Posted 24 декабря 2008,, 07:01

Published 24 декабря 2008,, 07:01

Modified 17 сентября 2022,, 14:06

Updated 17 сентября 2022,, 14:06

Крутой триумвират с острова Русский

24 декабря 2008, 07:01
Дальневосточный федеральный университет приобретает реальные очертания
ВЛАДИВОСТОК. 24 декабря. ВОСТОК-МЕДИА - Прошло второе заседание градостроительного совета, на котором обсуждалось объемно-планировочное решение застройки первой очереди Дальневосточного федерального университета на полуострове Саперном острова Русский. Члены градостроительного совета заслушали архитекторов «ЦНИИЭП жилища», работающих над проектом объемной планировки – проектов корпусов университета, жилых корпусов, дорог, парков и других объектов, вошедших в первую очередь ДВФУ. О работе над проектом корреспонденту РИА «Восток-Медиа» рассказали главный архитектор «ЦНИИЭП жилища» Андрей Николаевич Горелкин, зам. главного архитектора по градостроительству, руководитель архитектурной мастерской Сергей Борисович Звенков, председатель Совета директоров «Ростовгипрошахт» Валерий Петрович Гурин.


Первое заседание завершилось горячими спорами, многочисленными пожеланиями и рядом замечаний. Как удалось изменить ситуацию?


С. Звенков: Все достаточно просто. Замечания, которые прозвучали в ходе первого градостроительного совета, а они касались учета суровых климатических условий, ветровых нагрузок, корректировки расположения главных корпусов и общежитий, ландшафтных решений, сделали свое благое дело. Они были хорошо и профессионально сформулированы и конкретно выстроены. Т.к. все работали над одним и тем же делом – готовность объекта к саммиту, то дебаты вылились не в выяснение отношений, а в конкретные предложения. Поэтому и в дальнейшем, я имею ввиду те две недели, в ходе которых рождались новые идеи, было легко работать. Трудно работать только тогда, когда люди не могут сформулировать свою мысль высказать замечания, когда не знают чего хотят и чего просят. В данном случае ситуация упрощалась потому, что задачи было четко и профессионально поставлены.

Мы мобилизовали все наши имеющие возможности, возможности серьезных организаций (прим: «ЦНИИЭП жилища» и «Ростовгипрошахтт) и доказали, что выбор этих организаций был не случайным. Правильность поставленной задачи и ничего сверхъестественного. Мы серьезно отнеслись ко всем высказанным замечаниям и предложениям, проанализировали их. А дальше уже работали конкретно в тех направлениях, которых от нас ждали.

Всю работу привели к тому результату, который был представлен на втором заседании градостроительного совета. Т.е. через три недели появилось объемно-планировочное решение в новом качестве. Как показало заседание, это было именно то качество, которое от нас ждали.

Отмечу, что мы сейчас говорим не о готовом проекте. То, что рассматривали - это пока только своеобразный сценарий, некая основа – архитектурно-планировочное решение. Это лишь замысел. Но он существует не на словах, этот замысел переложен на язык макета, чертежей и схем. Он демонстрирует поставленные задачи, о которых говорили, и которые обязательно будут решены в конкретных чертежах. Окончательно проект будет представлен к 15 марта. Дальше будет работать экспертиза, проверяя его на соответствие всем нормам и требованиям. После получения заключения и устранения замечаний встанет вопрос о подрядчиках.



В ходе предыдущего совета высказывалось замечания по поводу нахождения здания университета на линии разлома. Как удалось решить эту задачу?

В. Гурин: В новом варианте проекта застройки разлом учтен, здание передвинуто, если смотреть со стороны моря, вправо. А на месте разлома будет организована университетская площадь. Она венчает главную ось центрального парка.


Проект застройки изменился, изменились и очертания зданий. Несмотря на такие кардинальные изменения, удалось выполнить все требования президентской службы?

В. Гурин: Регламент саммит - он один для всех, это уже исторически сложившиеся законы проведения саммита. И государство берет на себя ответственность - обязательно все эти регламенты соблюсти. Саммит – это всего два дня работы, но какой! Встречи лидеров и общие встречи, приемы, заседания, конференции, деловые завтраки, приемы с членами консультативного совета, работа штабов и т.д. Все эти мероприятия четко прописаны и обозначены. Кроме того, есть еще и определенные требования федеральной службы охраны – ведь собираются главы более 20 государств и безопасность первых лиц должна быть на высшем уровне.


