умеем. Недаром в нашем народе существует поговорка: «заставь дурака Богу молиться…»

Расшибаем лбы, а потом почесываемся, - да что это с нами было, мы ли это?! Увы, мы – те самые, которые ничему не учатся. Уверен, что и нынешняя борьба с алкоголизмом даст повод потом удивляться – как же мы могли!

Сколько раз говорилось, и теперь, наверное, каждый школьник знает, что запретительными мерами никакой проблемы решить нельзя – такова человеческая психология. И кампанией, как показывает опыт, тоже проблемы не решишь. Нужна многолетняя, постоянная, каждодневная работа по воспитанию того, что мы много лет называем здоровым образом жизни. Кстати, этот самый здоровый образ жизни вовсе не предусматривает полный отказ от спиртного. И тут возникает другая проблема – как привить человеку культуру пития. Но культура пития спиртного – это лишь часть общей культуры личности, которая прививается не путем кампании по запрету, а ежедневным воспитанием. Англичане говорят, чтобы вырастить хороший газон, нужно его выращивать 200 лет. А для того, чтобы поменять общественное отношение к спиртному, наверное, и того больше потребуется времени.

Иногда врачи советуют: чтобы снять стресс, надо выпивать по 50 граммов хорошего коньяка или полстакана красного вина. Но кто ж у нас на 50 граммах остановится! А понять особый вкус напитка, его букет, его солнечную энергию можно и с 25 граммов. Но то настоящий коньяк, а не то, что у нас именуется красивым словом, но никак не соответствует названию.

Сегодня, когда границы открыты, многие из нас посмотрели, как относятся к питию в разных странах. Нет там у людей потребности по каждому поводу поднимать бокал. Японцу раз в неделю бокал пива или рюмку саке, которая куда как слабее нашей водки, и то много. Американцы предпочитают крепким напиткам холодный чай или, иногда, по поводу, бокал хорошего вина – один на весь вечер. Не замечал, чтобы израильтяне, к примеру, пили так, как в России, хотя, как пел Высоцкий, «у них на четверть наш народ». Действительно ведь – наши соотечественники, попадая на постоянное место жительство в разные страны, теряют потребность пить много и покрепче. Ну, во-первых, там так не принято. А во-вторых, как они сами объясняют – «и не хочется!». Только принимая нас, они, зная, что «россияне без водки не живут», запасаются большими бутылками «Столичной» и «Московской», о существовании которых у нас в России давно уже забыли.

Судя по опыту других стран, надо бороться не с водкой, как таковой, а с сознанием, что веселья и хорошего застолья без нее не будет. Ну и, конечно, учесть тот плачевный опыт борьбы с «зеленым змием», которого у нас более чем достаточно. Иначе историю этой самой борьбы мы продолжим и в ХХI веке.

"