Posted 27 июля 2021,, 05:16

Published 27 июля 2021,, 05:16

Modified 1 сентября 2022,, 03:46

Updated 1 сентября 2022,, 03:46

«Мы будем делать бабки»: как бурятские журналисты строят успешный бизнес

«Мы будем делать бабки»: как бурятские журналисты строят успешный бизнес

27 июля 2021, 05:16
Фото: Медиахолдинг1Mi
Последние годы в России — не самые простые для региональной журналистики. Денег в отрасли становится меньше, ограничений — больше, что отнюдь не способствует выживанию старых СМИ и появлению новых. И чем дальше регион от Москвы, тем ситуация хуже — речь, конечно, о Сибири и Дальнем Востоке.

Однако отдельные издания продолжают успешно функционировать и в разгар кризиса. Секрет в правильной переориентации бизнеса — те медиаменеджеры, которые раньше почувствовали политические и экономические веяния, сумели переформатировать работу своего СМИ и за счет этого оставаться на коне даже в самые трудные времена.

Мы изучили ряд таких изданий и этой публикацией открываем цикл материалов о том, как «коммерческая жилка» позволила дальневосточным изданиям перехитрить рынок за счет отказа от классической журналистики в пользу заработка.

Так, один из старейших и крупнейших медиахолдингов Сибири, «СМ Номер Один», долгое время имел представительство в Бурятии. В середине нулевых, впрочем, пути иркутской и бурятской редакции разошлись — руководство последней откололось даже не во франшизу, а в отдельное СМИ. Из названия популярной газеты в республике выбросили только первые две буквы — так появился «Номер один в Бурятии».

Уже в нулевых издание выработало стратегию, которой придерживается до сих пор — освещение скандальных, злободневных тем. И если в начале века этим нельзя было кого-то удивить, то уже в 2010-х такая идеология сделала «Номер один в Бурятии» чуть ли не уникальным в своем стиле. Но за все приходится платить — чтобы не пасть жертвой выбора между свободой и выживанием, менеджменту газеты пришлось переориентировать свою бизнес-модель.

Начнем с тех, кто стоял у истоков — это известные в Бурятии медиадеятели Виктория Логинова и Сергей Петухов. Вместе они еще в 2002 году учредили ООО «Тори-Пресс», которое и занималось выпуском газеты. Кроме того, Логинова также числится учредителем ООО «Байкальское информационное агентство», а Петухову принадлежат доли в ООО «Газетный цех» и ООО «Номер один».

«Тори-Пресс» никогда нельзя было назвать успешным предприятием. Несмотря на то, что все госконтракты на оказание информационных услуг власти (здесь и правительство республики, и мэрия Улан-Удэ, и Народный Хурал, и кого только нет) шли через «Тори», больших денег организация не приносила — 3-4 миллиона рублей годового дохода, из которых прибыль зачастую не доходила даже до миллиона — мелочь для издателей большой республиканской газеты с крупным штатом.

Да, другие компании, упомянутые выше, тоже торговали информуслугами на госзакупках, но и там ситуация была аналогичной. Вместе с тем, риски заметно превышали выгоду — на тот же «Тори-Пресс» регулярно сыпались судебные иски от тех, кого вольный стиль «Номер один» задевал за живое. В 2004 году с газетой судился даже мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев, причем через свои связи он организовал не обычное для таких ситуаций административное дело, а полноценную «уголовку» о клевете. Дело удалось замять, но тревожный звоночек услышали все участники журналистского предприятия.

На фоне этого и других конфликтов менеджмент издания к 2015 году полностью реорганизовал систему ведения дел. «Тори-Пресс» фактически перестало заниматься коммерцией, получать госконтракты и сдавать финансовую отчетность. С этого момента деньги всего предприятия сконцентрировались в ООО «Номер один».

Уже с 2016 года данное юрлицо отчитывалось о 12-14 миллионах рублей доходов на госконтрактах ежегодно — это в 2-3 раза больше, чем зарабатывал «Тори-Пресс». Выросла и чистая прибыль — до двух-трех миллионов рублей в год минимум. В это же время «Тори» остается фактическим учредителем издания, то есть принимает на себя весь гнев обиженных газетой и теперь еще и сайтом политиков и бизнесменов.

А деньги умно складываются в другом месте, где даже формально нет «мамы» республиканского «Номера», Виктории Логиновой. Партнером-учредителем Сергея Петухова в ООО «Номер один» выступает уже главред издания, Оксана Сажинова.

Стремительный рост официальных доходов издания и необходимость в разветвлении ответственности за деятельность и прибыли от нее — не единственная загадка «Номера». Вторая — невероятный судебный иммунитет издания. Так, каждое из ООО, связанных с изданием, только с 2010 по 2017 годы выступало ответчиком по 7-12 судебным искам. И почти в 100% случаях боссы «Номера» выходили сухими из воды — что говорит не только о грамотном написании материалов, понимании всеми сотрудниками специфики деятельности и сопровождении высококлассными юристами (что тоже стоит немалых денег), но и о хороших, по нашему мнению, связях тройки учредителей.

Итак, что мы имеем на данный момент — одно из самых вольных СМИ Бурятии, способных запросто «отполоскать» кого угодно, не только не пало жертвой нарастающей в российских регионах цензуры, но и смогло в самый разгар «охоты на ведьм» существенно увеличить прибыль. Резкий рост количества госконтрактов сопровождался разделением бизнеса на части и участившимися исками против издания. Но практически никто так и не смог засудить «Номер» — такая идеальная статистика для официального СМИ является практически прецедентом по меркам страны.

Выше мы подчеркивали, что говорим об официальном доходе — поскольку финансовую отчетность компания строго обязана подавать только на сделки с властью. Когда речь идет о частных лицах, появляется множество лазеек, позволяющих получать оплату информационных услуг «в конверте», нигде это не фиксируя и не регистрируя — и не платя налоги. Такую прибыль невозможно подсчитать, но достаточно посетить сайт «Номера один» и открыть газету, и можно увидеть изобилие рекламы крупных местных рителейров, производств и других компаний. А также большое количество критики лиц и организаций, не связанных с изданием официальными контрактами.

Таким образом, реальный заработок издания «Номер один», по нашему мнению, выходит далеко за пределы двух-трех миллионов чистой прибыли — которые, напомним, считаются уже после вычета зарплат сотрудников, затрат на печать и другие издержки. То есть трое учредителей ежегодно делят между собой немаленькую официальную сумму, и, вполне вероятно еще большую — неофициальную.

И ничего не нарушают — система отстроена так, что формально подкопаться к изданию невозможно. Добавим сюда судебный иммунитет — и получим почти идеальный кейс работы провинциального СМИ даже в самые тяжелые времена. Когда и волки сыты, и овцы целы — вот только кем в этом случае являются предприимчивые медиаменеджеры?

"