Posted 24 октября 2018,, 10:55

Published 24 октября 2018,, 10:55

Modified 1 сентября 2022,, 03:07

Updated 1 сентября 2022,, 03:07

Проблемы многодетных семей Приморья: почему именно сейчас нужна поддержка государства

24 октября 2018, 10:55
Государственная поддержка семей, воспитывающих двоих и более детей, берет отсчет с 2007 года, когда на федеральном уровне было принято понятие «материнского капитала», сообщает РИА «Восток-Медиа». Изначально эта помощь составляла 250 тысяч рублей, но ее размер индексировался и к 2017 году, превысил 450 тысяч рублей.

Однако на использование этих средств семьям с детьми законодатель установил определенные условия. Касавшиеся в том числе и использования этих денег на улучшение жилищных условий.

Позднее, в 2011 году, по инициативе Дмитрия Медведева, занимавшего в то время президентский пост, были приняты законы о выделении бесплатных земельных участков семьям, воспитывающим троих и более детей. Землю предполагалось выделять под индивидуальное жилищное строительство или ведение на ней дачного либо подсобного хозяйства, что, по замыслу законодателя, также должно было служить существенным подспорьем многодетным семьям.

Как показала практика Приморского края и Владивостока последних лет, гладко было только на бумаге. А в реальности — не забыли про овраги, а наоборот: местные чиновники стали активно их использовать, наделяя многодетных родителей участками в так называемых «неудобьях», то есть в местах, заведомо и явно не пригодных для жилой застройки и дальнейшего проживания. Не всех и не всегда, конечно, но часто. И чем ближе к крупным городам, где земля под застройку ценнее, тем чаще фиксировались такого рода факты.

Однако начать следовало бы с истории принятия и реализации краевого закона о выделении бесплатных земельных участков многодетным семьям. Сам закон был принят еще в конце 2011 года — по указу президента Дмитрия Медведева. Но реально действовать новый закон стал далеко не сразу: принятый при губернаторе Сергее Дарькине закон не работал вплоть до второй половины 2013 года, когда во главе Приморского края стоял уже Владимир Миклушевский. Формальных причин тому имелось множество: от проблем с выделением и распланировкой земли — конечно же, в интересах многодетных семей — до вопросов обеспечения участков необходимой, и определенной законом, инфраструктурой. Подъездными дорогами, линиями электропередачи с энергоснабжением участков, а также прокладкой сетей водоснабжения и водоотведения. Причем, эти действия требовали бюджетных средств, которых изначально не предусматривалось.

Когда же, наконец, во второй половине 2013 года закон стал работать, хоть и со скрипом, множеству многодетных заявителей из администрации Владивостока слали отказы на заявки — со ссылкой на отказ департамента по земельным и имущественным вопросам администрации Приморского края, ведавшего землей по всему Приморью, включая краевой центр. Но на это никак не реагировала собственно администрация Приморья во главе с Владимиром Миклушевским, игнорируя не только жалобы многодетных, но и представления прокуратуры Владивостока и Приморского края.

Тем не менее, жалобы многодетных в надзорные органы все же набрали критическую массу, и еще год спустя, со второй половины 2014 года, пошел процесс выдачи многодетным заявителям бесплатных участков земли под индивидуальное жилищное строительство через жеребьевки. Но при этом, когда в крупных приморских городах - Уссурийске, Находке, Артеме - участки под застройку многодетным выделялись в более или менее приемлемых местах, а в ряде муниципальных районов и городов вроде Дальнереченска, Дальнегорска, Лесозаводска, Спасска-Дальнего, Партизанска, Арсеньева вообще не возникало проблем с выделением земли, то Владивосток и здесь отличился в худшую сторону. Выделявшаяся многодетным семьям земля на поверку оказывалась вообще не пригодной под жилищную застройку, а о том, что на той земле должна строиться инфраструктура жизнеобеспечения — дороги, ЛЭП и водопровод с канализацией — лучше было бы и вовсе не вспоминать, чтобы лишний раз не расстраиваться.

