Posted 23 августа 2013,, 22:27

Published 23 августа 2013,, 22:27

Modified 17 сентября 2022,, 12:59

Updated 17 сентября 2022,, 12:59

Потоп смоет долги по кредитам

23 августа 2013, 22:27
Роспотребнадзор призвал банкиров простить заемщиков, пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке

ВЛАДИВОСТОК. 24 августа. ВОСТОК-МЕДИА - Роспотребназдзор требует от банкиров простить долги заемщикам, пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Ведомство Геннадия Онищенко считает, что банки не вправе требовать погашения долга с заемщика в условиях чрезвычайной ситуации природного характера. Но, как выяснила «Газета.Ru», банки пока не готовы признать наводнение форс-мажором и на этом основании смягчать требования по кредитам. Позиция банков смягчится только после вмешательства Кремля, полагают эксперты.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) сделала официальное заявление в связи с подтоплением территорий в Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском крае и других регионах Дальнего Востока. Роспотребнадзор призвал банки войти в положение заемщиков, пострадавших от стихийного бедствия, и не требовать от них погашения задолженности или уплаты штрафных санкций по неисполненным обязательствам по кредиту.

«В сложившейся ситуации такого рода требования по отношению к людям, объективно нуждающимся в первую очередь в моральной и материальной поддержке, являются свидетельством явного злоупотребления правом со стороны кредиторов», — говорится в заявлении Роспотребнадзора «О недопустимости нарушения потребительских прав граждан-заемщиков», размещенном на официальном сайте ведомства.

Ситуацию, в которой оказались жители подтопленных регионов, ведомство Геннадия Онищенко квалифицирует как форс-мажорную. «Представляется очевидным, что сложившаяся ситуация, приведшая к последствиям, обернувшимся для тысяч людей потерей имущества, обладает всеми признаками наступления такого форс-мажорного обстоятельства», — считает Ростпотребнадзор.

А по Гражданскому кодексу обязательства заемщиков перед банками в случае форс-мажора прекращаются. Таким образом, говорится в заявлении, «было бы гораздо более уместным, чтобы кредитные организации не усугубляли и без того сложное положение людей в зоне затопления», а в соответствии со ст. 415 ГК банки могли бы по собственной инициативе объявить о прощении долга пострадавшим заемщикам.

Наводнение на Дальнем Востоке уже сравнивают с затоплением тысяч жилых домов в городах Геленджик, Крымск и Новороссийск, а также в ряде поселков Краснодарского края 7 июля прошлого года. По данным прокуратуры, тогда в Краснодарском крае погибли 168 человек, двое пропали без вести.

После вмешательства президента Владимира Путина — он облетел пострадавшие районы на вертолете — и руководства Госдумы была достигнута договоренность с 16 банками, имеющими кредитный портфель в Краснодарском крае, о реструктуризации кредитов гражданам, пострадавшим в результате наводнения. Тогда в банки поступило около 2 тыс. обращений заемщиков — физических лиц о смягчении условий кредитования.

Некоторые банки снизили ставку на 2–5%, а банк «Хоум Кредит» отказался от взыскания кредитов с 362 заемщиков, пострадавших от наводнения, на общую сумму 12 млн рублей. Но, как правило, кредиты были реструктуризированы на срок 1–1,5 года. Заемщики освобождались от обязательств погашать основной долг, выплачивали только проценты.

Кроме того, банки смягчили условия по кредитам предприятиям малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям и фермерам, владельцам личных подсобных хозяйств, пострадавших от наводнения. Частично (по 40 тыс. рублей) были компенсированы расходы пострадавших граждан на восстановление поврежденных стихией автомобилей.

При этом Центробанк пошел навстречу банкам, разрешив не начислять резервы на потери по ссудам, обслуживание которых ухудшилось из-за режима ЧС. Эта норма действует для банков, обслуживающих как частных лиц, так и корпоративных заемщиков, не справившихся с обслуживанием своих кредитов по не зависящим от них обстоятельствам.

Сейчас банки не готовы пойти навстречу заемщикам, ждут развития ситуации. «Люди, попавшие в беду, сейчас вынуждены заниматься восстановлением жилья и имущества. Мы внимательно следим за событиями и при необходимости готовы с каждым из наших заемщиков обсудить его ситуацию и найти оптимальное решение», — пояснили «Газете.Ru» в одном из крупнейших розничных банков — ВТБ24.

Обстоятельства форс-мажора являются основанием для освобождения сторон от ответственности за несвоевременное исполнение обязательств по договору, но не для освобождения сторон от исполнения самих обязательств, сообщили в Райффайзенбанке, имеющем отделения в Благовещенске и Хабаровске.

«При наступлении форс-мажорного обстоятельства заемщик может погасить очередной ежемесячный платеж по кредиту с нарушением предусмотренного кредитным договором срока (например, не 23 августа, а 15 сентября), и при этом он не будет уплачивать банку неустойку в виде пени за нарушение срока внесения платежа», — говорит сотрудник административно-правового управления Райффайзенбанка Роман Кумарев.

Гражданским кодексом не предусмотрен перечень форс-мажорных обстоятельств, а также документы, которые могут подтверждать их наступление. Данный вопрос решается сторонами самостоятельно, добавляет Курмаев.

Предположить ситуацию, когда банк совсем простит своего кредитора, скорее, из области утопии, иронизирует специалист в сфере защиты прав потребителей юридической компании Goltsblat BLP Александр Бирюков. В договоре между банком и заемщиком обычно указывается, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также оценку их влияния на возможность исполнения стороной обязательств по настоящему договору и срок исполнения обязательств. Но в договор обычно включается еще одно условие, согласно которому после прекращения форс-мажорных обстоятельств сторона должна без промедления известить об этом другую сторону в письменном виде. При этом сторона должна будет указать в извещении срок, в течение которого предполагает исполнить свои обязательства, поясняют в Goltsblat BLP.

Если испорчено или утрачено имущество, которое не застраховано, пострадавшему придется уповать только на милость региональных и федеральных властей, рассчитывая получить от них материальную компенсацию, отмечает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. Если наводнением смыло дом, являющийся предметом залога банка, то залог, как правило, страхуется и компенсацию банку выплачивает страховая компания, поясняет Соломатин. В условиях форс-мажора процедуры получения компенсаций, как правило, проходят по облегченному варианту.

В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств органы федеральной власти могут рекомендовать банкам пойти навстречу пострадавшим, однако решение принимает все же сам банк, являющийся независимым хозяйствующим субъектом, отмечает член экспертного совета Центра исследования проблем имущественного фонда Дарья Колесникова.

«В последние 10 лет было немало случаев, когда высокопоставленные лица вмешивались в проблемную ситуацию, порожденную стихией, и банки шли навстречу своим клиентам. В данной истории исход будет таким же», — говорит Колесникова.

Фото: www.ntv.ru

"