Posted 25 февраля 2012,, 04:59

Published 25 февраля 2012,, 04:59

Modified 17 сентября 2022,, 12:02

Updated 17 сентября 2022,, 12:02

В приморском поселке мертвые вытесняют живых

25 февраля 2012, 04:59
Покойники уже рядом с жилыми домами

ВЛАДИВОСТОК. 25 февраля. ВОСТОК-МЕДИА - С одной стороны жителям угрожает кладбище, с другой, в районе улицы Борщ, - замерзшие сточные воды. А в центре населенного пункта пылят два золоотвала. Но власть эти проблемы в упор не видит, пишет «МК во Владивостоке».

По соседству со смертью...

Пенсионер Иван Крылов прожил в селе Монастырище около самого кладбища практически всю жизнь. Его дом по улице Украинской, 6 расположен буквально в двух шагах от надгробных плит и крестов. Свежие могилы уже заползли на огород. Но Ивана Ивановича соседство с покойниками не беспокоит. По его словам, «мертвяки - люди смирные» и претензий у него к ним нет.
- Вот только музыка мешает отдыхать. Сейчас хоронят очень часто, до трех раз на дню, - сетует старик...
Так повелось, но кладбища всегда обустраивались где-нибудь за околицей, подальше от жилья. Чтобы усопшие лишний раз не напоминали живым о смерти. Погост села Монастырище – не исключение. Хоронят здесь уже несколько десятилетий. И в последние годы очень активно: люди мрут, как мухи. Можно сказать, что человек покидает этот мир добровольно. Болезни, убийства, суицид, авто- и авиакатастрофы, алкоголь, табакокурение, плохая экология и прочие напасти - все это укорачивает и без того короткую жизнь.

Мертвые вытесняют живых

Сегодня кладбище Сибирцевского городского поселения (СГП) распласталось на 5 гектаров и уже вплотную подползло к селу. До ближайшего жилого дома меньше 50 метров, что является нарушением санитарных норм. Покойников подселяют здесь абы как, без какой-либо планировки. Где есть свободное место, там и роют могилу. И без разрешения местной администрации на погребение, как это принято в цивилизованном мире. Если ситуация с бесконтрольными захоронениями не изменится, то через три-четыре года мертвые вытеснят из поселка живых.
- Надо срочно наводить порядок на кладбище. Для этого нужны рабочие, которые будут следить за территорией, убирать ее. Если люди хоронят за оградкой, в семейной могиле, то я ничего не имею против. Но если самостийно, без спроса, то это уже беспредел, - рассказывает Владимир Полосин.
Он тоже живет рядом с кладбищем и считается внештатным кладбищенским смотрителем. 70-летний Владимир Михайлович говорит, что когда хоронят без разрешения, то он копать яму не дает, а звонит в поселковую администрацию, чтобы прислали полицейского: «Надо разобраться, что к чему». Чаще всего никто на его звонки не реагирует.

И добираются до животных

Но стихийное расширение погоста – это лишь часть большой и страшной проблемы. Дело в том, что погост в селе Монастырище расположен на уклоне сопки, у подножия которой течет речка Переплюйка. И грунтовые воды выносят в речку трупный яд, им пропиталась вся кладбищенская земля. Местные жители рассказывали, что еще несколько лет назад в Переплюйке водилась рыба, а в ближайшем лесу росли грибы. Сейчас здесь нет ни грибов, ни рыбы - одни покойники. Между тем Переплюйка несет свои воды в реку Илистую (Лефу), где еще водится рыба и всевозможная пернатая и водоплавающая живность. Как говорится, невзирая на...
В настоящее время судьба кладбища в селе Монастырище туманна, потому что генеральный план застройки СГП находится в стадии разработки ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики».
Этот документ обойдется бюджету СГП в 1 миллион 968 тысяч 712 рублей 50 копеек. Когда появится генеральный план СГП - неизвестно, через год или через два, но только тогда и будут определены границы санитарно-защитной зоны от кладбища до ближайшего жилого дома. После этого «предусматривается расселение жителей из жилых домов, попадающих в санитарно-защитную зону».
А пока жителям улицы Украинской ничего не остается, как смириться с жизнью рядом с погостом. И еще завидовать жителям соседнего села Халкидон, где территория кладбища огорожена. Там покойникам не разрешают расширяться.

Золоотвал или жизнь?