На сайте «ЦНИИЭП жилища» есть выражение: «Современные технологии –путь к успеху». Будут ли при строительстве объектов саммита использоваться новые технологии?

А. Горелкин: Строительные технологии определяются почти параллельно с проектированием. Во время работы все пришли к единому мнению, что это обязательно должен быть единый архитектурный ансамбль. Он должен подчеркнуть политическое значение города и государства, то мнение, что Владивосток - морские ворота на востоке страны. Конечно, при проектировании обсуждали технологии возведения, в том числе и новые. Новые - это не значит придуманные специально, это те методы, которые прошли обкатку, апробированы, подтверждены регламентами и могут уже использоваться в широких масштабах или в тех или иных конкретных условиях. Пока более детально нет смысла говорить об этом, но искали новые пути и задумки при архитектурном проектировании, при выборе материалов, использовании строительных технологий.

Возьмем для примера фасадное решение. Фасад здания имеет важное значение для создания единого архитектурного ансамбля, это касается выбора стиля, его конфигурации и, конечно, отделки. Необходимо сделать так, чтобы отделка не потеряла свой внешний облик. Климатические условия, которые оговорены при проектировании, уникальные, но не в сторону благоприятного воздействия. Здесь можно говорить о новых технологиях, удовлетворяющих повышенной влажности, морозостойкости. Например, в той же Москве можно использовать строительные материалы, которым присуща морозостойкость 200. Т.е. именно столько циклов попеременного замораживания и оттаивания без видимых признаков разрушения и значительного понижения прочности способен выдерживать материал в насыщенном водой состоянии выдерживать многократное число циклов. При строительстве объектов саммита необходимо использовать материалы с морозостойкостью под 1000. В данном случае это должны быть очень проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя в аналогичных климатических условиях технологии, например, гранит, либо какая-то новая технология. Отмечу, что работы в этом направлении идут.



Работа над объектами саммита идет в период, когда одни отдают предпочтение лицензированию, другие саморегулированию в строительной отрасли. Ведется много разговоров о том, что СНиПы, необходимы новые технические регламенты. Каковы Ваши ощущения и позиции?




В. Гурин: Что касается лицензирования, то большинство строителей и проектировщиков за то, чтобы оставить орган, занимающийся лицензированием предприятий в строительной отрасли. Не секрет, что хоть какой-то есть орган, который отслеживает и проверяет деятельность предприятий, дабы не допустить на рынок недобросовестных. Что касается 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то мы доверяем нашему правительству, Президенту, Думе. Коль закон принят, будем его исполнять. С 1 января выдача лицензий отменяются, переходим на СРО. Назад уже пути нет, только вперед.

Сегодня мы проектируем много объектов, в том числе и к Олимпиаде в Сочи в 2014 году. В основе всех работ лежат строительные нормы и правила, т.е. СНиПы. Отмечу, что наши СНиПы гораздо жестче, чем международные нормы и отменять их неправильно. Пока нет технических регламентов, СНиПы должны действовать. И действуют. Когда проекту дается экспертная оценка, то ориентировка всегда основывается на СНиПах. Несмотря на то, что они носят лишь рекомендательный характер, сегодня именно экспертизе дано право определять насколько решение проектировщиков является безопасным.


«ЦНИИЭП жилища» разрабатывал градостроительные комплексы Харькова, Тольятти, Набережных Челнов, Хабаровска, Харькова. Если не брать во внимание такую особенность, как море, то в чем различие этих работ от Владивостокского проекта?




С. Звенков: Для меня с планировочной точки зрения такой особенностью является сложный рельеф. Конечно, это не проблема, но такая особенность серьезно усложняет задачу. Это уже не плоскость, когда дома размещают относительно друг друга. Здесь приходится проектировать в трехмерном пространстве и учитывать расположение домов не только относительно друг друга, но и по высоте. Кроме того, учитывая особенности рельефа, необходимо обеспечить возможность подъезда транспорта, обеспечение пожарные нормы, а они, замечу, у нас очень жесткие.

