Posted 19 октября 2020, 02:57
Published 19 октября 2020, 02:57
Modified 1 сентября 2022, 04:01
Updated 1 сентября 2022, 04:01
И вообще ничем не стал, разве что поставщиком криминальных новостей: драки с перестрелкой, война группировок за контроль над выловом трепанга, плантации конопли и контрабанда. Даже из Владивостока хорошо видно, что район застрял в 90-х годах прошлого века.
И не удивительно, что люди отсюда уезжают.
Им негде работать, они не видят перспектив для детей. Более того, такое впечатление, что число рабочих мест сокращается. Пара лесопилок закрылось, таможня из Краскино уехала в Уссурийск, из сельхозпредприятий, пожалуй, только южнокорейский «Юбиком» работает стабильно, но и там средняя зарплата невысокая. Железная дорога, порты в Посьете, Зарубино, Славянке, судоремонтный завод — вот и все остатки советской промышленности.
И вот тут возникает важнейший вопрос: каким быть Хасанскому району? В каком направлении развиваться?
Ясно, что ставка на малый бизнес в развитии сети баз отдыха не принесла экономического оживления. В нашем муссонном климате купальный сезон составляет два месяца. В районе на начало года было зарегистрировано 302 объекта, готовых для приема отдыхающих. В среднем, на базе отдыха работает пять-шесть человек. Но это сезонная работа для подавляющего большинства из них. Весь год зарплату (тысяч 20 рублей) получает только сторож. Круглогодичный дом отдыха с подогреваемой морской водой, как показал пример «Теплого моря», требует огромных инвестиций.
Наше относительно прохладное лето могло бы привлечь не столько соотечественников, которые за те же деньги рвутся отогреться на южные моря, сколько людей, которым хочется отдохнуть от жары.
Это парадоксально звучит, но, например, многие жители Пекина мечтают на лето уехать в места, где прохладно.
Поедут ли они к нам?
Да, они о нас даже не знают. Хотя наше морское побережье с прозрачной чистой водой, прогулки по заповедной тайге в нацпарке «Земля леопарда», морские экскурсии — всё это могло бы привлечь огромные туристические потоки.
Все разговоры об иностранных крупных инвестициях (китайских или южнокорейских) в зоны отдыха района остаются разговорами, потому что внутренних туристов у нас мало. А прогнозировать потоки иностранцев невозможно, так как погранпереходы пропускают в день всего пару десятков туристических автобусов.
А вот, если бы наши пункты пропуска границы в Краскино (да и в Хасане тоже не помешали бы такие ворота) были бы готовы к круглосуточному потоку людей и грузов. Но даже запланированная реконструкция погранперехода в Краскино к 2022 году увеличит пропуск автобусов всего в два раза, до 50. По проекту тут за сутки смогут пройти 3250 человек. Но это ведь в два направления….
А просто представьте, если бы этот погранпереход пропускал не только автобусы, но и легковые авто. Хотя и это планируется — 50 машин в сутки.
Почему так мало? Да потому что никто не лоббировал перед краем и госструктурами, что нужно больше. Потому что руководство района не смотрит вперед на десять-пятнадцать лет. И тут неизбежно возникает вопрос о главе района.
Не для кого не секрет, что нынешний глава администрации Иван Степанов — фигура компромиссная и временная. Но у него было время себя проявить, чтобы повести район за собой. Но куда?
Степанов много лет возглавлял Хасанское поселение. Добился ли он там успехов? Смог ли обеспечить жителей поселка хотя бы чистой водой? Нет. Потому что нужно уметь разговаривать с теми, от кого реализация нового водовода зависит.
А налаживание коммуникаций, умение презентовать идею и найти тех, кого это заинтересует — не самые сильные стороны главы. Такое впечатление, что он просто «досиживает свой срок» на этом посту и думает только об одном: лишь бы хуже не стало. А с такой стратегией район развиваться не может. Дошло до абсурда: потенциальные инвесторы избегают общения с главой района.
Еще два года назад тогдашний первый вице-губернатор Александр Костенко провел совещание в Славянке по вопросам реализации инвестиционных проектов, заявленных на территории Хасанского района. По его словам:
— Хасанский район не развивается, стоит на месте. Его развитие возможно только в том случае, если на территорию придет крупный бизнес, готовый вкладываться в развитие инфраструктуры, создавать новые рабочие места.
И что? А ничего, инвесторы по-прежнему говорят, как тяжело работать с администрацией по самым разным вопросам, в том числе по оформлению документов.
Беда в том, что если Степанов вдруг уйдет, то кем его заменить? Возникает даже крамольная мысль: присоединить Хасанский район к Большому Владивостоку? Явно, что для развития решительно и быстрого, нужен иной масштаб мышления и новый проект-менеджер.