Золоотвал в 50 метрах от котельной № 18 уже много лет мешает нормально жить жителям улицы Вокзальной. Это почти в центре Сибирцево. За сутки здесь складируют до 14 машин шлаковых отходов. Когда дуют сильные ветры, тучи пыли поднимаются в воздух и накрывают практически весь поселок. После такого «опыления» строения, огороды, деревья меняют свой цвет на серый. До первого дождя. А люди с больными легкими или аллергией попадают на больничную койку.
Кроме того, шлаком засыпаются железнодорожные пути, принадлежащие филиалу ОАО «РЖД», специализированной машинной станции № 317. Что, естественно, мешает нормальной работе этой организации, которая занимается эксплуатацией и ремонтом путевых машин.
Железнодорожники еще весной 2009 года пытались договориться с руководством МУП СГП «Теплоэнерго», хозяином котельной №18, чтобы те убрали с территории поселения вредный для экологии объект. И тогдашний директор «Теплоэнерго» Стебельцов пообещал в письменном виде, что «по окончании отопительного сезона шлак будет вывезен с места его вынужденного хранения». И что уже «в сутки вывозится до пяти машин шлака».
Но это послание оказалось обыкновенной отпиской. МУП СГП «Теплоэнерго» не только не убрало вредоносный шлакоотвал, но и со временем организовало новый, в районе села Старая Манзовка, в низине за железнодорожным мостом.
Сейчас там возвышаются горы из золы, покрытые снегом. Весной, в половодье, эти места всегда заливает, и талые воды в этом году, вероятно, смоют шлак в речку. А это уже экологическая катастрофа!
Глава СГП Владимир Седин об этом безобразии знает. В 2009 году он обещал начальнику СПМС-317 Устинову, что шлакоотвал по ул. Вокзальной будет ликвидирован по окончании отопительного сезона. И что МУП СГП «Теплоэнерго» уже начало согласовывать с администрацией поселения места под устройство площадки для временного хранения шлака». В распоряжении редакции «МК во Владивостоке» есть его письмо начальнику СПМС-317.
Прошло уже три отопительных сезона, но ничего не изменилось. То ли господа из «Теплоэнерго» вкупе с господином Сединым забыли о своих обещаниях, то ли они, как сейчас говорят, просто отмазались от настойчивых железнодорожников. Чтобы те успокоились и отстали.

Фекальные реки, ледяные берега

Перефразируя великого Пушкина, можно сказать, что зимой торжествуют не только крестьяне, но и жители улицы Борщ, расположенной на окраине поселка Сибирцево, если ехать в сторону Хабаровска. Потому что морозы, на радость местному населению, и особенно детям, сковали льдом потоки фекальных вод, вытекающих из поселковых канализационных коллекторов. Иначе они как пить дать затопили бы окрестности: улицы, подворья, огороды. И попали бы в реку Илистую (Лефу).
А пока замерзшие сточные воды население использует как ледовое поле для зимних видов спорта и еще как тротуар. Поскольку иных развлечений для детворы поблизости нет. Главное - быть осторожным и не заиграться. Иначе можно запросто провалиться под лед, который в некоторых местах не окреп: стоки теплые. Глубина, правда, здесь невелика - максимум по колено. Но, согласитесь, окунуться в речку-вонючку – радости мало. Мало ли какую гадость можно подцепить.

Раньше было иначе

По словам местных жителей, проблема разлива нечистот застарелая. Потоки неконтролируемых сточных вод из жилых домов давно образовали на окраине Сибирцево небольшое озеро, соединенное протоками с ручейками и речушками. Поэтому весной на улице Борщ и на соседнем Северном переулке тоже ожидается локальная экологическая катастрофа.
Анатолий Кривошеенко, проживающий на улице Борщ, 6, вспоминает, что когда-то фекального озера не было и жидкие продукты жизнедеятельности человека организованно текли по канализационным трубам в очистные сооружения. Они расположены здесь же, на окраине поселка.
Когда засорилась канализация, Анатолий Макарович не помнит, говорит, что это было еще до прихода во власть нынешнего главы СГП Владимира Седина. Который, по меткому выражению моего собеседника, «палец о палец не ударил, чтобы это г...но убрать!».
- Я не знаю, что они там в администрации думают по этому поводу, но оно течет и течет, хоть караул кричи! Это оно сейчас подмерзло, а утром, когда идешь на работу, пар столбом и духан стоит жуткий. Дышать вообще невозможно. Трубу в очередной раз прорвало осенью, и все это самотеком уходит в речку. Она даже не попадает на очистные.
Когда два года до этого текло, мы просили руководство поселка ликвидировать порыв. Потом позвонили в рыбоохранную инспекцию, так после этого сразу пригнали экскаваторы, тракторы и за один день прокопали отводную канаву. Мы говорили о разливе начальнику «Водоканала» Андрею Каратаеву, но он от нас только отмахивается. Ему наши проблемы до одного места. Он живет на другой улице, - говорит Анатолий Макарович.

Сергей Кожин, «МК во Владивостоке»
Фото автора

"