Posted 19 июня 2011,, 22:47

Published 19 июня 2011,, 22:47

Modified 17 сентября 2022,, 13:02

Updated 17 сентября 2022,, 13:02

Комсомольские авиастроители – в начале Великой Отечественной войны (фоторепортаж)

19 июня 2011, 22:47
22 июня – День памяти и скорби

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ. 20 июня. ВОСТОК-МЕДИА - Архивные материалы и фотографии рассказывают о том, как встретили известие о начале Великой Отечественной войны комсомольские авиастроители, как переходило предприятие на военные рельсы. События первых дней и месяцев войны запечатлены на стендах нового зала Экспоцентра ОАО «КнААПО», открывшегося весной прошлого года, в канун Дня Победы, говорится в фоторепортаже заводского пресс-центра, передает РИА «Восток-Медиа».
«Давайте, вместе с экскурсоводом Экспоцентра Татьяной Башкиной, пройдем по этому залу, вспомним тех, кто жил и работал в то страшное время на нашем заводе. Тех, кто, забывая о себе, строил самолеты. Тех, кто, сутками не отходя от станков, приближал самый главный день – День Победы.
23 июня 1941 года на общезаводском митинге авиастроители объявили себя мобилизованными и приняли обязательство – не покидать рабочих мест, не выполнив повышенных сменных заданий и обеспечить сдачу самолетов фронту в требуемых количествах с первых дней войны.
К началу войны завод № 126 работал уже пять лет. На заводе тогда, как сказано в отчете директора за 1941 год, трудились 8 220 человек. Большую часть составляли рабочие – 5728 человек, инженерно-технический персонал завода насчитывал 1368 человек. Еще тысяча с небольшим – это служащие, младший обслуживающий персонал и военизированная охрана.
Руководил заводом Дмитрий Александрович Тимофеев. Это был человек сложной и интересной судьбы. Коренной москвич, из семьи рабочих, он начал свою трудовую деятельность в 14 лет учеником слесаря на одной из фабрик Москвы. Без отрыва от производства окончил сначала Московский вечерний рабочий техникум, а потом и Московский вечерний рабочий институт. Работал на авиационном заводе № 22 в Москве – пройдя путь от мастера в цехе окончательной сборки до начальника летно-испытательной станции завода. В 1937 году принимал участие в подготовке и экспедиции Папанина на Северный полюс, за что впоследствии был награжден орденом Красной Звезды. Затем в течение 8 месяцев участвовал в розыске самолета Героя Советского Союза Леваневского. В 1938 году Тимофеев был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. С 1940 года он возглавлял работу завода № 126 в Комсомольске-на-Амуре.
Основным изделием предприятия в то время были самолеты ДБ-3 – дальний бомбардировщик конструкции Ильюшина и ряд его модификаций, предназначенных для выполнения боевых задач в различных условиях. ДБ-3Ф – новая машина, выпуск которой был начал в 1940 году, с более мощными двигателями, усиленным вооружением, улучшенной бронезащитой, измененной носовой частью фюзеляжа (удлиненная, остроносая, с большой площадью остекления) в серийном производстве получила обозначение Ил-4.
С началом войны план по производству самолетов был увеличен в 2,6 раза. Завод перешел на режим военного времени: двухсменная работа, 12-часовой рабочий день, без выходных. Работа всего предприятия была перестроена на военный лад. Решающим фактором успешной сдачи самолетов по суточному графику стало внедрение поточно-стендового метода сборки самолета в агрегатно-сборочных цехах и в цехе окончательной сборки. В короткие сроки была налажена сборка боевых машин на конвейерной линии с пульсирующим движением. Это стало основным организующим началом ритмичной работы всего завода. Были созданы поточные линии внестапельной сборки консолей крыла, мотоотсеков, фюзеляжа с перемещением на специальных тележках. Этот принцип организации сборочных работ, принятый в то тяжелое время, сохранился на многие десятилетия.
Принятые меры дали свои результаты. Если в первом полугодии 1941 года завод выпустил 82 самолета, то уже во втором – комсомольские авиастроители отдали фронту 303 боевые машины. С 1941 по 1945 годы наш завод выпустил 2 757 самолетов Ил-4 (почти половину от общего числа этих самолетов, построенных в те годы в стране). Темп выпуска был доведен до 2 – 3 самолетов в сутки.
С начала войны по всему заводу формируются «фронтовые бригады», возглавляемые главными специалистами завода. Их главная задача – оперативное решение различных технических проблем, ликвидация узких мест производства. В первую очередь – изготовление недостающего оборудования, комплектующих и полуфабрикатов, заводы-поставщики которых оказались на оккупированной территории. «Фронтовая бригада», которую возглавил главный механик завода Г. Люляев, в предельно сжатые сроки сумела организовать изготовление недостающего оборудования.
