Posted 19 декабря 2011,, 06:48

Published 19 декабря 2011,, 06:48

Modified 17 сентября 2022,, 12:20

Updated 17 сентября 2022,, 12:20

Войну и мир разделила 38-я параллель

19 декабря 2011, 06:48
Поездка приморского журналиста в демилитаризованную зону Кореи

ВЛАДИВОСТОК. 16 декабря. ВОСТОК-МЕДИА — Корреспондент РИА «Восток-Медиа» ехал на автобусе от Сеула на север. Дорога пролегала вдоль реки Ханган. Навстречу автобусу в южном направлении над речкой одна за другой летели стаи диких уток. Только вольные птицы и могут сейчас свободно пересекать известную во всём мире параллель-38.
Граница между Республикой Корея и КНДР проходит по 38-й параллели. Но это лишь номинально. Поскольку собственно граница протянулась наискосок весьма извилистой линией с юго-запада на северо-восток между Жёлтым и Восточным (Японским) морями. На Корейском полуострове этот участок называется демилитаризованной зоной. Свободной от регулярных войсковых соединений с тяжёлым вооружением. Ширина зоны – 4 км.
Я ехал в пункт пропуска Пханмунчжом, предварительно оформив заявку, как иностранный журналист. От центра столицы РК до военной базы всего-то 40 минут езды. Сюда с обеих сторон приезжают на экскурсии корейцы двух стран и иностранцы. Именно здесь проходят редкие заседания участников переговорного процесса из Сеула и Пхеньяна.
Гладкая трасса от трёх до пяти полос в каждом направлении (чтобы можно было оперативно перебросить войска в район возможных боевых действий?), мирно покачивающийся на редких поворотах автобус плавно скользил по пригороду столицы. В том месте, где между сопками новые микрорайоны с высотками в небо, как-то резко оборвались, что-то привлекло моё внимание за окном комфортабельной машины. Не то чтобы поток автомобилей внезапно и основательно снизился, а также убавилось количество гуляющих людей. Появилась колючая проволока на берегу между рекой и дорогой! И вышки военных наблюдателей, на которых вооружённые люди пристально смотрят на русло. Понятно, ведь эта река частично является пограничной между РК и КНДР. Чем дальше на север, тем больше было колючей проволоки и сторожевых вышек с автоматчиками. Местами встречались доты и скрытая маскировочными сетками боевая техника в виде танков и самоходных орудий.
Подъезжаем к военной базе Пханмунчжом. Проверка паспортов. Приехавших сверяют по предварительному списку. Затем всех проводят в здание музея. Здесь собраны фотографии и экспонаты о войне 1950-1953 годов и многочисленных последующих провокациях на границе. В конференц-зале обязательная для посетителей лекция с просмотром видеофильма о трагических событиях в новейшей истории Корейского полуострова. Лекцию читал на английском языке американский сержант из состава военной полиции. Каждую законченную мысль он сопровождал фразой «Вопросов нет!» (не в вопросительном, а именно в утвердительном смысле). Тем не менее, мне удалось заставить сержанта ответить на один вопрос: «Если начнётся война, сколько времени должна продержаться ваша военная база?» Американский военный уважительно поднял брови и, сделав исключение из правила, ответил: «Пять минут, сэр. Каждый из опорных пунктов к северу от Сеула должен продержаться до пяти минут. За это время должны быть развёрнуты регулярные части». С этой минуты сержант проникся ко мне, и мы с ним пару раз уходили в курилку (она расположена между церковью для воскресных проповедей и магазином с сувенирами), где обменивались сигаретами и мнениями о политической ситуации в мире, России, Америке и на Корейском полуострове.
После лекции только что приехавших посадили в автобус, принадлежащий самой военной базе. Ещё десять минут в пути до пункта пропуска. Фотографировать запрещено, ведь ехали мы по собственно демилитаризованной зоне. Хотя снимать было особо нечего. Вокруг были лес вперемежку с обработанными полями. Дело в том, что база располагается на землях южнокорейской деревни Тэсондон. Её жители (это порядка 120 семей) единственными в стране имеют право не платить налоги, но для этого нужно каждый год жить здесь не менее 240 суток. Они занимаются на территории зоны выращиванием зерновых, кукурузы и овощей с зеленью, а также мясным и молочным животноводством. В центре деревни стоит флагшток высотой в 100 метров с огромным полотнищем государственного флага РК.
На расстоянии до километра расположена северокорейская деревня («Пропаганды» - так её именуют американские военные). В её центре также установлен флагшток, но высотой уже 160 метров. Соответственно и флаг КНДР больше в размерах. Вокруг флагштока стоят 2 и 3-этажные домики с симпатичными синими крышами. Какого-либо движения по улицам соседнего села н той стороне границы я не заметил. Между двумя населёнными пунктами пролегают нейтральная полоса и ряды колючей проволоки с обеих сторон. Говорят, что подходы к нейтралке заминированы с обеих сторон. Но лично я никому не советую проверять – верьте на слово.
Собственно сам пункт пропуска особо не впечатляет. Несколько одноэтажных синего цвета бараков с множеством окон. Между ними имеются проходы в пару-тройку метров шириной.
За этими строениями на территории РК и КНДР высятся здания с красивой архитектурой. Именно через них проходят туристы или члены официальных делегаций двух государств.
У края проходов по углам синих зданий с каждой стороны дежурят военные обеих стран. С южнокорейской всегда выстроены солдаты в касках, плащах и высоких ботинках. На портупее кобура с пистолетом. Особенностью являются тёмные очки (чтобы северяне не видели глаз?). Ноги чуть расставлены, руки слегка согнуты в локтях, а пальцы сжаты в кулаки. Никакого движения за всё время несения дежурства. Лишь сержанты в такой же форме и в очках прохаживаются по асфальтированным дорожкам рокады.
На стороне КНДР вначале и пограничников не видно. Лишь приглядевшись можно заметить часовых с оружием. Движения также не сразу разглядеть. Но, как не всматривайся, ничего там интересного нет. Лишь скрытая угроза витает в воздухе.
Фотографировать можно только противоположную сторону. Это обязательно и на земле Корейской Народно-Демократической Республики (об этом мне рассказали коллеги-журналисты, побывавшие несколько лет назад на 38-й параллели с её северной стороны).
Несколько минут выделяется на фотографирование. Американский сержант подаёт команду. И все направляются в автобус. Ещё несколько минут движения и мы попадаем на видовую площадку, с которой открывает прекрасный вид на пограничную долину. Именно по этой низине и проходит 38-я параллель. Вот здесь можно снимать всё в округе. Но уже пора и самим сниматься и отправляться в обратный путь.
Дорога в Сеул заняла в два раза меньше времени.
Николай Кутенких,
фото автора.

Вот там - в низине и проходит граница


Северокорейская деревушка еле видна, зато флаг КНДР на флагштоке просматривается


Музей истории на военной базе



На этом участке могут ходить только военные



Редакция РИА «Восток-Медиа» благодарит государственную телекомпанию РК «Arirang» и генеральное консульство Республики Корея во Владивостоке за помощь в подготовке материала.

"