Posted 20 апреля 2009,, 02:46

Published 20 апреля 2009,, 02:46

Modified 17 сентября 2022,, 14:26

Updated 17 сентября 2022,, 14:26

Николай АШЛАПОВ, заместитель министра регионального развития РФ

20 апреля 2009, 02:46
Уже известно, кто будет строить основной объект саммиту – здание Дальневосточного университета на острове Русский

МОСКВА. 20 апреля. ВОСТОК-МЕДИА – Саммит АТЭС-2012, который должен пройти во Владивостоке, для многих чиновников является сегодня весьма актуальной темой. Сегодня вопросы саммита обсуждаются во многих кабинетах министерств и ведомств, расположенных в Москве. Комментарии и пояснения по ряду вопросов дал корреспонденту РИА «Восток-Медиа» заместитель Министра регионального развития Николай АШЛАПОВ, курирующий подготовку к саммиту.

- Николай Иванович, последнее время все чаще говорят об отказе строительства тех или иных объектов. Есть ли уже окончательно утвержденный перечень объектов?

- Окончательного перечня еще нет. Есть перечень, который составлен по целому ряду решений на уровне правительства. Но в то же время Федеральной целевой программы в измененном варианте еще не вышло. Ситуация на сегодня такова, что де-факто имеем, а де-юро нет. И утверждать сейчас, допустим, что театра оперы и балета не будет, не предоставляется возможным. На последнем этапе премьер может сказать, что в рамках подготовки к саммиту во Владивостоке театру быть. Поэтому сказать, что перечень такой-то и такой-то, я еще конкретно не могу. Не могу, потому что еще нет постановления правительства. ФЦП в измененном варианте ожидаем в июне. Тем не менее, мы движемся, программа работает.

- Закон об АТЭС - какова судьба этого документа на сегодняшний день?

- Закон нам необходим, т.к. он существенно поможет сократить сроки получения площадок под строительство, сроки прохождения экспертиз, упростит проблемы, связанные с лесом, переселением людей. Сегодня еще по ряду земельных участков нет окончательно принятого решения. На 22 апреля законопроект назначен к слушанию в третьем чтении. Затем документ направим в Совет Федерации, на подпись к Президенту. Надеюсь, что никаких ЧП не случится, все пройдет хорошо, будем и дальше активно работать. Сейчас многие процедуры настолько усложнены, что если им следовать, можно ничего не успеть. А сроки подготовки к саммиту очень сжаты.

- Николай Иванович, уже неоднократно говорилось, что передача земель от разных ведомств под объекты строительства была замедлена именно по причине сложных процедур и развитой бюрократической машины. Как сейчас обстоят дела на «этом фронте» - все ли земли переданы и переоформлены?

- Нет, эта работа еще до конца не завершена. Часть земель, от которых военные уже отказались в пользу объектов саммита АТЭС-2012, еще не передало Росимущество, Росимущество затягивает с процессом передачи по ряду причин – в некоторых случаях по ряду объектов оно сомневается в своих полномочиях. Хотя мы в них абсолютно не сомневаемся. Но пока эта ситуация не сильно тормозит строительство объектов. Тем не менее, по закону это неправильно. Мы не можем проектировать и строить на тех землях, которые нам не принадлежат. Поэтому мы, естественно, вынуждены идти с учетом сроков - через 2 года и 4 месяца должны все объекты, кроме моста, сдать. С учетом такого короткого срока, который нам остался на выполнение работ, мы не можем себе позволить реагировать на чью-то нерадивость, либо на какие-то неправильные инструкции и нормативные акты. Но есть процедура – сначала должны отказаться, потом должны их изъять, потом передать, потом оформить кадастровый учет, потом зарегистрировать – процедура сама муторная. А еще когда само Росимущество тени своей боится, дескать, не там подпишут, а потом будут спрашивать, отсюда и замедляется процесс. Поэтому мы вынуждены двигаться, иногда даже нарушая эти нормативные акты.

- Какой земельный участок на сегодня самый проблемный?

- Самая острая проблема - на полуострове Назимова. Сложившаяся там ситуация может помешать строительству моста. Точнее, отселение людей, которое все еще под вопросом, может реально стать тормозом и серьезной проблемой – когда людей просто не смогут отселить.

- А что с жителями острова Русский? Будет отдельный дом для островитян или нет?
- Здесь картина более оптимистична. Дом на Русском мы планируем строить, причем эти мероприятия мы закладываем в ФЦП. Но надо отдавать отчет, что дом по мановению волшебной палочки не появится, даже когда ФЦП будет окончательно утверждена. На строительство этого дома потребуется какое-то время. И людям, пожелавшим остаться жить на острове, придется потерпеть пару лет – эти годы они будут жить на стройке.

- Еще один объект, ставший притчей во языцех, – дорога с Де Фриза. Быть ей все-таки или не быть?