А. Горелкин: Если говорить об отличиях, то можно сказать, что в данном проекте у нас сочетаются крутые нормы, крутые сроки и крутой рельеф. Раньше у нас был рекорд – мы проектировали жилой комплекс на Ходынском поле – сделали работу за 5 месяцев и вошли в экспертизу. Но теперь побили свой собственный рекорд – на проект, документацию и экспертизу – на все вместе уйдет пять месяцев. Для того, чтобы уложиться в эти сроки нами предприняты все меры – структура организации изменена именно под этот проект: 10 архитектурных мастерских, 4 больших конструкторских отдела, смежные отделы, отвечающие за коммуникации, электрику. Для этого работы над этим проектом «ЦНИИЭП жилища» стал одним большим отделом. И это правильно. Зарубежный опыт показывает, что там, в проектных институтах, сотрудники часто не имеют своего постоянного рабочего места. Начинается работа над проектом, подбирается команда для тех или иных целей и работает в выделенном помещении. В общем, над проектом работаем все, иначе нам в сроки не уложиться. Мы с такими сроками не сталкивались, но должны вписаться.


Можно сказать, что тот крутой триумвират, о котором только что говорили, рождает не менее крутые идеи?




А. Горелкин: Абсолютно точно подмечено. Да, есть уже несколько нетрадиционных идей. Проект разрабатывается так, чтобы соответствовал духу места. В ходе последнего заседания члены Градостроительного совета отметили, что, несмотря на свою уникальность, проект настолько органично вписался в рельеф, что сразу стал «своим».

Работая над проектом, мы внимательно отнеслись к рельефу. Именно рельеф и подтолкнул еще на одну хорошую задумку– размещение объектов амфитеатром. Идея амфитеатра – здания террасного типа «спускаются» по склону к морю, более высокие здания – «поднимаются». По заданию - 22 гостиницы, которые потом трансформируются на 250 номеров. Место достаточно сложное, поэтому мы не смогли сделать их типовыми. Их будет здесь три типа, но зато при таком решении высвобождается больше зеленой площади, сохранятся зеленые зоны и природный ландшафт бухты Аякс.

В прошлый раз, если посмотреть на макет, все напоминало одну большую стройку, в результате которой было бы сметено все – все деревья, растительность в распадках. В этот раз мы попытались сохранить живописные распадки, а точнее вписаться в них. Остаются зеленые участки, сохранность которых можно обеспечить, внеся в условия договора с подрядными организациями, например их огораживание на время строительных работ.

Сохранить природу – это важно для студентов, причем не только для тех, кто будет учиться в этих зданиях сразу после саммита, но и для следующих поколений. Согласитесь, что учат не только предметы, физика или графика, учит еще и сама окружающая обстановка, дух. Можно подчеркнуть влияние природы чисто декларативно. Надо стараться делать это и показывать молодым. Я допускаю, если бы в данном случае речь шла о торговом центре, можно не учитывать традиции, воздействие окружающей среды, тот дух, который должен поселиться в этом месте. Но ведь здесь будет университет. А посему эти стены, сады, должны учить не только в буквальном смысле, но еще и духовно. Есть некое правильное место, где молодые люди готовятся к некой правильной жизни во всех смыслах

Видел, на территории одного кампуса такую картину - через небольшую ложбинку, покрытую травой, не стали прокладывать дорожку, а перекинули мостик. Смысл заключался в следующем – вот природа, а вот мы, и мы эту природу не трогаем, даем ей возможность существовать в первозданном виде. В нашем проекте предусмотрен большой парк, также отдельные зеленые зоны и разные фрагменты, которые создадут единую композицию. Конечно, к саммиту вряд ли будет возможно достичь эффекта вековых рощ, но можно выбрать и такой способ - высадить гладкоствольные 20-30 летние деревья из питомников - они могут создать новый рельеф, а через какое-то время примут вид естественных насаждений. Посмотрим, что дальше сделает подрядчик.

Строительство должно быть завершено в 3 квартале 2011 года. До дней саммита еще будет долга процедура – в зданиях университета должны пройти около 70 встреч бизнесменов, политиков, будут организованы выставки, конференции и т.д. Саммит – это только вершина большой длительной, напряженной подготовительной работы.


На градостроительном совете было отмечено, что проект выполнен в классическом стиле. Можете пояснить?

А. Горелкин: В ходе работы над проектом был учтен тот факт, что данное место должно символизировать традицию. И в политическом и в образовательном смысле. И традиция эта должна быть решена не с помощью модных течений, а за счет классических решений, объединенных за счет разных элементов в единый ансамбль. Поэтому оба корпуса университета мы проектировали в классическом стиле, который, как нам представляется, очень оправдан для федерального университета. Во всех престижных университетах до сих пор выпускникам, докторам, профессорам дают одни и те же мантии и шапочки. С годами, а там и с веками ничто не меняется. Это символ. То же можно сказать и про классику. Но классика взята за основу не из-за желания понравиться, а потому что это уместно.

"