Posted 24 июня 2009,, 04:34

Published 24 июня 2009,, 04:34

Modified 17 сентября 2022,, 14:08

Updated 17 сентября 2022,, 14:08

На Уссурийской таможне уже полгода «кошмарят» предпринимательницу из Находки

24 июня 2009, 04:34
За все это время она ни в чем незаконном не была замечена

ВЛАДИВОСТОК. 24 июня. ВОСТОК-МЕДИА - Валерия Гальчинская — индивидуальный предприниматель, зарегистрирована как участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Второй десяток лет ведет она бизнес с китайскими производителями стройматериалов. И за все это время ни в чем незаконном не была замечена: не возила мясо или ширпотреб под видом стройматериалов, не грешила недостоверным декларированием, и не было к ней претензий ни у таможни, ни у каких-то иных многочисленных надзорных и контролирующих органов, которые «помогают» расти и развиваться нашему малому и среднему бизнесу.
Однако в декабре прошлого года, когда в адрес ИП Гальчинской в рамках заключенного ранее контракта прибыл на автотягаче из КНР очередной груз стройматериалов — триста штук «магнезийно-волоконных плит» размером 3 метра на 60 см и 9 см толщиной (если кому интересно), — то на Уссурийской таможне вдруг возник «затык». При осмотре на СВХ (таможенном складе временного хранения) «Уссурийский терминал» таможенники груз этот задержали. Под тем предлогом, что нет на нем этикетки, где было бы указано, что за груз, из чего состоит, кто изготовил и для чего предназначен. Хотя все документы на груз, прилагаемые к декларации, имелись: контракт, санитарно-эпидемиологическое заключение (выданное в июле 2008 года на партию таких плит в 15 000 штук). Но этикетки при таможенном осмотре не обнаружили. И под этим предлогом груз не выпустили и на реэкспорт не отправили, а стали вообще черт знает что придумывать!
Изумленная предпринимательница Гальчинская попыталась было разобраться: что же она невзначай нарушила и как это все исправить? Но ее то ее отсылали за новым заключением Роспотребнадзора (которое невозможно получить, пока действует ранее выданное), то склоняли отправить груз на реэкспорт (заведомо зная, что и этого сделать нельзя), пока не придумали ей административное правонарушение со штрафом в сто тысяч рублей именно за отсутствие той самой этикетки. Несмотря даже на то, что Гальчинская, пытаясь высвободить свои стройматериалы, запросила и получила из Китая дополнительные документы, представив их таможенникам.
Но самое интересное, что пакет этикеток с указанием всех необходимых сведений при грузе была изначально! Просто при первом таможенном осмотре таможенники его НЕ НАШЛИ! А нашли этикетки только при повторном осмотре, 19 декабря. (Груз стоял на СВХ с 11 декабря, и к 18-му из КНР поступили запрошенные дополнительные бумаги, что были немедленно представлены таможенникам.) Но и это ИП Гальчинской не помогло: дело о т. н. «административном правонарушении» (заключавшемся, видимо, в том, что таможенники не увидели пакет с маркировкой между плитами на автотягаче?) направили в суд. Несмотря на обращения во все таможенные инстанции, в Роспотребнадзор (на нарушение требований коего ссылались таможенники) и в транспортную прокуратуру, что надзирает в т. ч. и за таможенными органами.
Судья Уссурийского городского суда Веригина, рассмотрев материалы дела и заслушав свидетелей, 9 апреля сего года (то есть спустя четыре месяца после поступления груза!) вынесла вердикт: штраф в сто тысяч рублей. За что? А за то, что на КАЖДОЙ из плит нет собственной маркировки! И это якобы несет угрозу санитарно-эпидимиологической безопасности нашей многострадальной страны, нарушая установленный порядок…
Тот факт, что данная партия товара лишь одна из многих, поставленных ранее по тому же контракту, при тех же условиях и по тому же санэпидзаключению, суд не учел. Также не рассмотрел и протокола повторного осмотра от 19 декабря, когда маркировки нашлись. И на этом основании заместитель Приморского транспортного прокурора внес свой протест, считая решение суда необоснованным и подлежащим отмене, поскольку ИП Гальчинская соблюла все требования законодательства, предоставила все необходимые сведения о ввозимом грузе и достоверно его задекларировала с уплатой всех необходимых пошлин.
Оказалось, что прокурорский протест для суда не аргумент. В суде Приморского края судья Кадкин этот протест проигнорировал, оставив в силе решение Уссурийского суда, но протянув с рассмотрением еще больше месяца. То есть товар, поступивший из КНР в адрес ИП Гальчинской 11 декабря прошлого года, до сих пор, уже шесть месяцев, стоит на СВХ «Уссурийский терминал»! Хотя товар не арестован и не конфискован, а просто не оформлен таможней. И Валерии Гальчинской надо платить не только СВХ за хранение, но и транспортному предприятию за использование автоприцепа, в котором находятся плиты, — не говоря уже о том, что эти плиты были предназначены для строительства которое все это время простаивало…
Что, по субъективному мнению автора, мы имеем из этой истории в «сухом остатке»? Да просто совершенно банальную для современной России ситуацию, когда чиновники — в этом случае таможенные — мнят себя не служащими на страже интересов государства, а некими «хозяевами жизни», в чьей воле «казнить и миловать». А суд не вникает в суть, тем самым дискредитируя самое себя все больше день ото дня. И сколько бы из Кремля не посылали «сигналов», мол, «Хватит кошмарить!», с мест весело отвечают: «Не хватит!» — и «кошмарят» дальше… Чтобы все более потом изумляться упадку экономики и кризисам?
Корреспондент попросил прокомментировать проблему специалистов по таможенному праву и выяснил, что подобные проблемы возникают у многих участников ВЭД с разными видами товара.
Если контрактом предусмотрена маркировка товара (что требует наше законодательство для оптово-розничной продажи, но не требует для пересечения границы), то таможенники часто используют это как зацепку: мол, пачка этикеток, не наклеенных на каждую единицу товара (что касается также паркетных плит, например), еще не доказательство того, что данный товар соответствует именно этому сертификату. И выход из подобных ситуаций специалисты подсказывают такой: обращаться в органы Роспотребнадзора, выдававшие исходный сертификат на товар, чтобы они предоставили копии именно тех документов, на основании которых сертификат был выдан. Это и послужит для таможни доказательством соответствия конкретной партии товара ранее выданному сертификату. В данном случае ИП Валерии Гальчинской не остается иного пути, как платить штраф, забирать груз, а уже после этого обжаловать судебные решения и действия таможенников в вышестоящих инстанциях вплоть до Верховного Суда РФ, чтобы добиться компенсации понесенных убытков.
Однако, по утверждению Валерии Гальчинской, вышеперечисленные документы она предоставляла в таможню еще на стадии первичного разбирательства, да и начальник поста Забегайло, ранее аналогичный груз (а ИП Гальчинская возит материалы в том числе и на строительство терминала ВСТО в Козьмино!) пропускал без каких бы то ни было проблем и вопросов, возникших в этот раз. В этом свете вполне вероятным выглядит утверждение Гальчинской, что ей намекали на взятку, а когда отказалась — пригрозили, что не только заплатит, но еще и наплачется, пишет газета «Дальневосточные ведомости».

"