- Если по большинству объектов все ясно, то по этой дороге - масса вопросов и по-прежнему очень много неясностей. Ясно только одно - денег на всю дорогу нам точно не хватает. Поэтому замечу, что дорога будет, но будет не так, как планировалось ранее – несколько полос, с Де Фриза, а будет в каком-то усеченном варианте, чтобы обеспечить запасной вариант выезда из города. Это единственный объект, по которому конфигурация до сих пор не понятна. На уровне технического совета уже было несколько решений. В результате тем или иным органом они блокировались, возвращались снова, опять обсуждались. Поэтому в каком-то варианте она будет. Здесь заложено соединение дороги от моста через Золотой Рог на остров Русский, длина этого участка – 2,5 км. Без него никак не обойтись, поэтому его однозначно будем делать. По остальным участкам - пока сумятица, вариантов - масса, пытаемся найти именно тот вариант, который попадет в деньги. Если на эту дорогу - 21 млрд., а по смете имеем 26 млрд. рублей, то мы ее просто не построим. Потратить деньги сверх меры нам никто не позволит. И то будем иметь только полдороги. Верхней части от Де Фриза до Седанки не будет точно. Этот вариант даже не рассматривается. А вот от Седанки на остров Русский – этот участок в каком-то варианте будет.

- Значит если верхней части дороги от Де Фриза до Седанки не будет, то не будет и сносов?

- Да, не будет. Сносить ничего не будем, расселять людей тоже не будем. Те приморцы, которые имели в этом районе в собственности жилые дома или дачные участки, могут быть спокойными – никаких радикальных изменений не предвидится.

- Как решились вопросы по энергообеспечению объектов саммита АТЭС-2012?

- По энергетике вопросов тоже очень много. В данном случае, опять же из финансовых соображений, речь уже не идет о том перечне объектов, которые энергетики запрашивали у Председателя правительства РФ 1 сентября 2008 года. Ими был предложен список объектов на 48 млрд. 800 млн. рублей. Шел разговор о выделении этой суммы. В принципе тогда ни у кого не было сомнений, что перечень объектов большой. Но эти деньги выделялись на объекты энергетики, которые не попали изначально в ФЦП. Все объекты энергетики всплыли-то летом прошлого года. А все потому, что РАО ЕЭС-Восток вступило в свои права лишь только с 1 июля прошлого года. Ранее заявиться РАО ЕЭС не могло, т.к. на тот момент оно исчезало, и никому до этого не было никакого дела.
Но вмешался кризис. Мы начали оперативно заниматься объектами энергетики. Я с ужасом летом обнаружил, что, оказывается, ни один объект саммита не сможем подключить. У нас ни к одному объекту саммита нет сетей, подстанции, а самое главное - нет генераций. В результате пришлось все это проанализировать – многократно пересматривать перечень объектов, предлагаемых энергетиками. С тех 48, 8 млрд. рублей мы смогли найти на подключение объектов саммита только 7 млрд. 624 млн. Это те минимальные деньги, которые заложены на объект энергетики. Закладываем их в ФЦП, вариант получается, конечно усеченный, но будем делать, так как объекты должны быть не только выстроены, но и подключены.
Что касается всего края, а ведь те объекты, которые предлагали энергетики, должны были нормализовать ситуацию с электричеством, то здесь, безусловно, большая нехватка мощностей генерации. РАО ЕЭС -Восток, Минэнерго и мы (прим: Минрегионразвития) - все вместе пытаемся находить инвестора для Уссурийской ТЭЦ. Конечно, без Уссурийской ТЭЦ Приморью жить будет трудно и проблематично. При пиковых нагрузках каждый год с завидной регулярностью происходят какие-то отключения. И с течением времени эти отключения будут только увеличиваться. Тем более, что Приморский край - один из немногих регионов, где электрическая нагрузка растет. Т.е растет потребление энергоресурсов. И это прежде всего - из-за вашего перекошенного тарифа. Когда тариф на тепло высокий и никто не хочет топить частные дома с помощью отопления, а все подключаются на низкий тариф энергетиков, подключаются многочисленные приборы. Отсюда и скачки напряжения, и нехватка электроэнергии, и отключения и т.д.

- А как обстоят дела с экспертизой проекта университета и определен ли уже генподрядчик на этот объект?

- Проект в экспертизу уже сдали в Главгосэкспертизу. Теперь ждем. После экспертизы можно получать разрешение на подготовительные строительные работы. Что касается генподрядчика, то протоколом первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова определен ЗАО «Крокус». Нам уже дано поручение - готовить указ президента о назначении ЗАО «Крокус» генподрядчиком на строительство объекта саммита АТЭС-2012 «Дальневосточный университет». Так что «Крокус» скоро приступит к своей работе - появится во Владивостоке, будет выстраивать отношения с субподрядными организациями.

- Сегодня у многих компаний принято страховать объекты в ходе строительства. Как обстоит дело с объектами саммита, застрахованы?