С первых дней войны широко разворачивается стахановское движение. Главным лозунгом тех дней стали слова: «Прошу считать себя мобилизованным как воина Красной Армии». Каждый работал столько, сколько требовалось для выполнения фронтового задания. В сборочных цехах люди не уходили домой неделями, в бытовках стояли кровати, топчаны. «Работали до изнеможения, напряженная ежедневная клепка выматывала все силы», - говорится в воспоминаниях Михаила Трифонова, сборщика-клепальщика, Героя Социалистического Труда. – «Нужно было провести в цехе неделю – проводили. Приляжешь отдохнуть на два-три часа, и снова за дело. Клепальный молоток представлялся автоматом, из которого стреляешь по врагу».
Все понимали, что каждый сделанный самолет – это вклад в будущую победу. Каждый, уходя домой, думал: «А все ли я сегодня сделал для разгрома врага?».
В годы войны на заводе выходила газета «Вперед». Из нее люди узнавали об очередном трудовом подвиге своих коллег. А это вдохновляло на новые, еще более высокие показатели в труде.
«Фронтовые бригады» боролись за первенство в общезаводском соревновании. Особенно известны в то время были «фронтовые бригады», возглавляемые Василием Сколковым, Степаном Конюховым, Виктором Калягиным, Ульяной Морозовой. Так, например, в бригаде Виктора Калягина было всего три человека, но они выполняли работу девяти квалифицированных рабочих.
На заводе появилось движение «двухсотников», «трехсотников» и даже «тысячников». Это означало, что нормы сдачи готовой продукции выполнялись на 200, 300, 1000 процентов. Лучший токарь завода Андрей Павлович Денисов работал на трех станках, выполняя 9 норм за смену. Первым «тысячником» на заводе стал 19-летний слесарь Станислав Тарабарко. Стахановцы за счет совершенствования технологии и дооснащения добивались выполнения нормы на 800-1000 %. На 1 марта 1943 года на заводе насчитывалось 2050 стахановцев.
Серьезной проблемой с началом войны стало обеспечение продуктами. Все выдавалось по карточкам. Рабочие получали по 800 граммов в день, служащие – 600, дети – 300, иждивенцы – 200 граммов. Сахара человеку полагалась 300 граммов в месяц, растительного масла – 300 граммов плюс 300 граммов на каждого ребенка, крупы (перловка, гаолян, пшенка) выдавали по килограмму в месяц. Муку люди получали только по праздникам (1 – 2 раза в год) по 3 килограмма на человека.
В рабочих столовых основным блюдом была баланда – разведенные в кипятке отруби и галушки – отварные кусочки теста. Отличившиеся рабочие обедали в стахановской столовой. Там, по воспоминаниям участников трудового фронта, выдавали суп и пирожок. И в обязательном порядке – настой хвои, для предотвращения авитаминоза (цинги).
С этими трудностями заводчане старались справиться. Весной 1942 года практически все семьи заводчан имели огороды. Заводом были организованы собственные рыболовецкие бригады, рыбу закупали также на Сахалине. Кроме того, с 1942 года завод стал производить запчасти к сельхозмашинам, что дало возможность дополнительно покупать овощи в хозяйствах ЕАО.
В том же 1942 году были организованы участки по производству спецодежды, спецобуви, предметов быта для нужд заводчан – рукавицы, резиновые сапоги, металлическая посуда. Из отходов кожи и фетра изготавливалась зимняя обувь.
Несмотря на трудности, уже в августе 1941 года в стране, и нашем заводе в том числе, развернулось патриотическое движение по сбору средств в фонд обороны. Рабочие отчисляли свои одно-, двухдневные заработки на постройку самолетов. Многие вносили наличные деньги, перечисляли свои сбережения. Тогда было собрано 1 203 700 рублей. В ноябре комсомольцы завода решили отчислять от 10 до 15 % своего ноябрьского заработка на постройку звена самолетов «Дальневосточный комсомолец». Самолеты, строящиеся на деньги собранные от рабочих, жителей города, шли сверх плана. В благодарность за это комсомольчане получили телеграмму Сталина.
Самоотверженный труд коллектива завода был по достоинству оценен правительством страны. 18 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов, авиационный завод № 126 – первым на Дальнем Востоке – был награжден орденом Ленина. 111 особо отличившихся работников завода также были награждены орденами и медалями.
Ушли в прошлое тяжелые военные годы. Но память о них навсегда останется в памяти людей – детей, внуков, правнуков тех, кому выпала нелегкая доля – жить в те грозовые годы».

Материал пресс-центра ОАО «КнААПО»
фото пресс-центра


"