Posted 26 декабря 2008,, 00:50

Published 26 декабря 2008,, 00:50

Modified 17 сентября 2022,, 14:06

Updated 17 сентября 2022,, 14:06

«Признаете себя виновным? Нет?... Следующий!»

26 декабря 2008, 00:50
Свидетельства очевидцев и пострадавших на центральной площади Владивостока 21 декабря

ВЛАДИВОСТОК. 26 декабря. ВОСТОК-МЕДИА - На митинге 21 декабря у Сергея Старостина на шее висела профессиональная фотокамера. Наверное, его спутали с журналистом, хотя Сергей, как он говорит, просто «сочувствующий». Периодически приносит снимки в редакции. Но главное его занятие — оформление и продажа машин. Во всяком случае, так было до последнего времени, пишет газета «Дальневосточные ведомости».
Сергей Старостин получил по полной милицейской программе. Задержание, протокол, стремительный суд, приговор… Журналисты «Дальневосточных ведомостей» спросили у него, как это было.

— Сергей, за что тебя схватили омоновцы?
— Когда они пошли цепью на людей, я снимал все, что мог. В один момент мимо пробегал омоновец, сказал мне, чтоб не снимал, причем даже добавил «пожалуйста», что удивительно. Но буквально через две-три секунды после этого другой омоновец заломал мне руку. К нему присоединился еще один. Мне повезло, меня не били. Но я лично видел, как жестоко избивали народ.
— Я тоже это видела. Говорят, к нам из Москвы прислали подразделение «Зубр», которое специально натаскано на разгон манифестаций…
— Это точно «Зубр». Если посмотреть внимательно фотографии, можно четко разглядеть нашивки на рукавах, их эмблему. Базируются они в Подмосковье, подчиняются напрямую министру внутренних дел…
— Часть из вас отвезли в Ленинский РУВД, часть — во Фрунзенский. И что там было дальше?
— Со мной в автозаке были ребята с РЕН-ТВ, мы там же, в машине, сняли маленький репортаж. Нас привезли во Фрунзенский РОВД. Там уже были задержанные журналисты с 5-го канала. Потом прессу отпустили, а мы остались. Нас отвели в камеру, потом вызвали, опросили. Составили протоколы, уже после шести часов вечера посадили в машину и отвезли к мировым судьям. Там было поставлено все на поток. То есть судья вообще не всматривался в дело: шаблонные фразы, которые всем говорили, и такой же шаблонный приговор…
— Что за фразы говорили судьи?
— Признаете ли вы себя виновным? Все отвечали: нет, не признаю. Ясно, вы виновны по такой-то статье, вам назначается наказание — штраф в тысячу рублей. Вменяли две статьи: первая за участие в несанкционированном митинге, вторая за то, что не выполнили указание милиции разойтись. «Вилка» штрафа была от 500 до 1 000 рублей. Всем давали по максимуму. На заседание приезжали родители некоторых молодых людей, знакомые. Народ просил привести свидетелей, чтобы заслушать их показания. Ничего этого не было выполнено. Приговор был один: однозначно виновен.
— Сейчас говорят о том, что люди будут обращаться в суд, обжаловать действия милиции. Ты тоже будешь это делать?
— Конечно. То, что произошло, прямое нарушение всех гражданских прав. Уже много говорилось, что люди на площади стояли без всяких лозунгов, мирно. Никакого митинга не было в помине. Статья 3 Конституции говорит, что граждане имеют право собираться в мирных целях, без оружия. Это что теперь, к елке в воскресный день подойти нельзя? Абсурд просто… Давайте на этом фоне еще Новый год в городе отменим! А на елку будем только из окна машин и автобусов смотреть…
— Звучат заявления, что за акциями протеста стоят определенные политические силы, к примеру каспаровцы и прочие... Это так?
— Сомневаюсь. Это полная чушь, когда пишут, что кучка автодилеров заплатила людям и заставила их выйти на улицу. После субботы, 20 декабря, когда в милицию забрали людей с плакатами, было ясно, что в воскресенье будет жесткая акция. Силовой разгон. Это люди осознавали. И те, кто пришел на площадь, отдавали себе отчет, чем все это для них может кончиться. Не представляю, сколько нужно человеку заплатить денег, чтобы он вышел на площадь под дубинки ОМОНа. Все, кого я знаю, вышли 21 декабря не по призыву каких-то лидеров, а, если хотите, по зову сердца. Это была гражданская позиция. Люди показали власти, что они имеют свое мнение и