- У нас все контракты застрахованы, все до одного. Выпущено специальное постановление по саммиту АТЭС-2012, где обязали страховать в случае невыполнения контракта. В случае невыполнения контракта будут начислены приличные неустойки. Ответственность падает на генподрядчика, именно он страхует свою работу по тому или иному объекту. Определены страховые компании, к ним предъявлялись свои требования. Эти компании должны быть крупными, зарекомендовавшими себя на страховом рынке, должны иметь финансовую стабильность и «чистую биографию» и т.д. Считаю, что такие требования вполне обоснованы – ведь стоимость объектов очень и очень значительна, исчисляется сотнями миллионов. Контракты очень большие, в связи с этим и страховые компании должны быть такого уровня, чтобы потом обеспечить эту ответственность. И таких компаний задействовано около десятка.

- На одном из последних совещаний в Дальневосточной дирекции Росстроя активно обсуждался вопрос о кадрах, трудоустройстве людей на объекты саммита. Пальма первенства была отдана российским специалистам. Тем не менее, нет–нет, да и появятся сообщения или выступления о привлечении на объекты саммита иностранных рабочих. Можете пояснить данную ситуацию?

- Наша позиция в данном вопросе такова: все, что мы можем построить при прочих равных условиях нашими силами, силами граждан Российской Федерации, мы это будем делать, и мы это делаем. Давайте обратимся к статистике конца марта: на объектах было задействовано 3 229 человек, в том числе 176 иностранных граждан – вьетнамцев, работающих на мостовом переходе через Золотой Рог, кстати, на объекте администрации Приморского края. Еще трудится 8 граждан из СНГ: пятеро на том же объекте и трое на мостовом переходе на остров Русский. Из этих 3229 человек – 1893 – жители Приморья. В принципе сегодня статистика хорошая. Думаю, чтобы дай Бог она таковой и сохранялась. Но если вдруг потребуются рабочие руки, например, не будем, успевать, людей не будет хватать, то, безусловно, будем привлекать оттуда, откуда сочтем нужным. В этом смысле никакие спекуляции здесь не нужны. Опять же вопрос – почему на объект, где заказчиком выступает администрация Приморского края, взяли не своих людей, приморцев, а жителей Вьетнама. Была наша установка: на всех федеральных объектах работают приморцы, а вот на объектах администрации края почему-то работают вьетнамцы.
Если же говорить о строительстве объектов в целом, то Приморский край, и я уверен в этом, не сможет предложить и половины строителей, которые смогли бы работать на объектах саммита. Но поверьте мне, никакой генподрядчик или субподрядчик не захочет тащить из-за границы людей. Вы даже не представляете, что это такое, оформить иностранцу разрешение на въезд и на работу. Это круги ада, несмотря даже на административную поддержку. Кому захочется с этим связываться, когда рядом есть люди – с женой, устроенным бытом, без языкового барьера. Но если эти люди скажут, хочу 100 тысяч рублей в месяц, а вьетнамец согласится на 15 тысяч с едой и проживанием, то я конечно скажу – бери вьетнамца, т.к. есть бюджет, есть ограничения. Но я по-прежнему считаю, что разговоры о привлечении иностранцев - не более чем спекуляция. Есть люди, которым просто хочется поговорить. Пусть они лучше делом занимаются.

- Отразился ли на процессе строительства спад производства строительных материалов?

- В 2008 г. темпы ввода в строй жилья в нашей стране снизились почти в 4,5 раза по сравнению с 2007 г. Начавшийся спад в области строительства напрямую отразился на отрасли производства строительных материалов. Снизились потребности. Но параллельно снизилась и цена, и мы этим пользуемся. На этот год мы сократили финансирование именно потому, что снизилась цена на строительные материалы. Договориться с предприятиями о фиксированной цене на те или иные стройматериалы для федеральных объектов на весь период строительства – не реально. Подписаны договоры о постоянной стоимости только на этот год, и то - по цементу и металлу. Это основные позиции. Но поверьте, даже на год было тяжело договориться. Вы знаете, какая будет инфляция через полгода? Не знаете, и я не знаю. Да и никто не знает. Я думаю, что ни один экономист не сможет ответить точно и конкретно на этот вопрос. Мы с трудом договорились о фиксированной цене до конца 2009 года. Но цены, считаю, очень достойные. Они значительно отличаются от прошлого года. Допустим, цемент М 400 отпускается по 2111 рублей. Раньше в Москве он доходил до 9 тыс. рублей.

- Николай Иванович, приморцы по-прежнему разделены на два лагеря – быть саммиту во Владивостоке или не быть, успеете ли со строительством объектов и сдачей в эксплуатацию или нет?

- Мы настроены позитивно: и с объектами успеем, и саммит будет. Народу ведь сегодня что надо? – Хлеба и зрелищ! Хлеб есть, а зрелища – своими спорами и разговорами они себе их и обеспечивают.


"