Posted 25 ноября 2008,, 03:09

Published 25 ноября 2008,, 03:09

Modified 17 сентября 2022,, 14:14

Updated 17 сентября 2022,, 14:14

Следствие по факту аварии на «Нерпе» продолжается, версий становится все больше...

25 ноября 2008, 03:09
На главный вопрос, кто виноват в аварии - несовершенная система или человек - однозначного ответа пока нет

ВЛАДИВОСТОК. 25 ноября. ВОСТОК-МЕДИА – На конференции подводников во Владивостоке прозвучали новые подробности аварии на ПАЛ «Нерпа» во время ходовых испытаний 8 ноября.


Как сообщает «Восток-Медиа» со ссылкой на «Свободную прессу», контр-адмирал Андрей Войтович, замначальника штаба Тихоокеанского флота отметил, что система пожаротушения на «Нерпе» оказалась несовершенной.

«Дело в том, - пояснил свой тезис контр-адмирал Андрей Войтович, - что на этой подлодке 971 проекта, которая выпускается уже много лет, установлено 80 процентов абсолютно нового вооружения. Система пожаротушения впервые автоматизирована и была переведена на управление компьютерами. Ни на одной российской подлодке еще такого нет. После этой аварии явно видно, что новая система по своему тактико-техническому состоянию несовершенна. И поэтому она не могла быть размещена на подводной лодке. Так кто виноват в аварии: несовершенная система или человек?

«Начальник следственного комитета, - продолжил контр-адмирал, - пустил в прессу сведения о том, что арестовали члена экипажа, а потом объявляют на всю страну его фамилию. А в чем его вина они никак доказать не могут? Я скажу, что новая система настолько непредсказуема, что даже после проведения следственного эксперимента вину матроса подтвердить не могут. Потому что не мог матрос ни физически, ни психологически запустить систему ЛОХ. Расследование, конечно, будет продолжаться до тех пор, пока её результаты не подтвердит независимая комиссия. А пока даже очень компетентные специалисты не могут сказать, что же произошло на самом деле».

Адмирал опроверг версию о том, что на лодке не хватило портативных дыхательных аппаратов (ПДА). По утверждению Войтовича, на «Нерпе» во время ее испытаний в море было 189 человек, а не 208, как озвучивалось раньше. На борту на этот момент находилось 470 ПДА.

Свое видение ситуации высказал контр-адмирала запаса Александр Максимов. «Я был начальником химической службы атомохода девять лет, - сказал контр-адмирал, - затем начальником химслужбы Тихоокеанского флота. По опыту знаю, что требуется некоторое время, чтобы воспользоваться средством индивидуальной защиты органов дыхания. Во время моей службы случались срабатывания противопожарной системы – и не учебные, а настоящие, и фреон мы вдыхали. Но подобных отравлений не было. Прямо скажу: в системе «Нерпы» закачали не фреон, а что-то другое… Ведь люди теряли сознание после первого же вдоха. При выбросе фреона, мы, например, могли еще две-три минуты продержаться без дыхательных аппаратов. Поэтому, сопоставив факты, можно предположить, что газ пошел в отсеки не чистый, а с так называемой примесью 113 – крайне ядовитой...»

По информации издания, следствие пытается сейчас выяснить, кто же украл чистый фреон и загнал в систему 113-й, которого там вообще не должно было быть.

Другую версию происшедшего ранее назвал член сдаточной команды «Нерпы», инженер-механик Амурского судостроительного завода Сергей Стольников. Он рассказал журналистам, что на подводной лодке испытывается новый образец пульта общекорабельных систем «Молибден». «Это сырая система, которая и раньше допускала сбои», - сказал инженер. По его словам, разработка пульта была на три месяца заброшена после того, как основной автор проекта умер летом 2008 года. Систему, как утверждает Стольников, «вроде бы наладили» лишь непосредственно перед ходовыми испытаниями «Нерпы». Инженер считает, что причиной запуска системы пожаротушения на подлодке стал сбой в «Молибдене».

"