готовы его отстаивать. И не нужно все сводить к протесту против повышения пошлин. Вопрос уже стоит глубже и шире. Мы пытались достучаться и до стариков, и до военных, и до уволенных горняков... Работы нет, цены грабительские, тариф на ЖКХ повышается, прожить на пенсии невозможно… То есть проблем очень много, и есть серьезные опасения, что в дальнейшем они будут только усугубляться. А если власти наши на любое проявление несогласия начнут реагировать подобным образом, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Посмотрите, чего добилась власть! Уже почти в открытую звучат откровенно отмороженные призывы громить и жечь… Не хотелось бы повторения сценария Греции или Франции… Но самое обидное, что власть к этому людей толкает…
— Как ты относишься к идее правительства доставлять сюда по железной дороге «Жигули»?
— Это просто бред. Я услышал озвученные расценки — порядка 70 тысяч за доставку по железной дороге. Те, кто занимается машинами, прекрасно знают, что доставка машины из Владивостока до Москвы через коммерческую фирму стоит порядка 43 тысяч рублей. Власть же говорит о 70 тысячах, причем напрямую по железной дороге, без посредников. Есть сильное подозрение, что это будет очередное отмывание денег. Организуют фирму, которая будет этим заниматься и получать из бюджета вместо, грубо говоря, 35 тысяч себестоимости доставки машины в два раз больше. А ведь это будут наши деньги, налогоплательщиков… То есть очередная кормушка за народный счет.
— Сергей, насколько я понимаю, явных лидеров у вашего протестного движения сейчас нет?..
— Во всяком случае, я таких людей не знаю. Может, где-то и есть, но у них явно нет желания афишироваться. На предыдущей неделе из прокуратуры и ФСБ ходили по домам к людям, участникам акции 14 октября, и всячески запугивали народ. Чтобы они не принимали никаких действий в дальнейшем. Опять же многих в субботу похватали, и с ними также была проведена беседа…
— Какие сейчас настроения в среде автодилеров?
— После «кровавого воскресенья» народ безумно накален. Я не знаю, что власть думает делать дальше. В любой момент может произойти взрыв. Не удивлюсь ничему… Если власть ставит себя над законом, то вынуждает и людей отвечать подобным образом. Зло рождает зло. Действие рождает противодействие. Наивно верить, что люди, которых избили дубинками на площади, успокоятся и будут тихо и мирно встречать Новый год. Вообще это такая дурь, то, что сотворила милиция! Постояли бы люди часик на площади, замерзли и сами бы разошлись…
— Сергей, скоро Новый год. С каким чувством ты встречаешь год Быка?
— В последний месяц настроение очень подавленное. Какое-то внутренне опустошение. Если короче, как будто я заснул в одной стране, а проснулся в другой. Буквально два-три месяца назад я смотрел в свое будущее с оптимизмом, думал, что у меня будет все замечательно. А сейчас состояние безысходности. Я не вижу себя в данной стране на данный момент. Иллюзии кончились, позолота слетела, и оказалось, что все мы стоим на краю пропасти. Работы нет и перспектив тоже…
— Уже думал над тем, чем будешь заниматься после того, как введут пошлины?
— Точно не оформлением машин. После Нового года эта работа сойдет на ноль. Сейчас я реально озабочен поисками новой работы. В последний месяц зондирую состояние рынка труда и ничего достойного пока не вижу. Единственное, власти предлагают всем махать лопатой на стройках АТЭС…
— За какие деньги?
— Не знаю, может, пять тысяч, может, шесть... Квалифицированными строителями никто из нас быть не может, на это люди учатся. А если лопатой махать — это низко квалифицированный труд. Проще на пособие по безработице жить… Хотя на 4 900 с тарифами ЖКХ не сильно проживешь.
— Скажи, ты не боишься давать это интервью? Твою фамилию в тексте оставить?
— Не боюсь. Когда раньше по телевизору смотрел, как разгоняли людей на митингах, это все спокойно воспринималось. Но когда сам в этом участвуешь и людей мутузят у тебя на глазах… После этого уже не страшно. Я готов открыто сказать, что буду искать какие-то решения, чтобы в дальнейшем заставить власть обратить внимание на нужды и мнения людей. И на мое мнение в частности.

"