Так, например, осенью 2014 года многодетным семьям жителей краевого центра выделялись участки под индивидуальное жилищное строительство в довольно престижных местах: вдоль проезда с федеральной трассы, район станции Океанской, до дороги между Артемом и бухтой Лазурной, более известной как Шамора. А также вдоль самой т.н. «шаморской дороги», за детским центром «Океан» и поселком бухты Емар. Участки распланировали вполне приемлемые, площадью в среднем по 10-12 тысяч кв.м., хоть в лесу, но на относительно равнинных участках, близ оживленной автомагистрали с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, а также неподалеку от газопровода, что внушало людям надежду на возможность и газификации их будущих усадеб.

Но на данные участки накладывались определенные ограничения. На самих участках и на подъездных путях к ним запрещалось произвольно вырубать деревья и кустарники — при том, что участки находились в лесу. Надо было ждать, пока муниципальные власти сами проложат туда дороги, спланируют улицы, а только потом можно было заказывать проекты строительства дома и получать порубочные билеты именно на те деревья на участке, которые мешают строительству дома согласно проекту. За какие-либо самовольные действия предусматривались санкции вплоть до изъятия участка.

Каков итог всей этой деятельности во исполнение федерального и краевого законодательства о предоставлении многодетным бесплатной земли? А нет никакого итога: прошло четыре года (при том, что выделенный участок на 5 лет освобождался от уплаты налога на имущество), но никаких действий по прокладке к этим участкам дорог, линий электропередачи или водопровода с канализацией так и не было сделано. Участки, формально выделенные многодетным семьям, фактически остаются девственным лесом, на котором самим многодетным владельцам земли ничего делать нельзя. А чиновники, которые по закону обязаны были обеспечить эти участки инфраструктурой, не сдали ничего и в ближайшем будущем даже не обещают.

Год назад, врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко предпринимал попытку прояснения ситуации с обеспечением многодетных семей земельными участками под жилищное строительство, положенными им по закону. По данным годичной давности выяснилось: в реестр граждан, подавших заявки о предоставлении земельного участка как многодетному, внесено 4030 семей, из них участки предоставлены 1952-м. Таким образом, потребность предоставления земельных участков многодетным составляла 2077 земельных участков. Число земельных массивов, которые признаны пригодными, и где разрабатывались проекты планировки, ориентировочно составляло 1589. Из них многие участки могут оказаться непригодными для предоставления многодетным.

Результатом такой практики по реализации благого, в принципе, закона о предоставлении многодетным бесплатной земли, стал массовый выброс на рынок участков. По цене, ниже их кадастровой оценки. И похоже, что вместо помощи многодетным, чиновники реализовали «многоходовку» по продаже потенциально дорогостоящей земли под жилищную застройку по заведомо заниженным ценам.

Таким образом на практике потенциально нужный закон стал профанацией — вместо реальной помощи многодетные семьи получили пустые надежды и хлопоты. А с принятием на федеральном уровне программы выделения «дальневосточного гектара», да еще и с подъемными деньгами на освоение этих земель, раздача бесплатных участков многодетным, у большинства из которых заведомо нет свободных средств или сбережений, необходимых на строительство домов, стала выглядеть почти что издевательски. То есть, тем, кто только собирается на Дальний Восток и в Приморье, государство готово дать и землю, и деньги. А тем, кто здесь давно живет, кто рожал и растил детей в родном Приморском крае — подачки в виде земли, которую и использовать с толком нельзя.

Именно поэтому существующую практику «господдержки многодетных семей» в Приморском крае необходимо радикально пересматривать. Уходя от формальной стороны к практической. Действуя не ради отчетов и цифр на бумаге, а для реального роста благосостояния и уровня жизни людей. В первую очередь тех, кто без громких слов фактически является патриотом своего края, кто растит здесь своих детей и не собирается никуда уезжать.

"